Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
25 минут 6062 1482

Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Gayvoronskaya fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гайворонской Натальей Игоревной, учителем-логопедом ГБДОУ детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Наталья Игоревна в своей статье расскажет нам об особенностях формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, психологов и родителей.

Краткий комментарий к статье от Натальи Игоревны:

«Считаю, что воспитание и развитие через сказку очень актуальная тема. Пожелания всем взрослым: читайте как можно больше сказок детям, придумывайте, фантазируйте, и дети почерпнут все самое лучшее»!

Полезного чтения…


Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

         Актуальность проблемы: формирования грамматического строя речи вызвана ростом числа дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с Общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается нарушение звукопроизношения, обнаруживается недоразвитие фонематического слуха, отставание в формирование словарного запаса и грамматического строя речи.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это связано с тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка основана на большом количестве языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Но характерной особенностью овладения грамматическим строем языка у детей с ОНР является более медленный темп усвоения. Эти дети испытывают трудности и в выборе грамматических средств выражения мысли, и в их комбинировании.

Нарушения грамматического строя речи при ОНР вызваны недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений.

Для детей с ОНР характерны нарушения морфологической системы языка, которая тесно связана с развитием синтаксиса, лексики, фонематического восприятия. Для того чтобы овладеть морфологической системой языка, ребенок должен научиться сравнивать слова по звучанию и значению, определять их различия, «осознавать изменения в значении, в звучании, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения … и элементами слов (морфемами).

«Морфологически нечленимое использование слов – основная закономерность ранних этапов дизонтогенеза речи». Дети с нарушенным развитием речи длительное время не замечают грамматической изменяемости слов родного языка, не используют формальных средств языка (прежде всего систему флексий), несмотря на достаточный словарный запас. Существительные используются чаще всего в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении. Это объясняется тем, что лексическая основа слова представляется ребенку, как постоянный словесный раздражитель, который связан с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для детей лишь меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, и поэтому не воспринимаются детьми. При чем, употребления слов в нерасчлененном на морфологические элементы виде может наблюдаться в речи таких детей в течение многих лет жизни.

В норме морфологические элементы слов дети начинают распознавать и вычленять при накоплении небольшого словарного запаса.

Если нормально развивающийся ребенок, усвоил грамматическое обозначение той или иной ситуации, то затем он улавливает сходство ситуаций и обобщает их, ребенок с нарушенным речевым развитием не улавливает сходства и может однотипные речевые ситуации обозначать по-разному. Отмечено, что при нормальном речевом развитии дети образуют большое количество форм слов по аналогии, при нарушенном речевом развитии часто дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. Это приводит к тому, что одно и тоже слово может использоваться ребенком в одной и той же синтаксической конструкции по-разному. У детей с нарушенным речевым развитием возникновение правильных форм слова не ведет к исчезновению «старого стереотипа».

Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование и слов в нерасчлененном, целостном виде, и овладение процессом расчленение слов на составляющие его морфемы, которое у них формируется более медленными темпами.

Специфической особенностью речи детей с ОНР является зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от типа предложения.

Одним из показателей морфологических нарушений является неправильное согласование в роде и числе. В.А Ковшиков приводит примеры неправильных согласований в роде прилагательных с существительными у детей с алалией: красный бант, но красный платье, красный юбка; зеленый трава, вкусная суп. Примеры неправильных согласований в числе: дети одевается, девочки играет, машины гудит; мячики красивый.

     Очень часто дети неверно употребляют окончания множественного числа существительных. Например: дом-домы; глаз-глазы; ведро-ведра; дерево-дерева; козленок-козленки; теленок-теленки.

Также у детей с ОНР проявляются стойкие грамматические ошибки в замене окончаний косвенных падежей окончаниями именительного падежа. Нередко отмечаются взаимозамены ряда окончаний. Например, винительный падеж: моет (пол) пола, полу; гладит (щенка) щенок; взял (кубик) кубику. Родительный падеж: боится (петуха) петух, петуху; просит (молока) молоко, молоку. Дательный: идет (к лисе) лиса, лисой, к лису; дает (петуху) петух, петуха.

Чаще всего дети допускают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей. Например, творительный: вытирает нос (платком) платок, платке; ударил мяч (ногой) нога, ногу, ногом, ногей; бежит (за лисой) за лиса, за лисе, за лисом. Предложный: лежат (на полу) пол, на пол, на поле; вода (в ведре) ведро, в ведра, в ведру.

Особенности употребления детьми с речевыми нарушениями окончаний существительных… отражают основные закономерности более ранних этапов нормального речевого развития. Однако у этих детей отмечается ряд особенностей в усвоении грамматического строя языка. Так дети с нормальным речевым развитием на ранних этапах овладения системой языка обычно производят замены окончаний лишь внутри какого-либо одного падежа, то дети с речевыми нарушениями заменяют окончания одного падежа окончаниями разных падежей. При чем для детей с ОНР характерно непостоянство этих замен.

Много аграмматических ошибок допускают дети и в глагольных формах. Иногда вместо формы определенного лица и числа они используют неопределенную форму глагола (мама, папа и дочка пить (пьют) чай; мальчики кидать (кидают) мяч) или глагольную основу (зайчик прыга (прыгает); дети куша (кушают)). Смешиваются окончания глаголов при изменении по лицам и числам (они кричит). Часто дети опускают возвратную частицу –ся (катается-катает; умывается-умывает). Также дети не учитывают изменения, происходящие в слове при спряжении (они рисовают; он шел и она шела (шла)). Допускаются переносы окончаний одного спряжения в другое (машины гудуют (гудят); Маша кладит (кладет) палочки). У детей с алалией часто бывает плохо сформирована категория вида: дети шли (пошли) в лес; Дима не рассказать (не хочет рассказать) сказку; Петя лез (залез) на дерево. Плохо также сформирована категория времени. Многие дети не употребляют форм прошедшего времени и особенно будущего времени, нередко заменяя их формами настоящего.

Довольно распространенной ошибкой является неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных, например: нет два пуговиц, два руки, пять ногах.

Часто дети неправильно употребляют предложно-падежные конструкции, например: под стола, в дому, из стакан.

У детей с ОНР выявляются и общие, характерные как для нормального речевого развития, так и для нарушенного речевого развития, аграмматизмы и специфические (окказиональные формы).

Основным механизмом возникновения аграмматизмов в речи дошкольников является излишнее обобщение часто встречающихся форм, образование по аналогии с продуктивными формами.

Одним из таких обобщений является закрепление ударения за определенным слогом в слове, т.е. при склонении существительных сохраняется ударение исходного слова (сто`ла нет, много по`ездов). Ошибки такого вида встречаются часто, но взрослые их не замечают, так как не считают значимыми. Также устранение беглости гласных, которые при склонении существительных остаются в основе слова, например: левы, пени, песов, кусоки, костером, много сестр.

Дети устраняют чередование конечных согласных основы. В русском языке оно чаще сочетается с наращиванием (клок – клочья). Есть существительные, в которых эти наращивания отсутствуют (ухо - уши, черт - черти, сосед - соседи). В детской речи именительный падеж воздействует на другие формы (ухи, соседы).

Достаточно часто в речи детей происходит устранение наращивания или изменение суффиксов (друг – други, ком – комы, стол – столы, дерево – деревы, котенок – котенки).

В детской речи встречаются, как случаи образования форм множественного числа от основы единственного числа, так и случаи обратного рода (человек – человеки, ребенок - ребенки, люди – людь, дети – деть).

В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно действуют процесс выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение.

Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР шестилетнего возраста наибольшие трудности вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Многие авторы отмечают, что, осваивая правильную грамматическую форму слова, ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбранная форма слова чаще всего зависит от уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи.

Словообразованием дошкольники с ОНР владеют в ограниченных рамках и в процессе его, как правило, возникает много ошибок. Наибольшие трудности у детей вызывает образование прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: «клюный» – клюквенный (с продуктами питания); «глинявый» – глиняный, «стекляшкин», «стекловый» - стеклянный (с различными материалами), «сосный» - сосновый, «березкин» - березовый (с растениями), «хвастовый» - хвастливый (с характеристикой эмоционально-волевого и физического состояния объекта). Дети неправильно выбирают производящую основу, что приводит к возникновению неологизмов, например: «человек, который дома строит» - «доматель». Часто дети используют неадекватные аффиксальные элементы: «мойчик» вместо «мойщик», «лисник» вместо «лисья», «скворчик» вместо скворушка. Стойкие трудности отмечаются в образовании малознакомых сложных слов: книжник – книголюб, пчельник – пчеловод. Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко-слоговой организации производного (т.е вновь образованного) слова, например, вместо «нарисовал» - «саявал», вместо «мойщик» - «мынчик».

Если ребенок 6 лет говорит « на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считает это правильным, как же он будет писать в школе? Ведь наличие подобных «аграмматизмов» свидетельствует о том, что грамматические системы так и остались у него не сформированны. Это может послужить предпосылкой к возникновению аграмматической дисграфии при обучении в школе. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо выявлять нарушения формирования грамматического строя речи и проводить работу по устранению этих нарушений.

В связи с этим можно выделить основные направления при формировании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике способов словообразования и форм словоизменения.

2. Закрепление наиболее продуктивных способов словообразования и словоизменения.

3. Работа по ознакомлению с менее продуктивными моделями словообразования и формами словоизменения.

4. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения и способов словообразования.

В ходе коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо решать следующие задачи:

1. Помочь ребенку усвоить основное значение каждой конкретной грамматической формы.

2. Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы частотных и малознакомых слов по заданному образцу (по аналогии).

3. Воспитать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм путем многократных повторений.

         При работе по формированию грамматического строя речи необходимо ориентироваться на следующие педагогические принципы:

  • принцип системности и учета структуры речевого нарушения, который позволяет выявить механизм речевого недоразвития и диагностировать речевое расстройство, исходя из его патогенеза, а также определить методы педагогического воздействия.
  • принцип комплексности – так как нарушения грамматического строя обусловлены в большинстве случаев недоразвитием языковых обобщений, то коррекционная работа по формированию системы словообразования и словоизменения взаимосвязана с развитием лексики, фонетико-фонематической системы;
  • онтогенетический принцип – логопедическое воздействие осуществляется с учетом общих закономерностей овладения грамматическими категориями при нормальном речевом развитии;
  • принцип деятельности – известно, что овладение грамматикой языка происходит в процессе деятельности ребенка, а так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то работа по формированию грамматического строя речи проводиться с использованием большого количества дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, которые способствуют прочному усвоению изучаемого материала;
  • принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – процесс развития той или иной функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение заданий возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
  • общедидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность, постепенный переход от простого к сложному, учет объема и разнообразия материала.
  • принцип наглядности. В работе по развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием большую роль играет использование наглядных пособий (натуральных предметов и их изображения). Наглядность как средство обучения, помогает вызвать у детей интерес к занятиям, способствует закреплению пройденного, систематизации изучаемого материала и повышает качество усвоения. При работе с детьми используют разнообразные виды картинок: предметные, сюжетные, парные, которые применяются при сопоставлении и противопоставлении. Кроме картинок используется материал окружающей обстановки, сопровождение демонстрируемых действий речью, выполнение действий по словесной инструкции.

Формирование различных способов словообразования.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР основное внимание необходимо уделять усвоению системы продуктивных словообразовательных моделей. Для закрепления и формирования продуктивных моделей необходимо уточнять связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).

Логопедическая работа на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных проводится параллельно.

Коррекционная работа по формированию словообразования существительных включает:

  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов,
  • суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды);
  • суффикса –инк- (солома - соломинка);
  • формирование умения образовывать названия детенышей животных и птиц;
  • формирование умения образовывать названия профессий.

        При этом детям предлагаются только продуктивные суффиксы: для мужского рода – -щик-,-чик- (часовщик, летчик) и для женского рода - – ниц-, - иц- (учительница, певица).

При формировании суффиксального способа образования существительных речевой материал предлагают в следующей последовательности:

- образование слов, в которых не меняется звуковой структуры корня производного слова (дом – домик, диван – диванчик, корова - коровка);

- с чередованием глухих и звонких звуков в корне (сад – садик);

- с изменением звуковой структуры производного слова (рукав – рукавчик, синица - синичка).

В работе по формированию словообразования глаголов детям с ОНР для закрепления предлагаются простые по семантике словообразовательные модели с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Упражнения на дифференциацию глагольных форм предлагаются в следующей последовательности:

  • дифференциация совершенного и несовершенного вида,
  • возвратных и невозвратных глаголов.
  • глаголов с   наиболее продуктивными приставками.

Учитывая особенности появления форм прилагательных в онтогенезе, материал для формирования навыка образования прилагательных предлагается детям в следующей последовательности:

  • образование притяжательных прилагательных;
  • относительных;
  • качественных.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом формирования этой системы в онтогенезе. При этом учитывается связь с лексикой, морфологической и синтаксической системой языка. Коррекционную работу необходимо проводить с постепенным усложнением форм речи, заданий и речевого материала. Сначала работа по формированию словоизменения проводится на уровне словосочетания и предложения, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях.Среди именных словосочетаний для работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи используются словосочетания, которые состоят:

- из существительного и прилагательного (синий шар);

- из двух существительных: со значением принадлежности (лапа медведя), со значением совместимости (тарелка с ложкой).

Формирование каждой грамматической формы осуществляется в определенной последовательности: сначала отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменения звукослоговой структуры основы слова при словоизменении, затем безударные флексии при отсутствии изменений в основе слова, далее ударные флексии с изменением основы слова и безударные окончания при изменении основы слова.

Формирование словоизменения существительных включает:

1. Дифференциацию форм единственного и множественного числа именительного падежа.

2. Закрепление беспредложных конструкции существительных единственного числа. Эта работа осуществляется с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе:

- винительный падеж;

- родительный падеж;

- дательный падеж;

- творительный падеж.

3. Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности:

- дательный падеж;

- творительный падеж;

- родительный падеж;

- винительный падеж.

Для закрепления форм родительного падежа существительных множественного числа предлагаем использовать различные варианты игры «Чего не стало?».

Работа по формированию словоизменения прилагательных включает:

- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;

- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в беспредложных конструкциях, а затем в

предложных;

- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа в беспредложных и в предложных конструкциях.

Особое внимание в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи уделяется глагольным словосочетаниям. Это связано с тем, во-первых, глагол чаще всего выступает в роли предиката, является организующим звеном в предложении, во-вторых, у детей с общим недоразвитием речи опускается в предложении именно предикат.

Коррекционная работа по формированию словоизменения глаголов включает задания:

  • на дифференциацию глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица;
  • на согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Вывод:

Среди разнообразных речевых расстройств у дошкольников часто встречается общее недоразвитие речи. Оно может быть вызвано разнообразными этиологическими факторами биологического и социального характера и наблюдается при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации).

Характерными признаками общего недоразвития речи является стойкое отставание в формировании всех компонентов речевой системы: (звуковой стороны, фонематических процессов, лексики и грамматики).

Нарушения грамматического строя являются одним из важных показателей недоразвития речи. В связи с этим, выявление особенностей формирования грамматических средств у детей с общим недоразвитием речи является необходимым в анализе речевого нарушения.

Анализируя ошибки, допущенные детьми с общим недоразвитием речи при образовании слов, было выделено большое количество ошибок, таких как неправильный выбор основы производящего слова, семантические замены, в основе которых лежит несформированность лексической стороны речи.

При обследовании сформированности системы словоизменения были выявлены ошибки характерные и для нормального речевого развития, такие как использование наиболее продуктивных окончаний, унификация основ, устранение беглости гласных при изменении существительных по числам, смешение падежных форм внутри падежа, которые обусловлены тем, что дети овладели только общими закономерностями системы словоизменения.

Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи имеет специфические особенности: наличие ошибок характерных как для нормального речевого развития, так и специфических аграмматизмов, характерных для детей с нарушениями речи. Так специфической особенностью детей с ОНР является – успешность выполнения задания зависит от степени знакомости слова. Дети лучше справлялись с словообразовательными операциями на знакомых частотных существительных (уменьшительно-ласкательные формы) по сравнению с более сложными для понимания формами (или по семантике) (названиями профессиями людей).

Кроме того у детей с общим недоразвитием речи (3 уровня речевого развития) усвоении способов словообразования значительно отстает от формирования системы словоизменения, что связано с недостаточной сформированностью лексической стороны речи.

Дети с общим недоразвитием речи даже к 7 годам недостаточно овладевают грамматическими средствами языка, что может вызвать у них трудности в овладении школьной программой по русскому языку и послужить предпосылкой к возникновению аграмматической дисграфии при обучении. В связи с этим при логопедической работе с детьми с ОНР необходимо уделять особое внимание формированию грамматического строя речи.

Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Формирование грамматического строя речи   - это длительная, кропотливая работа.

Даже если ребенок с речевым нарушением в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов и пр. А приобретенные умения помогут в дальнейшем при усвоении школьной программы.                                                                                                                           

Список используемой литературы:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  2. Захарова А.В. Опыт лингвистического словаря детской речи. – Н., 1975.
  3. Ковшиков В.А. Особенности употребления падежных окончаний существительных детьми с экспрессивной алалией.// Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л., 1989.
  4. Ковшиков В.А. Эукспрессивная алалия. – М., 2001.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  6. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду (автореферат). – М., 1983.
  7. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2001.
  8. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи (автореферат). – М., 1997.
  9. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Дефектология №4 (2001).
  10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2347 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2188 608