Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях колледжа»
18 минут 5784 1571

«Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях колледжа»

Nikonova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Никонову Елену Владимировну, педагога-психолога Ханты-Мансийского технолого - педагогического колледжа. Сегодня Елена Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях колледжа». Данный материал будет полезен педагогам профессиональных колледжей.

Краткий комментарий к статье от Елены Владимировны:

«На сегодняшний день меня и многих педагогов, работающих в профессиональном образовании волнует проблема социально-психологической адаптации воспитанников детских домов к условиям новой образовательной среды – профессионального колледжа. Желание дать детям-сиротам профессию – похвально, но, как известно, в колледжи поступает большинство абитуриентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не мотивированных на выбранную для них администрацией детского дома профессию».

Полезного чтения…


           «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях колледжа».

           Посмотреть статью в полной версии

На сегодняшний день меня и многих педагогов, работающих в профессиональном образовании волнует проблема социально-психологической адаптации воспитанников детских домов к условиям новой образовательной среды – профессионального колледжа. Желание дать детям-сиротам профессию – похвально, но, как известно, в колледжи поступает большинство абитуриентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не мотивированных на выбранную для них администрацией детского дома профессию. Зачастую это профессии ступени начального профессионального образования, такие как: швея, повар, штукатур-моляр, каменщик и другие, а ведь большинство из них мечтают стать как минимум менеджерами, бухгалтерами, администраторами, обладая при этом низким уровнем знаний в силу определенных жизненных обстоятельств. Из-за не соответствия уровня притязаний действительности возникают проблемы в процессе обучения.

Не мотивированные на навязанную профессию и дальнейшее образование, не сделавшие свой выбор в профессиональной сфере, слабо ориентирующиеся в окружающем социуме, привыкшие к постоянному контролю воспитателей, страстно желающие из под него вырваться, такие дети чаще всего демонстрируют не самые лучшие свои качества: не желание учиться (пропуски занятий, без уважительных причин) трудится (прогуливают производственную практику), участвовать в каких либо мероприятиях, а также пренебрежение общепринятыми правилами учебного заведения, грубость, безответственность, презрение к окружающим и т.д.

Возможно, такое поведение сирот можно отнести к издержкам воспитания в детском доме. Так как образ жизни и система воспитания в там формируют специфические особенности общения воспитанников со взрослыми и сверстниками. В системе отношений внутри детского дома подросток не воспринимает себя независимо от окружающих, не всегда способен принять самостоятельно решение, так как занимает при этом подчиненное положение в системе функционально-ролевого общения. Оторванная от реальной жизни, среда детского дома культивирует у воспитанников безответственность, иждивенчество, неумение организовывать свободное время, неразвитость индивидуальных интересов, отсутствие готовности к дальнейшей самостоятельной жизни, несформированность профессионального самоопределения, а так же приводит к формированию психологической отчужденности от внешней социальной среды, культуры, мира человеческих отношений, пассивности   их социальной позиции, стойкому проявлению у них социальной неустойчивости и тревожности.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, омбудсмен Павел Астахов отмечает необходимость сокращения количества детских домов и перехода к семейному устройству. Мы полностью поддерживаем и согласны с программой Павла Астахова «Россия без сирот». Так как важнейшим институтом социализации личности является все же семья. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи - это школа отношений с людьми.

Количество детских домов по России сокращается и дети попадают в замещающие семьи, но несмотря на это проблема социальной адаптации таких детей в учреждениях профессионального образования остаётся актуальной. Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психолого – педагогического сопровождения.

В Международной Конвенцией ООН о правах ребенка (1989г.) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд. 1). В ней подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий личностно-значимых и общественно-приемлемых прав, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании этого нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пояснительная записка

«…Если жизнь окружает защитой,

дети учатся верить в себя и других…»

Дороти Ло Нолт

Подростковый возраст – это особый период в жизни человека, который имеет много трудностей. Эти трудности связаны с конфликтами, поведенческими отклонениями, агрессивностью, делинквентностью.

Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей-сирот в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники детских домов часто не готовы к лишению привычной опеки и принятию самостоятельного образа жизни, вот почему вопросы личностной и социальной зрелости выпускника детского дома имеют первостепенное значение.

Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, а для воспитанников детских домов в особенности. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период, а с другой – в наибольшей степени уязвимы в условиях воспитания вне положительного семейного влияния.

Исследование проблем подростков группы социального риска в целом и детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности убедительно показывают, что выше означенные, направления образуют особую проблемную зону - зону недоразвития психо-эмоциональной, волевой и других сфер жизнедеятельности для детей данной категории. Следует, что именно с этими направлениями в значительной степени связаны трудности их социальной адаптации в самостоятельной жизни

Следствием пребывания в интернате является, помимо прочего, ограниченный социальный опыт детей. В то же время жизненные ситуации, в которых оказывается сирота после выхода из интерната, предъявляют очень высокие требования к его адаптационным способностям. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации иподготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданийпо сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность ибеспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития творческих интересов, обедненным содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению,употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детейоказывается одной из самых социально уязвимых групп населения.

В психолого-педагогической литературе подробно освещены вопросы организации социального и психолого - педагогического сопровождения развития обучающихся в общеобразовательных школах, в интернатных учреждениях. Но вопрос об организации и специфических особенностях системы сопровождения в условиях профессионального обучения, несмотря на острую необходимость, недостаточно разработан.

Адаптация детей-сирот в начальном и среднем профессиональном учреждении – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.

Выпускники детских домов и интернатов, сталкиваются с широким спектром трудностей в самостоятельной жизни. Эффективность социально-психологической адаптации данной категории студентов зависит от ряда внешних и внутренних условий:

  • внешние условияпредполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков;
  • внутренние (личностные) условия– это, прежде всего, желание и готовность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). К личностным условиям также относятся: адекватные самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.

Адаптация студентов из числа лиц данной категории в период обучения в ссузе носит комплексный характер. Она включает следующие виды: учебно-профессиональную, социально-психологическую и социально-правовую.

При всём разнообразии подходов к социальной адаптации большинство исследователей считают, что главная ее функция – это принятие человеком норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, в который он приходит), сложившихся здесь форм социального взаимодействия, формальных связей, а также форм предметной деятельности, например способов профессионального выполнения работ. Процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается налаживанием социальных связей, усвоением личностью новых социальных ролей. Ограниченный социальный опыт данной категории детей препятствует формированию у них чувства психологической защищенности в ситуациях вне учреждения. Вступление в самостоятельную жизнь нередко приводит к тому, что позиция «ничейного» переходит в отчужденную позицию «один против всех».

Социально-психологическая адаптация– это процесс, результатом которого является адаптированность – уровень способности приспособления человека к новым условиям жизни, соответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

Учебно-профессиональная адаптацияважна, так как профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети-сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.

Социально-правовая адаптация. Реализуемые в интернатных условиях программы подготовки к самостоятельной жизни предполагают знакомство сирот с их основными правами и льготами. Однако воспитание в интернатном учреждении не в полной мере обеспечивает связь со всем многообразием социума. У выпускников интернатных учреждений зачастую не сформирована готовность к выполнению обязанностей, неотделимых от прав и льгот. Не редки случаи, когда студенты пропускают учебные занятия, нарушают порядок проживания в общежитии, бросают учебу, не платят за квартиру, теряют жилье, не оформляют своевременно необходимые документы и т. д.

Следует в полной мере использовать воспитательный потенциал ссуза в решении проблем студентов данной категории. В современных условиях социально-экономических изменений в нашем обществе повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию.

В настоящее время объективно возрастает значение профессиональной компетентности каждой личности, что повышает конкурентоспособность будущего специалиста. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего специалиста, способного свободно и активно мыслить, моделировать процесс трудовой деятельности, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии является актуальной.

Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие автономности, самостоятельности, социальной и профессиональной компетентности, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки, а также зрелой, положительной просоциальной направленности личностистудентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательно-образовательном процессе технолого-педагогического колледжа.

Задачи:

1.оказывать педагогическую поддержку в обучении и профессиональном самоопределении, осуществлять индивидуальный подход в организации учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;

2. осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения;

3. создавать благоприятные условия для социальной адаптации в условиях колледжа;

4. обеспечивать сохранение гарантий для полной реализации студентами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, своих основных прав и социальной поддержки;

5. способствовать их профессиональному самоопределению и развитию профессиональной идентичности;

6.организовать систему взаимодействия структурных подразделений колледжа по адаптации лиц данной категории

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

·      Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с последними изменениями изменениями от 3 декабря 2011 г.);

·      Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ«О дополни-тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(с последними изменениями от 21 ноября 2011 г.);

 Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз о дополнительных Гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 29.05.2009 года (в ред. Законов ХМАО - Югры от 17.12.2009 N 227-оз, от 08.04.2010 N 66-оз, от 18.07.2010 N 125-оз, от 30.04.2011 N 23-оз, от 30.09.2011 N 97-оз, от 10.04.2012 N 40-оз)

Приоритетными направлениями в реализации данной программы являются:

1) психологическое направление (психологическая служба);

2) педагогическое направление (заведующие отделениями, преподаватели);

3) социальное направление (социальные педагоги, кураторы, воспитатели, педагог-организатор, педагог дополнительного образования).

Ожидаемые результаты деятельности:

  •  Более 55 % качественной успеваемости в учебной деятельности и производственной практики студентов из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствие пропусков учебных занятий, учебной и производственной практик, без уважительной причины;
  • более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют во внеурочной деятельности по дисциплинам профессиональной подготовки (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т. д.);
  • более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют в досуговой деятельности и студенческом самоуправлении;
  • 100 % реализация прав и получение льгот, гарантированных государством;
  • высокий уровень готовности студентов к профессиональной практике и будущей трудовой деятельности;
    • высокий уровень комфортности обучения;
    • высокий уровень правовой осведомленности студентов в вопросах получения льгот и гарантий;
    • более 50 % выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроены по полученной профессии и специальности.

Содержание программы

Психологическое направление (заведующий психологической службой, педагоги-психологи)

Психологическое направление предполагает создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, и включает изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся, проведение коррекционно-развивающей работы, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование мотивации к обучению, освоению профессии. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического сопровождения студентов, определяются условия успешного обучения.

Деятельность педагогов-психологов осуществляется по следующим направлениям:

  •    организационно-методическая деятельность;
  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическая профилактика (поддержка);
  • психологическая коррекция;
  • психологическое консультирование.

Работа может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.

Педагогическое направление (заведующие отделениями, преподаватели)

Педагогическое направление обеспечивает педагогические условия для самореализации личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, в образовательной среде ссуза, предполагает систематическое отслеживание педагогического статуса студента и динамики его успеваемости в процессе профессионального обучения и производственной практики. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики; предполагается оказание помощи студентам в овладении знаниями, умениями, навыками в процессе обучения, в прохождении производственной практики, формирование у них коммуникативных, организаторских навыков, ценностного отношения к выбранной профессии, навыков бесконфликтного поведения в любой ситуации.

Социальное направление (заместитель директора по социальным вопросам и связям с общественностью, заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги, кураторы, воспитатели, врач-терапевт, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования)

Деятельность в социальном направлении предполагает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, формированию социального опыта: решение проблем связанных с получением жилья, обустройством быта, организация летнего отдыха, выплата пособий и стипендий, организация питания и досуга, охрана и защита прав; формирование здорового образа жизни.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2375 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677