Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе
12 минут 5745 1470

Развитие фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе

Peters fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Петерс Ирину Робертовну, учителя английского языка МКОУ «Центральская СОШ» п.Централь Воронежской области. Сегодня Ирина Робертовна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе. Данная статья будет интересна учителям английского языка и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Робертовны:

«Актуальность данной работы заключается в том, что развитие фонематического восприятия положительно влияет не только на способность к артикуляции звуков, но и на формирование всей фонетической стороны речи в целом. Это соответствует новому ФГОС,  в котором ключевое место отводится развитию универсальных учебных действий».

Интересного чтения…


Развитие фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе.

 С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

Большое количество учащихся начальной школы имеет недостаточно развитое фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что у ребёнка на уроках английского языка не только возникают определённые трудности в артикуляции звуков. Он также испытывает проблемы в формировании элементарных коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). В связи с этим в качестве гипотезы нами выдвигается предположение, что для успешного овладения произносительными навыками в начальной школе при обучении английскому языку необходимо не только добиваться идеальной артикуляции конкретных слов, фраз и предложений, но и заниматься развитием  фонематического восприятия в целом.

Государственный стандарт общего образования предполагает обязательное изучение английского языка со второго класса начальной школы. Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на то, чтобы заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной): [10]

 Согласно определению Даниловой Н.И. [7], фонематический слух или фонематическое восприятие – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.   Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в  слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании»[13, 57].

А.Н. Гвоздев [6] в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.

По мнению Л.С. Цветковой [12], фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребёнка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др.  В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин,  приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической  дислексии и акустической дисграфии. Обучить ребёнка правильной артикуляции английских звуков при наличии у него нарушений фонематического слуха практически невозможно.

 Бельтюкова В.И. [4] полагает, что с помощью  отработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Постановка правильного произношения может быть гарантирована только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Одним из средств совершенствования произносительного навыка служит фонетическая зарядка, цель которой в том, чтобы предвосхитить и снять появление возможных фонетических трудностей (слуховых, произносительных, ритмико-интонационных), нейтрализовать влияние звуковой среды на родном языке, перестраивать артикуляционный аппарат с русского уклада на иностранный, создавать и упрочивать образы слов, по которым осуществляется самокоррекция учащихся как по эталонам. Можно использовать следующие упражнения: выделение звука в начале слова «bed» - звук «b», «прохлопывание» ритмического рисунка фразы хлопнуть в ладоши столько раз сколько услышишь слов с ударением «Ihaveacat» (ученик делает два хлопка), распознавание рифмы прослушать четыре слова и назвать два, которые рифмуются друг с другом «Harefoxduckbear», ученик должен сказать: «hare– bear».

Важнейшую роль в развитии слухо-произносительных навыков имеет игровой метод обучения.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам английского языка. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по английскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по английскому языку в начальной школе. Предлагается использование следующих игр: «Simon says», «It can fly (run,swim etc.)», «Tea-time», «Найди рифму к словам» и т.д.

Эффективным средством усвоения фонетического материала является использование скороговорок, рифмовок, диалогов, пословиц и поговорок. Например, для отработки самых трудных английских звуков, которые отсутствуют в родном языке: губно-губной звук [w]: Wherethereisawillthereisaway. – Где хотенье, там и уменье.

В экспериментальных целях во втором классе начальной школы была проанализирована эффективность целенаправленной поэтапной работы по развитию фонематического слуха. Для отслеживания динамики фиксировались оценки, полученные детьми за качество выполнения упражнений на контроль степени развитости фонематического восприятия. В начале и в конце года детям предлагалось выполнить одинаковые задания с различным содержанием:

1. Послушайте и напишите по-русски какой предмет, (например), из школьных принадлежностей издает данный звук (1…, 2…, 3…). 3 балла

2. Послушайте английские слова. Напишите, что, по вашему мнению, они означают (напр.): 1. banana, 2. coffee, 3.sandwich, 4. television, 5. giraffe. 5 баллов

3. Напишите, глухой или звонкий звук вы слышите в конце слова (напр.):1. rabbit, 2. table, 3. pirate, 4, fish, 5. apple. 5 баллов

4. Поставьте +, если вы слышите два одинаковых слова, и -, если вы слышите два разных слова (напр.): 1. pen – pan, 2. sink – sing, 3. taught – thought, 4. Kitty – Kathy, 5. big – pig. 5 баллов

5. Посмотрите на незнакомые вам слова. Распределите их на 3 группы, исходя из буквенного оформления (напр.):  Dive, pain, song, pale, rain, blue, claim, dad, black. 9 баллов

Критерии оценки:

5 – 24-27 баллов

4 – 20-23 балла

3 – 22-19 баллов

2 – ниже 18 баллов

  Из всех второклассников в начале учебного года 23% учащихся получили хорошие и отличные отметки. Остальные  испытывали трудности, связанные с фонематическим восприятием.  За подобную тестовую работу в итоговой аттестации в конце учебного года 78% учеников получили высокие оценки, чем улучшили показатель качества знаний.

Из вышесказанного следует сделать вывод, что упражнения на развитие фонематического восприятия позитивно влияют на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков. На разных этапах обучения английскому языку в начальной школе необходимо включать задания, направленные на улучшение фонологического навыка.

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.

Для успешного развития фонематического восприятия учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

Список используемой литературы:

  1. Акименко В. М.  Развивающие технологии в логопедии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 109 с.
  2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. – Москва: Просвещение, 1964. – 91 с.
  3. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитее речи. – Москва: Владос, 2004. – 235 с.
  4. Гвоздев А. И. Вопросы изучения детской речи.–Москва: Просвещение, 1961.–130 с.
  5. Данилова И. И. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. – Москва: АспектПресс, 1998. – 266 с.
  6. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Высшая школа, 2001. – 522 с.
  7. Никитенко З.Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 5-8 – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.- 72 с.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. – 20- е изд., стереотип. – Москва: Русский язык, 1989. – 750 с.
  9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. – Москва: Министерство образования РФ, 2004. – 221 с.
  10. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Просвещение,
  11. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 272 с.
  12. Эльконин Д. В. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// Доклады АПН РСФСР. Вып. 1,- с 107

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3484 53