Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
16 минут 4059 1004

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Faleeva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Фалеевой Надеждой Илларионовной, воспитателем МКДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида» г. Нововоронежа Воронежской области. Сегодня Надежда Илларионовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям.

Краткий комментарий к статье от Надежды Илларионовны:

«В статье представлен конспект семинара-практикума для родителей «Путешествие в страну «Веселого язычка и умелых ручек»». Данный семинар-практикум позволяет познакомить родителей с развивающими играми; научить развивать у детей мелкую моторику рук, воображение, мышление, творческие способности, речь, память, развивать координацию движений; познакомить с методами и приемами закрепления знаний детей о величине, форме, цвете, количестве; дать знания о том, как учить ребенка ориентироваться на листе бумаге, как через игры знакомить детей с окружающим миром, воспитывать у детей трудолюбие, любовь к окружающей нас природе, к животным и близким людям».

Увлекательного чтения…


Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Семинар-практикум для родителей

«Путешествие в страну «Веселого язычка и умелых ручек»»

Цели: познакомить родителей с развивающими играми; научить развивать у детей мелкую моторику рук, воображение, мышление, творческие способности, речь, память, развивать координацию движений; познакомить с методами и приемами закрепления знаний детей о величине, форме, цвете, количестве; дать знания о том, как учить ребенка ориентироваться на листе бумаге, как через игры знакомить детей с окружающим миром, воспитывать у детей трудолюбие, любовь к окружающей нас природе, к животным и близким людям.

Материалы и оборудование: катушки цветных ниток, проволока, игрушки сорока и еж, карты-лабиринты, узоры, силуэты ежей, прищепки, рожки- листочки и цветочки, бархатная бумага, цветные шерстяные нити, фланелеграф с рисунком из нитей, пирамидки с пуговицами, листы белой бумаги, маркеры, мнемотаблицы, ведра прозрачные с крупами, круги большие и маленькие из разноцветного картона, грецкие орехи, мелкие игрушки животных.

Воспитатель. – Сегодня, мы с вами, дорогие мамы, отправимся в страну «Веселого язычка и умелых ручек». На чем бы нам туда поехать? Давайте, поедим в страну «Веселого язычка и умелых ручек» на паровозе, а паровоз   сделаем из цветных катушек и проволоки. И так приступаем, продеваем проволоку через катушку, закрепляем один конец, обмотав сердцевину катушки, затем надев все остальные, закрепляете проволоку вокруг последней. Дома, нанизывая катушки с ребенком, вы развиваете мелкие мышцы рук, закрепляете или учите с ребенком цвет, говоря: «Надеваем желтый вагончик, похожий на солнышко, а теперь надеваем зеленый вагончик, похожий на огурчик» и т.д.

Попросите ребенка повозить паровоз вперед- назад- закрепив новые для ребенка понятия «вперед», «назад».

Мчится, мчится паровоз

Две трубы и сто колес,

Чу-чу, чу-чу

Я далеко укачу- ту-ту.

         Предложите погудеть так же, как гудит паровоз (чу-чу, ту-ту-у)- тем самым отрабатывая звукопроизношение.

         И так паровоз наш готов, можно продолжать путешествие дальше.

         Но как нам найти дорогу в страну «Веселого язычка и умелых ручек»? У кого спросить? (кричит сорока). Сорока-белобока, где была?

Сорока. – Далеко. Кашу варила, деток кормила.

Воспитатель. – Сорока-белобока, я знаю про тебя и твоих деток одну игру. Сейчас я поучу играть в нее наших мам, а ты посмотри. (Проводится пальчиковая игра «Сорока-белобока», родители повторяют за воспитателем).

Сорока-белобока, где была?

-Далеко!

- Что делала?

- Кашу варила (имитация- помешивание ложкой)

Деток кормила.

Этому дала, этому дала, (загибание пальцев, начиная с мизинца)

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.(слегка потрясти большой палец)

Он в лес не ходил, дров не рубил,

Воду не носил, кашу не варил.

Тебе нет ничего.

Играя в эту игру, вы должны помогать ребенку, загибать пальцы, стремитесь к тому, чтобы ребенок произносил потешку или хотя бы, чтобы добавлял отдельные слова потешки, тем самым вы развиваете речь ребенка и память. Обсудите с ребенком: «Почему мама-сорока не покормила последнего сороченка?», потому что он ничего не делал, не помогал своей маме, а это плохо. Пословица «Кто не работает, то не ест». Обсуждая это, вы решаете и воспитательные задачи, воспитываете трудолюбие.

         Сорока-белобока, тебе понравилась наша игра?

Сорока. – Да.

Воспитатель. – Сорока-белобока, ты всюду летаешь, много что знаешь, подскажи нам, где находится страна «Веселого язычка и умелых ручек».

Сорока. – Нет, я не знаю, где такая страна, но в лесу живет умный еж, спросите у него. Вот вам карта, как к нему пройти. Красная дорожка приведет к его дому. До свидание. (Улетает)

Воспитатель. – Спасибо и до свидание. Дорогие мамы, давайте попробуем найти дорогу к домику ежа. Если я вам скажу: «Возьмите красный маркер и обведите красную линию», то вы быстро с этим справитесь, но, играя дома с ребенком, предложите ему найти красную дорожку, если он не справляется, покажите ему какой-нибудь красный предмет, затем предложите найти маркер такого же цвета, а затем обвести красную линию. Дома нарисуйте на листе бумаги различные витые узоры, линии, геометрические фигуры разными карандашами, дайте малышу фломастеры и попросите их обвести- это поможет закрепить цвет, знания о геометрических предметах, рисуя- будет развиваться мелкая моторика. (Мамы обводят красную дорожку красным маркером.)

         Путешествие продолжается, обведя красную линию, мы пришли к домику ежа.

         Ау, еж! Здравсвуй! (Воспитатель гладит ежа, делает вид, что укололась). Что ты, еж, такой колючий?

Еж. – Это я на всякий случай, потому что мои соседи: лисы, волки и медведи.

Воспитатель. – Еж, а почему ты такой грустный?

Еж. – Мои ежата потеряли иголки, и с ними может случиться беда.

Воспитатель. – Мамы, поможем ежу? Сделаем ежатам иголки из прищепок. (Игра с прищепками) Берите ежей и прищепки. Цепляя прищепки с ребенком, вы можете считать их- одна прищепка, еще одна, еще одна. Сколько стало у ежей иголок? Много. Закрепляете понятие один- много, с которыми мы знакомим детей с 2 до 3 лет. Так же вы можете закрепить цвет- эта прищепка красная, эта желтая и т.д. Покажите, например, синюю, предложите найти такую же. С помощью этой игры вы можете решать и воспитательные задачи- учить детей помогать попавшим в беду ежатам, воспитывать любовь в данном случае к диким животным.

         Итак, мы с вами помогли ежу, сделали иголки ежатам. Но у ежа еще одна беда, он хотел приготовить ежатам рожки-листочки, но ежата, играя, нечаянно смешали их с рожками-цветочками. Помогите ему перебрать рожки: в одну тарелку- листочки, а в другую- цветочки.

         Чтобы было удобно перебирать, предлагаю аккуратно высыпать рожки на стол. Перебирая рожки, мы развиваем мелкую моторику пальцев рук. Важно перебирать обеими руками, т.е. тренировать мышцы обеих рук. Играя в эту игру у ребенка так же развивается внимание, усидчивость, трудолюбие, ответственность за порученное дело.

         Ну, что, мамы, закончили перебирать? Сейчас мы с вами высыпим рожки-листочки в мешочек и я их вместе с ежатами отнесу ежу.

         У нас с вами на столах остались рожки-цветочки, из них можно сделать бусы, нанизав их на леску и подарить их кукле или бабушке на день рождение, маме на 8 Марта или этими бусами украсить елку- все зависит от вашей фантазии.

         Еж, возьми своих ежат, теперь они уже не попадут в беду, а это рожки-листочки- приготовишь их накормишь ежат. Еж, мы ищем страну «Веселого язычка и умелых ручек», ты нам не подскажешь где она?

Еж. – Нет, я о такой стране ничего не знаю. До свидание.

Воспитатель. – До свидание. Пока мы не нашли дорогу в страну «Веселого язычка и умелых ручек», но оказались в лесу. Скажите, что растет в лесу? (Ответы родителей) Да, в лесу растут деревья, кустарники, трава, грибы, ягоды и цветы. Сейчас, мы попробуем с вами нарисовать цветы нитками. Представьте себе, какой-нибудь цветок и попробуйте его выложить нитью на бархатной бумаге. Приступайте. Куму трудно предлагаю подсказку. (На экран выводятся трафареты цветов.)

         Взрослые могут рисовать по представлению, дети рисуют по трафарету, очень удобно рисовать на ковре или ковролине. Можно при этом ребенку читать стихи о цветах, например:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платьице.

Легкое, воздушное- ветерку послушное.

         Играя дома, предложите ребенку подуть на цветок, понюхать его, поговорите о том можно или нельзя рвать цветы, воспитывайте любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.

         Нитями и шнурками можно рисовать целые картины.

         Выкладывание короткими нитями развивает у детей мелкую моторику рук, воображение, мышление, творческие способности, ребенок учится ориентироваться в пространстве, закрепляются знания о цвете, форме. С помощью картин можно закреплять знания о временах года и т.д.

Давайте посмотрим, что за цветы получились у наших мам.

В лесу живет много разных жучков, насекомых, например- сороконожка.

Сейчас мы с вами попробуем выложить ее из пуговиц. Берем пирамидку, сделанную из пластилина, зубочистки и пуговиц. Выкладываем на лист бумаги пуговицы в ряд, одна близко к другой. После того, как все выложите, возьмите маркеры и пририсуйте: глаза, хвост, ножки. (Родители выполняют задание.) Теперь посчитаем: сколько хвостов? (один), сколько глаз (два), сколько ножек? (много).

Обратите внимание на экран- на экране изображен цветок и наша сороконожка. Рассмотрим относительно цветка. Где сидит? (на цветке, под цветком) Куда ползет? (к цветку, от цветка) Задавая детям такие вопросы, вы учите их изменять существительное по падежам. Так же можно рассмотреть расположение сороконожки относительно листа бумаги. Где находится? (вверху, внизу, слева, справа) Куда ползет? (вверх, вниз, влево, вправо) Учите ребенка ориентироваться в пространстве, закрепляйте цвета.

         Из пуговиц можно выкладывать бусы (используя пуговицы одинаковой или разной величины и цветов), домики (из пуговиц квадратной и треугольной формы), геометрические фигуры, цветы, салют.

         Наше путешествие по лесу продолжается. В лесу живет много диких животных. Отгадайте о ком эта загадка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Кто это? (белка)

Белка. - Я слышу, здесь обо мне говорят и мне захотелось с вами поиграть. Я хочу с вами поиграть в пальчиковую игру, но прежде, чем играть, мы выучим с вами потешку по мнемотаблицам. («Белка» выставляет мнемокарточки в соответствии с текстом.)

Сидит белка на тележке,

Продает белка орешки:

Лисичке сестричке, воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Воспитатель. - Белка, мы знаем, что ты на зиму делаешь запасы в дуплах.

Белка. – Да. Я предлагаю нашим мамам встать и запасы мои поискать. На полянке у нас много цветных пенечков, но каждая мама должна пойти и найти только свой пенек. (Раздает карточки-кружки разного цвета.) Ищите пенек такого цвета, как кружок, берите его и садитесь на место.

Воспитатель. – Молодцы, мамы. Все правильно нашли. Теперь откроем пенек и посмотрим, что там. Что у вас? (гречка, горох, рис, фасоль и т.д.) Так, играя дома, вы можете познакомить ребенка с любой крупой, бобовыми, что из них можно приготовить, поговорить какие они, покатать их между пальцами, дать им характеристику. Например, фасоль- белая, гладкая, скользкая, похожа на камушки и т.д.

         Но мы знаем, что наша белочка прячет орешки, поищите их. (Мамы ищут в крупах орехи.) Опишите, какой орех? Докажите, что он круглый, шершавый, крепкий. (Ответыродителей) Вот так и дома учите ребенка характеризовать предмет.

         В крупе можно прятать различные мелкие игрушки: диких и домашних животных. Можно положить кусочек фрукта или овоща, не забыв упаковать в пакет, и пусть ребенок расскажет, что он съел- фрукт или овощ, назовут его, расскажут каков он на вкус. Дети очень любят играть в такие игры.

         Спасибо тебе белочка за игру, за сюрприз в пенечках. Белочка, мы с мамами ищем страну «Веселого язычка и умелых ручек», ты нам не подскажешь где она?

Белка. – Нет, я о такой стране даже не слышала. Извините, мне пора, бельчата ждут. До свидание.

Воспитатель. – До свидание. Нам с вами, дорогие мамы, пора возвращаться домой. Скажите мне, может быть, вы знаете, где находится эта замечательная, чудесная страна «Веселого язычка и умелых ручек? (Ответы родителей) Или мы с вами все-таки побывали в ней?

         Уважаемые мамы, помните, что маленький ребенок- неутомимый исследователь окружающего мира. Каждый новый предмет привлекает его внимание, он разглядывает его, вертит в руках, пробует на ощупь, на вкус, разбирает его, так он познает мир. Через такие игры, которые мы сегодня использовали на нашем семинаре-практикуме, у ребенка развивается внимание, воображение, творческие способности, мышление, активизируется поисковая деятельность, речь, память, развивается мелкая моторика. Эти игры не требуют сложных предметов и материалов, все это есть у каждого из вас дома. Ребенку нужно только ваше внимание, т.к. маленькие дети не могут играть одни.

         Игры помогают раскрыть и развить таланты ребенка, установить доверительные отношения между малышами и родителями. Вполне возможно, что играя, вы откроете что-то новое и удивительное не только в ребенке, но и в себе. Наслаждайтесь жизнью и общением со своими детьми.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607