Дорогие друзья, мы рады представить вам Смирнову Валентину Александровну, воспитателя первой квалификационной категории МДОУ Бершетский детский сад «Умка» с. Бершеть Пермского края. Сегодня Валентина Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию познавательного интереса к игре в шахматы. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Валентины Александровны:
«Шахматная игра учит дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает память. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в деревянные фигурки. У них формируются такие компоненты трудовой деятельности, как умение поставить цель, спланировать способ ее достижения, достичь результата. Объединив детей в пары, игра обеспечивает формирование навыков взаимодействия друг с другом».
Увлекательного чтения…
В стране шахматных чудес
Посмотреть статью с фотографиями.
Следуя федеральным государственным требованиям, выпускник детского сада должен овладеть интегративными качествами, которые он может приобрести в результате освоения Программы: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Помочь ребенку в этом можно через игру в шахматы. Шахматная игра учит дошкольников логически мыслить; запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает память. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. У них формируются такие компоненты трудовой деятельности, как умение поставить цель, спланировать способ ее достижения, достичь результата. Объединив детей в пары, игра обеспечивает формирование навыков взаимодействия друг с другом.
Шахматы – спортивная игра. Научиться играть в шахматы нетрудно. Я решила научить этой игре детей своей группы. Начала обучать пятерых детей, имеющих затруднения по ФЭМП. После проведения диагностики меня поразили результаты: дети легко ориентировались на листе в клетку, быстро находили лево, право, верх, низ, середину. У них повысилось внимание, мышление. Выпустив детей в школу и набрав новую группу, я вновь решила продолжить начатую работу.
Систематизировав весь наработанный материал, дополнив его новым содержанием, мною была разработана программа по совместной деятельности по интересам «Юный шахматист».
Цель программы: познакомить дошкольников с элементарными правилами игры, привить им любовь к древней и мудрой игре.
Задачи:
А) образовательная: развивать познавательный интерес, любознательность, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
Б) воспитательная: вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
В) эстетическая: доставить дошкольнику истинное удовольствие, обогатить детскую фантазию, заставить восхищаться удивительной игрой.
Программа состоит из 19 занятий по 25 - 30 минут 1 раз в неделю. Занятия в свою очередь делятся на 2 части: первая (сюжетная) знакомит детей с шахматами через чтение сказки В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы». Вторая знакомит с фигурами и методическими приемами игры.
Кроме того, программа включает в себя диагностику, необходимые в работе таблицы и диаграммы, картотеку пословиц, поговорок, стихов о шахматах, правила. Мной были изготовлены демонстрационная магнитная доска и фигуры к ней, дидактические игры. Закуплены доски с наборами фигур для детей из разного материала и разного размера.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы:
Наглядные: Рассматривание картин по содержанию сказки, показ способов действия фигурами.
Словесные: Беседы по содержанию сказки, подсказки во время игры, самоанализ, сопоставление результатов с заданными условиями.
Практические: Дидактические игры «Чего не стало», «Что изменилось», «Сложи доску», «Собери доску», «Нарисуй доску», «Шахматное лото», «Расставь на доске», « Пройди и назови поле». Анкеты: «Ответь как в сказке сам без подсказки», «Шахматный конь». Эстафеты: «Шахматная эстафета», «Кто быстрее расставит фигуры». Турнир «Юные шахматисты».
Каждое занятие имеет определенную структуру.
При чтении сюжетной части я использую диаграммы, рисунки, загадки и т.п. Выполняя роль гида, проводника для детей по Стране Чудес, что – то дополняю по ходу чтения, изменяю, варьирую задания, упражнения. Обучать детей игре в шахматы начинаю с игры, но не в шахматы, а со знакомства с шахматными фигурами. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Я начинаю играть, например, в «ладью». Рассказываю о ней сказку, показываю на шахматной доске, где ее «домик», наряжаю ее, начинаю за ней охотиться – и дети быстро овладевают правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Сказки, истории, иногда я придумываю сама. Не очень складный, но зато яркий, образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение «официальных» правил. Использую в работе обучающую пропись-раскраску «Шахматы. Учимся вместе», шахматную шкатулку с вопросами и ответами, дидактические игры, эстафеты и шахматные турниры с детьми своей группы и с параллельными.
В процессе игры стараюсь воспитывать у детей привычку к преодолению трудностей. Строю занятия по дидактическим принципам: от простого - к сложному; от легкого - к более трудному, от известного – к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.
По мере того, как дети все больше овладевают азами шахматной науки, я предоставляю им возможность сражаться на доске чаще. Наблюдаю за ходом игры и контролирую действия играющих, сосредотачиваю внимание лишь на характерных ошибках, показываю их всем детям на демонстрационной доске. Перед игрой провожу беседу об общих правилах поведения во время шахматного поединка.
В результате работы за 2 года можно сделать следующие выводы:
В начале года дети не всегда проявляли интерес к игре в шахматы. Не владели техникой игры, не знали фигуры.
В середине года дети уже проявляли устойчивый интерес к игре, владели техникой игры, знали фигуры.
В конце года у детей появился постоянный и устойчивый интерес к игре. Дети заранее продумывали ходы, знали фигуры.
2011год 2012 год
Низкий уровень 80% 0%
Средний уровень 20% 40%
Высокий уровень 0% 60%
Программа предусматривает и работу с родителями.
Знакомлю их с планом работы и с успехами детей через папки – передвижки: «Великие люди и шахматы», «Семья и шахматы», «Шахматы и дети», «Высказывания выдающихся людей о шахматах». Разрабатываю индивидуальные консультации: «Шахматы – спортивная игра», «История шахмат», «Шахматы в детском саду». Предоставляю журналы: «Шахматное обозрение», «Шахматы в России», газетные и журнальные вырезки с шахматным материалом по обучению детей игре, детские книжки. Приглашаю на занятия. Провожу открытые турниры детей и родителей с торжественным вручением грамот и дипломов.
Получив хорошие результаты, начала проводить работу по обучению игре в шахматы с детьми других групп.
Таким образом, мне удалось познакомить детей с элементарными правилами игры в шахматы, привить им любовь к древней и мудрой игре, развить игровую деятельность, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками.
Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку – дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы - дело занимательное и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.