Дорогие друзья, мы рады представить вам Арефьеву Марию Евгеньевну, воспитателя речевой группы ГБДОУ детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Мария Евгеньевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о влиянии изобразительной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марии Евгеньевны:
«Изобразить с помощью красок и кисти для многих детей бывает гораздо проще чем «изобразить» с помощью слова. Бедный словарный запас, неумение правильно построить высказывание, отсутствие навыка грамотной связной речи — основная причина таких трудностей. Часто воспитатели детских садов сталкиваются с тем, что ребенок не может рассказать, что он нарисовал, либо его рассказ сводится к простому перечислению изображенных предметов. Однако, если совместить эти два трудных вида деятельности, возможно решить множество задач, которые стоят перед воспитателем».
Интересного чтения…
Влияние изобразительной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста
Посмотреть статью с фотографиями
Изобразить с помощью красок и кисти для многих детей бывает гораздо проще чем «изобразить» с помощью слова. Бедный словарный запас, неумение правильно построить высказывание, отсутствие навыка грамотной связной речи — основная причина таких трудностей. Часто воспитатели детских садов сталкиваются с тем, что ребенок не может рассказать, что он нарисовал, либо его рассказ сводится к простому перечислению изображенных предметов. Однако, если совместить эти два трудных вида деятельности, возможно решить множество задач, которые стоят перед воспитателем.
Изобразительная деятельность является деятельностью продуктивной, и поэтому вызывает особый интерес у детей дошкольного возраста. Вместе с тем, данный вид деятельности благоприятно влияет на речевое развитие. Грамотно построенное занятие по изобразительной деятельности позволяет решать задачи не только художественного характера, но и активно развивать речь детей.
Изобразительная деятельность выступает и как специфическое средство познания действительности и имеет большое значение для развития умственных способностей детей. А, как известно, умственное развитие во многом зависит от развития речи. Поэтому, занятиям изобразительной деятельностью должно отводиться значительное место в деле речевого развития и воспитания детей.
Особое внимание, следует обратить внимание на детей, имеющих нарушения в речевом развитии. В дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с нормальным речевым развитием (в соответствии с возрастной нормой) занятия изобразительной деятельностью носят, в большей степени, художественную направленность. В детских садах для детей с нарушением речевого развития основной упор делается на устранение (коррекцию) речевых нарушений. Художественно-эстетическая направленность становится второстепенной по отношению к развитию речи.
Работа с бумагой, карандашами и красками — сенсорно - двигательная деятельность. Она помогает расширить представления детей об окружающих предметах, расширяет словарный запас, формирует навыки словоизменения и словообразования. Дети практикуются в правильном употреблении (согласовании) существительных с прилагательными и числительными, слов в единственном и множественном числе, уменьшительно- ласкательной форме и т. д. На занятиях изобразительной деятельностью необходимо знакомить детей с новыми словами, уточнять значения слов, учить употреблять их в речи, т. е. переводить из пассивного словаря в активный. Дети знакомятся с названиями предметов, действий, учатся различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов.
Изображение любого предмета предполагает наличие достаточных представлений о нем. Требует усвоения знаний о свойствах и признаках предмета (его форме и цвете, величине, положении в пространстве и т. д.). Таким образом, дети учатся выделять и называть эти свойства, сравнивать и анализировать. А на основе предметного рисунка возможно создание целого сюжета, который дети оречевляют доступными словами. Обогащается словарный запас детей, развивается мышление.
Наиболее распространенными и доступными для понимания детьми являются задания по подбору прилагательных к существительным. Например, на вопрос «Какие бывают собаки?» дети отвечают большие и маленькие, добрые и злые, старые и молодые. На этом, чаще всего ответы детей заканчиваются. Воспитатель вводит в речи детей новые прилагательные: мохнатые, гладкошерстные, пастушьи, пожарные, охотничьи, ласковые и т. д. На основе этих слов не только расширяется словарный запас, но и обогащаются общие познания детей. Интересными являются и задания по узнаванию предмета по прилагательным. Дети очень любят отгадывать загадки. Данное упражнение очень напоминает загадки, следует лишь обратить внимание детей, что в загадках часто используются образные выражения, а мы должны называть конкретные слова так, чтобы легко было отгадать загаданный предмет. Подобные упражнения развивают мышление, учат выделять особенности, формулировать правильно свое высказывание. Таким образом активно развивается словарь прилагательных, слова переносятся из пассивного словаря в активный. Подобным образом можно проводить упражнения и по развитию глагольного словаря. В данном случае дети учатся подбирать глаголы к существительным. Более интересной формой развития глагольного словаря является подбор существительных к одному глаголу. Например, кто и что плавает, кто и что летает, кто и что греет и т. д. Следует обращать внимание детей на нюансы смысла слов (дом, домик, домище, кот, котик, котище — образование слов суффиксальным способом, большой, громадный, огромный, крохотный, маленький — сравнительная степень прилагательных и т. д.).
В большинстве случаев, при составлении рассказа по картине, составлении описаний дети пользуются простыми нераспространенными предложениями. Изобразительная деятельность дает возможность научить детей пользоваться распространенными предложениями. Достаточно попросить их ответить на вопросы когда? зачем? почему? Отвечая на поставленные вопросы дети учатся отвечать полными, развернутыми ответами и использзовать в речи распространенные предложения.
Использование стихов, образных сравнений не только развивает образное восприятие, но и обогащает речь детей выразительными средствами.
Важно, что занятия рассматриваемым видом деятельности позволяют опираться на несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный.
На занятиях изобразительной деятельностью используется богатый наглядный материал. Использование наглядности помогает уточнять значение слов (предметов, действий, признаков).
Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в понимании сложных инструкций, не запоминают последовательность выполнения действий. И эту проблему возможно решать с помощью изобразительной деятельности. Начинать следует с коротких фраз и сопровождать их действиями (показом), постепенно дети приучаются вслушиваться в инструкцию, запоминать ее и воспроизводить. Уточняется лексическое значение слов, фонетические и грамматические оттенки.
Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в общении. На занятиях изобразительной деятельностью решаются и коммуникативные задачи. На таких занятиях легко создаются «проблемные» ситуации, которые стимулируют к речевой активности. Дети учатся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения, выражать свои чувства и эмоции. Учатся слушать друг друга и уважительно относится к продуктам творчества своих друзей.