Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Муратовой Еленой Владимировной, воспитателем МКДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида» г. Нововоронежа Воронежской области. Сегодня Елена Владимировна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Владимировны:
«В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания».
Полезного чтения…
В настоящее время научно-исследовательская деятельность по обозначенной теме является актуальной в связи с тем, что персонификация в образовательной системе как результат использования личностно ориентированного подхода к субъектам образовательного процесса – одно из приоритетных направлений модернизации системы образования Российской Федерации. Анализ особенностей современной образовательной ситуации позволяет сделать вывод о том, что у субъектов воспитательно-образовательного процесса –детей , их родителей и воспитателей – сформирована потребность в личностном развитии и в презентации собственных достижений как результатов личностного роста, и детский сад является своеобразным механизмом, стимулирующим эту активность у участников образовательного процесса.
Сегодня воспитатель, учитывая и социальный заказ общества, психологические и возрастные особенности ребенка, ищет новые пути в обучении, использует новейшие методы и технологии в своей работе. Он направляет деятельность детей в русло творческого развития его как личности.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим способом познания мира.
Главная цель – способствовать развитию логического мышления, привить навыки основных методов познания, развить личность.
Исследователи доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов. Восприятие ребёнка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Средствами экспериментирования и детской любознательности я у детей формируют такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижается напряжённость, скованность, закомплексованность, поведение принимает характер открытости, естественности, детской непосредственности.
Основной целью моей работы является работа над созданием такой модели дошкольного образования, в которой путём интегративного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности будут созданы условия для целостного личностного развития.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приводит к их интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».
Детская экспериментальная деятельность отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев
Важнейшей составляющей моей работы является личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и воспитанника. Я стараюсь жить в унисон с миром ребенка, с миром его интересов. Учитываю не только качества личности ребенка, но и его собственный личностный опыт.
В основе своей работы придерживаюсь педагогики сотрудничества. Я ничего не навязываю детям сама. Прошу их самих выбрать, определиться, сделать. Даже если что-то нужно изучить, выполнить, провести, нахожу возможность создать ситуацию, в которой решение принимают дети. Мы вместе обсуждаем, создаем проекты исследовательских работ.
Воспитанник и воспитатель не два противоположных полюса, а единое целое. Это - два исследователя, два участника диалога, которым необходимо общение друг с другом, потому что оно наполнено духом обогащения знаний, саморазвития, сотрудничества, сопереживания, взаимоуважения.
В своей работе применяю практически все методы.
Словесный метод - чаще всего это беседа, где тщательно отбираю вопросы. В роли воспитателя может выступать и книга: научно - популярная, занимательная литература, словарь, энциклопедия, справочник.
Наглядный метод - использую иллюстративный (схемы, таблицы, иллюстрации, репродукции) и демонстрационный (слайды, презентации).
Практический метод - выполнение экспериментов.
Проблемно-поисковый метод - эвристический (ни воспитатель, ни дети не знают к какому открытию, выводу они придут в результате работы) и поисковый (воспитанники не знает, к чему их ведет воспитатель, который это знает).
Логический метод - путь от общего к частному или от частного к общему.
Метод самостоятельной работы - знания добываются самостоятельно детьми.
Метод мотивации – я учусь не для кого-то, для себя.
Воспитание и образование - это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с воспитателями, родителями. В работе по экспериментально-исследовательской деятельности мне активно помогают родители. Они помогают подготовить необходимое оборудование, материалы для проведения опытов. Так же родители с детьми проводят опыты дома, затем приносят фотографии, видео в детский сад, мы их выводи на большой экран, и даем детям возможность рассказать всем детям об опыте и сделать выводы.
Мне бы очень хотелось, чтобы в жизни мои воспитанники руководствовались известным девизом: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”
Список используемой литературы
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой- М., 2011г.
- Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»- М., 2012г.
- Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- Иванова И.А. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»- М.: ТЦ Сфера,2004г.
- «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 «Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград, 2011г..
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения дошкольников»– Самара, 2010г.
- Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов «Яйцо».-Санкт-Петербург, 2009г.
- Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов «Гвоздик». – Санкт-Петербург, 2010г.
- Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка»- М.1998г.
- А.И.Иванова «Мир животных»- М.2009г.
- Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2007г.
- Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г.
- Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.
- И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» - М.2008г.