Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Прокушиной Ольгой Леонидовной, старшим воспитателем МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 132» г. Барнаула Алтайского края. Сегодня Ольга Леонидовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью об инновационной деятельности дошкольного учреждения как фактора организации единого образовательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС. Статья будет полезна и педагогам, и родителям
Краткий комментарий к статье от Ольги Леонидовны:
«В статье представлен инновационный опыт развития дошкольного учреждения. Инновационные процессы, бурно развивающиеся в детском саду, позволяют достигать профессиональных высот педагогам и родителям, расти счастливыми и гармонично развитыми детям. Конкретные примеры из жизни детского сада позволят специалистам дошкольных учреждений окунуться в атмосферу естественного проживания детства и возможно что-то взять себе на заметку. Желаю всем педагогам при слове ФГОС не впадать в панику, а внимательно прочитав его сделать для себя настольной книгой, важной и нужной в современном инновационном дошкольном мире. Успехов всем и нашему саду в том числе!»
Полезного чтения…
«Начать с начала» так называется статья доктора психологических наук Владимира Кудрявцева, в которой он говорит о том, что именно работа с содержанием позволит обозначиться подходам к разработке образовательных стандартов. Он называет стандарт нестандартным, а главное утверждает, что это стандарт качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении.
Для педагогов нашего детского сада инновационные процессы – это естественная среда проживания для творческих взрослых и еще более творческих детей. Уже с 1998 года постоянный режим развития, инновации для нас - это мотивированные, целенаправленные и сознательные процессы по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для условий данного детского сада и соответствующих определённым критериям.
В нашем учреждении в одном из первых разработана и успешно реализована программа развития 2007 – 2012 г.г. В ней обозначены три основных направления инновационной деятельности, векторы которых призваны сформировать единое целостное образовательное пространство.
Во-первых, это повышение профессиональной компетентности педагогов. Вся работа в данном направлении представлена в проекте «Педагог с большой буквы». Педагоги и специалисты успешно освоили ряд новых технологий: проектирование, портфолио и др. Сформирован информационный банк о проектах, ряд проектов представлен на всероссийских уровнях и отмечен дипломами и золотыми медалями. Заслуживают особого внимания проект по построению культурологического пространства, Арт-проект, стратегия успешной адаптации. Успешному прохождению аттестации способствует грамотное представление своего опыта работы: у каждого педагога свое уникальное портфолио, грамотно разработанные проекты с высокой результативностью.
Во-вторых, в программе уделено большое внимание социальному партнерству, интеграции семейного и общественного воспитания детей. Для нас родители – это прежде всего партнеры по развитию дошкольника. С удовольствием поделимся с вами опытом проведения детско-взрослых конференций. Это традиционное мероприятие, которому всегда предшествует интересная совместная деятельность: всевозможные акции, конкурсы, ярмарки, мастер-классы. Непосредственно на конференцию приглашаются все участники образовательного процесса, потому что обсуждать мы будем как всегда самую актуальную на сегодня тему: о здоровье и творчестве, о грамотной и красивой речи или об имидже детского сада.
В дошкольном учреждении накопился уникальный опыт, о котором многое могут рассказать педагоги подготовительной группы по организации творческих выставок с родителями, экспонатов столько, что пора пристраивать целую экспозицию. В рамках сотрудничества с краевым профессиональным сообществом «Расти счастливым» принимаем участие в фестивале семейного творчества «Моя семья – жемчужина Сибири». В 2013 году мы выступали организаторами фестиваля, для нас это стало определенным экзаменом сплоченности, слаженности деятельности коллектива. С честью мы прошли этот этап, получив ценный опыт.
Третье, и пожалуй самое актуальное для нас направление - это наш основной инновационный маршрут по пути разработки программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников на основе интеграции видов искусств и создания для детей детского сада «Радужного мира искусства».
Те задачи, которые предлагает решать Стандарт, для нас всегда были во главе угла. Наша программа «Радужный мир искусства» направлена на укрепление психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
Стандарт почему-то не ставит цели, а преследует! Перед нами, как перед государственным учреждением, четко сформулирована цель: обеспечение равенства возможностей, гарантий уровня и качества, а главное, сохранение единства образовательного пространства.
На начальном этапе выявлен ряд проблем и определены пути решения.
Среди проблем:
- несогласованность отдельных видов детской деятельности художественно-эстетической направленности,
- отсутствие скоординированной деятельности педагогов, специалистов и родителей в едином образовательном пространстве,
- недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогов,
- не всегда используется потенциал игровой ведущей деятельности в построении образовательного процесса,
- не современность предметно-развивающей среды.
Для творческого, сплоченного и готового на всяческие нововведения коллектива, на первый взгляд, это показалось сущим пустяком.
Научное сопровождение было оказано кафедрой дошкольного образования АКИПКРО, под непосредственным руководством Валентины Евгеньевны Морозовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры. Совместно с научным руководителем был разработан стратегический план по повышению профессиональной компетентности педагогов и специалистов, структура мониторинга отслеживания результатов благодаря которым удалось осуществить эксперимент по полихудожественному подходу в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Проведена большая работа по модернизации предметного пространства: переносились стены, менялось функциональное назначение помещений, подбирались обои современного дизайна, морально устаревшая мебель менялась на современную многофункциональную.
Совместно с кафедрой дошкольного образования проводились педагогические и психологические тренинги, знакомство с новыми технологиями, при помощи которых формировалось современное педагогическое мышление.
Проблема несогласованности различных видов детской деятельности была решена практическим подбором содержания к единой теме литературных и музыкальных произведений, хореографических композиций и пластических этюдов, театральных миниатюр и картин великих художников. В педагогический лексикон прочно вошло понятие ИНТЕГРАЦИЯ.
Именно принцип интеграции и помог скоординировать деятельность всех педагогов учреждения. Каждый четко понимал свою роль, проектировал свою деятельность так, чтобы она гармонично сочеталась со всеми другими.
Воспитатели групп взяли на себя самый огромный экспериментальный пласт: проведение предварительной работы, соответствующей теме. Дети, получившие необходимый багаж знаний и наполненные позитивными впечатлениями могли легко реализовать себя в различных областях искусства: рисовали «шедевры», сочиняли песни и музыку, придумывали театральные этюды, фантазировали.
Мобильность и творческий потенциал коллектива позволили гармонично внедрить в образовательный процесс интегрированные занятия. Такие занятия разрабатывались и проводились 2 раза в месяц, их предназначение определилось как итоговое. Для подготовки такого занятия собиралась творческая группа, тщательно продумывался каждый этап, определялись нити взаимодействия, прорабатывались методы и приемы сотрудничества с детьми. Сегодня в образовательном процессе каждое специально-организованное сотрудничество с детьми основано на принципе интеграции.
Родители и педагоги с уверенностью говорят, что глубокий эстетический след в душе дошкольников оставляют такие занятия как: «Мудрость и прелесть Щелкунчика», «Звуки и краски лебединого озера», «Крещендо в листьях клена», «В гостях у хозяйки медной горы» и др.
Инновационные процессы как неведомая сила продвигали коллектив дошкольного учреждения вперед, да и инновации развивались вместе с нами так появились:
- проекты на основе модульного принципа. Особо хочется остановиться на проекте «Переписка с композитором». Именно в нем мы смогли правильно организовать единый образовательный процесс, который длился на протяжении целого года в подготовительной группе. Такой проект не единственный, есть проект «Волшебница вода» для детей 2-3 лет, «Приключения желтого чемоданчика» для 6-7 лет и другие не менее увлекательные для взрослых и детей.
- традиция проведения зрелищных и познавательных для детей шоу-программ. Каждый год детский сад в поиске актуального, а главное интересного литературного материла для подготовки и проведения шоу-программы. Уже были и «Алиса в Зазеркалье» Л.Кэррола, и «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова, и «Маленький принц» А.С. Экзюпери, и Мэри Поппинс и даже «Синяя птица» М.Метерлинка. Технология подготовки и проведения таких шоу-программ является авторской изюминкой детского сада, прочной традицией, родившейся поистине не случайно. Вы ее увидите в учебно-методическом фильме, который был представлен на фестивале «Счастливый ангел» и разделил первое место с дружественной Белокурихой, где проходил фестиваль.
Для того чтобы узнать тайну счастливого детства педагоги внимательно приглядываются к современному дошкольнику. И вот появляются интересные проекты, занятия нового содержания и построения (с ИКТ), применяются инновационные технологии, креативные художественно-творческие и музыкальные техники, которые гармонично вписываются в программу «Радужный мир искусства».
А, главное, что мы всегда помним о том, что главный вид детской деятельности – игра. Современному ребенку необходимы другие подходы, да игровое содержание тоже изменилось. Для того, чтобы незаметно для ребенка начать образовательную деятельность используются специальные приемы: неожиданное известие, трудноразрешимая проблема, внезапно возникшее событие, новый предмет, интересная ситуация и другое.
Мы сегодня очень рады, что в научных кругах говорят о дошкольном детстве, признают его самоценность. Полностью согласны с тем, что для ребенка очень важно развитие воображения, творчества, умение управлять своими эмоциями, пройти университет общения. Все это мы можем обеспечить ребенку только в тесном контакте с семьей, в любви к игровой деятельности, учитывая его интересы.
На данном этапе творческий коллектив обновляет программу «Радужный мир искусства». В обновленной программе появится календарно-перспективное планирование, креативные изобразительные и музыкальные техники, пополнится литературный раздел, гармонично впишется региональный компонент. Уже сегодня обновленная программа «Радужный мир искусства» представляет собой практический инструмент, универсальный помощник педагогам в современном образовательном пространстве.
В дошкольном учреждении создана система работы по полхудожественному развитию дошкольников, успешно реализуется программа «Радужный мир искусства». Она наполнена уникальным содержанием, остается только подружить ее со стандартом. Мониторинговые исследования показывают ежегодный стабильный рост полихудожественных компетенций участников образовательного процесса: дети – 17-20%, родители – 10-12%, педагоги – 15-18%. Литературные пробы пера сотрудников представлялись на городских и краевых конкурсах. Младший воспитатель Светлана Владиславовна Хаджинова в краевом конкурсе получила первую премию в конкурсе «Дом моего детства» в номинации «Литература».
Родители понимают важность творческого развития, поддерживают своих талантливых детей. Более 70% дошкольников уходят от нас в музыкальные школы и школы искусств, танцевальные коллективы города и другие студии и кружки, показывая высокий уровень полихудожественных компетенций. Они не просто дети, они таланты, способные играючи создавать «шедевры».
Дальновидности и проницательности людей, которые начинали этот эксперимент в далекие 90-е годы, можно сегодня только удивляться. Педагогам, прошедшим уже этот сложный путь не представляет никаких сложностей разработать и издать программу, в которой и содержание, и формы, и технологии, и подходы соответствуют современности дошкольников.