Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Щепащенко Оксаной Леонидовной, заместителем директора по воспитательной работе МАОУ ДОД «Дома детского творчества п. Провидения» Чукотского автономного округа. Сегодня Оксана Леонидовна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере семейного воспитания и предлагает вашему вниманию сценарий семейного праздника. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Леонидовны:
«Семья – маленькое государство. Она является основой формирования гражданина. Именно здесь закладываются вкусы и привычки, духовный и культурный образ. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает: физическое благополучие (включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье); эмоциональное благополучие (включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо)».
Полезного чтения…
Семейное коллективно - творческое дело «Подсолнушки»
Форма проведения: конкурсная программа.
Место проведения: актовый зал.
Участники: воспитанники и их родители.
Предварительная работа:
- Беседы о семье, разучивание стихов;
- Слушание и разучивание песен о папе, маме, бабушке и дедушке, о семье;
- Презентации «Мы дружная семья»;
- Изготовление пригласительных открыток для членов семьи, талисманов «Подсолнушков»;
- Подготовка чтецов;
- Подготовка реквизита для конкурсов;
- Изготовление пригласительных открыток для семейных команд, талисманов «Подсолнух»;
- Подготовка призов и благодарственных писем для награждения;
- Оформление зала.
Материал и оформление:
костюмы для детей, гофрированная и цветная бумага, картон, отрезки ткани, маркеры, талисманы «Подсолнух», воздушные шары, оформление сцены, выставка детских рисунков, творческих работ семей «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»,
Оборудование: мультимедийный проектор, переносной экран, ноутбук, музыкальный центр, диски с песнями и музыкой.
Музыкальное оформление: музыкальное сопровождение конкурсов, песни «Родительский дом», «Мама и дочка».
Цель:
- формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей.
- гармонизировать детско–родительские отношения с помощью проведения совместного мероприятия.
- установить партнерские отношения с семьями воспитанников.
- развить коммуникативные качества ребенка – свободное общение с взрослыми и детьми.
- создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Задачи:
- воспитание ценностного отношения к семье, гордости за свою семью;
- формирование позитивного опыта семейных отношений;
- предоставление возможности реализовать детям и родителям свои творческие способности;
- содействие самоутверждения и самореализации каждого ребенка;
- развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и Дома творчества, воспитание у воспитанников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение коллектива;
- формирование у воспитанников представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Семья – маленькое государство. Она является основой формирования гражданина. Именно здесь закладываются вкусы и привычки, духовный и культурный образ. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- физическое благополучие (включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье)
- эмоциональное благополучие (включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо)
- условия развития (включая развитие возможность получать новые впечатления)
Дом детского творчества, на фоне углубляющегося кризиса семейных отношений, рассматривается «оазисом» покоя и эмоциональной передышки.
Я как заместитель директора по воспитательной работе МАОУ ДОД «Дома детского творчества п. Провидения», признавая главенствующую роль семьи в воспитании, ищу различные пути сотрудничества с ней.
Сотрудничество – это совместная, развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным восприятием, проживанием хода и результатов этой деятельности. Моя работа с родителями строится на основе взаимного сотрудничества. За основу я взяла принцип партнерства: «Родители не ученики, а партнеры по общению».
На мероприятия приглашаются родители, и они участвуют вместе с детьми и педагогами в творческих делах. Мероприятия, проведенные совместно с детьми и их родителями, дают последним образец еще одного вида взаимодействия и взаимопонимания, еще одну возможность весело, интересно, каждый раз по-новому общаться друг с другом.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Родители воспитанников, участвуя в совместных мероприятиях, учатся:
- говорить с ребенком на его языке.
- преодолевать чувство превосходства над ребенком.
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность.
- открывать для себя способ обучения через эмоциональное чувствование, переживание.
- любить детей такими, какие они есть.
Воспитанники, участвуя в совместных мероприятиях с родителями, учатся:
- смотреть на себя со стороны, глазами других людей.
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.
- проявлять милосердие.
- быть добрее к окружающим.
- доверять друг другу.
Сценарий
звучит музыка
Ведущий: Здравствуйте, дети
Самые лучшие на свете!
Добрый день вам, папы
Мы – видим – вы сняли шляпы.
Поклон вам мамы,
- Красивые самые!
Добрый день гости дорогие. Мы рады видеть вас здесь, на семейном празднике. Вы, конечно, знаете, что 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.
Ребенок: Маму очень я люблю,
Папу тоже я люблю.
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья!
Ребенок: Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю,
Я всегда им помогаю
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я,
Да и бабушка моя
Наша дружная семья.
Ребенок: И сестренку я люблю
И братишку я люблю
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья!
Ведущий: Семья для нас – самое главное, самое нужное в жизни. Если в семье царят взаимопонимание и тепло – это настоящее счастье!
Ведущий: Папа, мама, сынок и дочка…. Когда они вместе возникает то, непередаваемое чувство теплоты и радости, которое у нас исстари называли семейным очагом. Семейный очаг – это маленькое солнце, это фундамент, источник жизни на земле.
Ведущий: Какой бы холодный ветер не подул, тепло семейного очага всегда согреет нас и придаст уверенности нашим силам. Семейный очаг надо беречь, нельзя дать ему потухнуть. А что больше всего позволяет сберечь тепло семейного очага? (ответы гостей) Верно. Любовь, тепло, взаимопонимание.
Ведущий: Мы уверены, что сегодня ребята и родители, поближе познакомятся друг с другом и узнают, какие удивительные таланты в них скрываются.
Ведущий: Нам знакомы все ребята, которые пришли к нам на праздник. И я уверена, что у нас будет очень весело.
Ведущий: А я знаю их родителей. И знаю, что они обладают чувством юмора и, наверное, очень находчивы.
Ведущий: А, по-моему, находчивости им стоит поучиться у своих детей.
Ведущий: Давайте не будем спорить. Есть замечательный способ проверить кто веселее, талантливее и находчивее. Нужно поучаствовать в нашей конкурсной программе.
Ведущий: Мы надеемся, что сегодняшний конкурс будет для вас добрым, интересным и очень веселым.
Ведущий: И пусть все наши конкурсы создадут у вас радостное настроение.
Ведущий: Сегодня у нас в гостях: (музыкальная отбивка)
Семья Курочкиных – команда «Неугомонные»
Семья Весниных – команда «Весеннее настроение»
Семья Калянкау – команда «Радуга»
Семья Анисимовых – команда «Задоринка»
Семья Меркуловых – команда «Ураган»
«Представление семей»
Представление – визитная карточка семейных команд. Каждая команда – семья рассказывает о своих семейных увлечениях, традициях, семейных праздниках (название, девиз, приветствие в стихах или компьютерные презентации).
Ведущий: А оценивать наши конкурсы будет компетентное жюри:
Представление членов жюри
Ведущий: Ну, вот мы и познакомились.
Ведущий: Итак, мы начинаем нашу конкурсную программу!
Ведущий: Для участников праздника будут предложены испытания, которые они смогут преодолеть благодаря своей дружной семье.
Ведущий: Что бы нам провести первый конкурс, приглашаем детей пройти за кулисы.
Ведущий: Пока дети готовятся к первому конкурсу, в исполнении Ани Иванченко прозвучит песня «Мама и дочка».
Конкурс «Мой малыш»
Под веселую музыку дети участники команд одетые в одинаковые костюмы, парики с масками на лице танцуют произвольный танец. На руках у детей одеты порядковые номера. Задача родителей узнать своего ребенка.
Ведущий: Уважаемые родители наш конкурс называется «Мой малыш». Как видите, все дети абсолютно одинаковые. Ваша задача узнать своего ребенка и написать номер, под которым, как вам кажется, скрывается ваш ребенок.
Ведущий: Как мы уже сегодня говорили, что в гостях у нас творческие семьи. И мы предлагаем вам принять участие в конкурсе «Карнавальное конфетти».
Конкурс «Карнавальное конфетти».
Взрослым участникам команды за 10 минут из гофрированной бумаги, разноцветных пакетов для мусора, отрезков ткани с помощью ножниц, клея, булавок и тесьмы нужно создать карнавальный костюм для своего ребенка.
Ведущий: Работа в наших творческих мастерских окончена, и мы приглашаем наших маленьких участников конкурса на подиум. Для демонстрации созданных в семейных ателье карнавальных костюмов.
Демонстрация костюмов под музыкальное сопровождение
Ведущий: Уважаемое жюри вы готовы огласить результаты двух предыдущих конкурсов.
Ведущий: Слово предоставляется председателю жюри...
Ведущий: А теперь уважаемы родители, мы приглашаем вас принять участие в следующем конкурсе «Хорошо ли я знаю своего ребенка».
Ведущий: Мы заранее попросили ваших детей ответить на ряд вопросов и записали видеоролики. Сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем вам ответить на эти же вопросы, а затем мы посмотрим видеоролик и сравним ваши ответы с ответами ваших детей.
Ведущий: Итак, внимательно слушаем вопросы.
Конкурс «Хорошо ли я знаю своего ребенка»
Каждой семье по очереди предлагается ответить на ряд вопросов. После просмотреть видеоролик, заранее подготовленный с ответами детей на эти же вопросы и сравнить результат ответов родителей и детей.
Вопросы для детей к конкурсу «Хорошо ли я знаю своего ребёнка?»
Семья Курочкиных – команда «Неугомонные»
1. Кем мечтаешь стать, когда вырастешь?
2. Чем любишь заниматься, когда родителей нет дома?
3. Назови твой самый любимый учебный предмет в школе?
Семья Весниных – команда «Весеннее настроение»
1. Назови твой любимый цвет акварельной краски?
2. Назови твой любимый мультипликационный фильм?
3. В какую игру ты любишь играть во время школьных перемен?
Семья Калянкау – команда «Радуга»
1. Назови свою любимую сказку?
2. Какой напиток ты любишь?
3. Кем ты мечтаешь стать, когда станешь взрослой?
Семья Анисимовых – команда «Задоринка»
1. Назови животное, которое тебе больше всего нравится?
2. Назови своё любимое лакомство?
3. Чем больше всего любишь заниматься с родителями в отпуске?
Семья Меркуловых – команда «Ураган»
1.Назови твой самый любимый учебный предмет в школе?
2.Чем любишь заниматься, когда родителей нет дома?
3. Назови своё любимое лакомство?
Ведущий: Уважаемое жюри, просим подвести вас итоги конкурса «Хорошо ли я знаю своего ребенка».
Ведущий: Слово предоставляется …
Ведущий: Наша конкурсная программа продолжается. Дорогие родители, и дети приглашаем вас принять участие в следующем конкурсе «Возьми приз».
Ведущий: Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Сможет ли ваш ребенок, преодолевая страх достать ключ от сундучка с призом из черной коробки с неизвестным содержимым и получить красивую мягкую игрушку. Или просто возьмет поощрительный приз – шоколадный батончик.
Конкурс «Возьми приз»
Фиксируются ответы родителей. Выносится черная коробка с неизвестным содержимым, в которой лежит ключ от сундучка с призом. По очереди каждый ребенок, участник конкурса должен выбрать будет ли он доставать ключ от волшебного сундучка с призом или возьмет поощрительный приз – шоколадный батончик.
Ведущий: Я думаю на нашем празднике всем сегодня хорошо и уютно и у всех прекрасное настроение. И мы предлагаем вам принять участие в следующем конкурсе «Счастливое лицо».
Конкурс «Счастливое лицо»
Командам дается заготовка в форме сердца вырезанного из листа ватмана, фломастеры, клей карандаш, комплект нарезанных бумажных сердечек различной формы и цвета. Участникам конкурса необходимо сложить портрет «Счастливое лицо». Готовые работы крепятся на мольберте и демонстрируются жюри.
Звучит музыка
Ведущий: Уважаемые гости, разрешите загадать вам две загадки:
1. Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят,
Сотни маленьких галчат. (подсолнух)
2. В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи,
У него не горячи. (подсолнух)
Ведущий: Правильно – это подсолнухи. Вот поэтому мы и назвали наш праздник «Подсолнушки».
Ведь подсолнух – удивительный цветок. Символ жизненной энергии, силы и благодарности. А еще подсолнух символ солнца, тепла и мира. И мы желаем всем вам тепла и мира в ваших семьях и что бы всегда вам светило яркое и ласковое солнце.
Ведущий: Мы сейчас вместе с вами нарисуем лепестки из ваших ладошек к нашему подсолнуху.
Участники команды обводят карандашом свои ладошки на листах желтой цветной бумаги, вырезают их ножницами – это будут лепестки подсолнуха. Потом складывают их в большой подсолнух – символ жизненной энергии, солнца, тепла.
Ведущий: Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги всех конкурсов и объявить результаты.
Ведущий: Слово предоставляется председателю жюри …………………………………
Жюри объявляет победителей в номинациях «Самая дружная семья», «Самая творческая семья», «Самая веселая семья», «Самая находчивая семья», «Самая артистичная семья».
Вручаются призы
Звучит мелодия «Родительский дом»
Ведущий: Мы желаем от души,
Что бы были дела хороши
Что бы в дом не стучалась беда,
Что б грустить не пришлось никогда.
Желаем счастья и добра, желаем теплых,
Светлых дней, здоровья, что всего важней.
Ведущий: Всех благ вам в жизни и здоровья
Богатства, мира и тепла.
Семья, согретая любовью,
Самая счастливая семья!
Ведущий: Пусть молодость у вас не гаснет,
А вместе с ней любовь и доброта.
Пусть вечным гостем в доме будут счастье
Покой, уют и доброта.
Вывод:
Воспитание и развитие творческих способностей детей лучше всего донести через мероприятия, коллективно-творческое дело. Дети познают себя, открывают в своих товарищах и в себе какие-то новые качества, обнаруживают что-то новое и в своих родителях. Все это очень сплачивает семейные узы и укрепляет сотрудничество коллектива с родителями воспитанников Дома творчества.
Работа, проводимая в нетрадиционных формах: мастер–классы, семинары, ролевые, психологические и деловые игры, конкурсы семейного творчества, театрализованные представления, вызывают живой отклик и интерес со стороны детей и их родителей.
Таким образом, разнообразная творческая деятельность, направленная на совершенствование образовательного и воспитательного процесса помогает ребенку в решении своих индивидуальных проблем. Результат воспитания во многом определяется самим процессом воспитания. Поэтому необходимо стремиться к процессу доброму, умному, веселому, здоровому и счастливому.
Взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценностей из поколения в поколение (происходит связь поколений). Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам, у ребенка постоянно формируется «образ семьи».