Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Персонализированные сказки в ДОУ и семье
12 минут 3730 812

Персонализированные сказки в ДОУ и семье

Licakova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Лысаковой Светланой Сергеевной, воспитателем МБДОУ ДС КВ № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Светлана Сергеевна, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по применению сказкотерапии в воспитании детей. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Сергеевны:

«Результатом новых подходов в образовании должен стать когнитивный ум. До трех лет формируются связи между органами чувств и мозгом. Без данных связей, орган получает от окружающего мира информацию, но мозг ее не воспринимает. Как ребенок, так и животное, смотрит и не видит. В древние времена, детям сочиняли сказки. Не боялись в сказке сочинять замысловатый сюжет, чтобы заинтересовать эмоции. А уму давали пищу в виде упрощенной функциональности персонажей. В персонализированных сказках информации (пищи) для ума достаточно».

Познавательного чтения…


Персонализированные сказки в ДОУ и семье.

Воспитание сказкой — очень популярный сегодня метод воздействия на ребенка. Персонализированные сказки часто используются родителями и воспитателями для общения, воспитания и даже коррекции поведения детей.

Известный педагог Ш.А.Амонашвили в своих трудах, в частности в книге «Созидая Человека», предложил рассказывать ребенку сказки, в которых Ваш малыш и есть главный герой. Педагог и психолог А. Маниченко разработал целую методику воспитания сказкой и дополнил новым персонажем — сказочником (куклой — рукавичкой). При правильном преподнесении эта игрушка усиливает воспитательное действие, поскольку нравственные беседы идут не от родителей, а от любимого друга. Вспомните себя: как не любили Вы родительские нравоучения (даже в самой мягкой форме), а вот к друзьям прислушивались всегда.

До трех лет формируются связи между органами чувств и мозгом. Без данных связей, орган получает от окружающего мира информацию, но мозг ее не воспринимает. Как ребенок, так и животное, смотрит и не видит. Результатом новых подходов в образовании должен быть когнитивный ум. В древние времена, детям сочиняли сказки. Не боялись в сказке сочинять замысловатый сюжет, чтобы заинтересовать эмоции. А уму давали пищу в виде упрощенной функциональности персонажей. В персонализированных сказках информации( пищи) для ума достаточно.

Персонализированные сказки помогают справиться практически с любой задачей в воспитании малыша, ведь их можно сочинять о чем угодно. Если вы хотите воспитать малышей добрыми и отзывчивыми, сочините для них историю, где они проявляют доброту и отзывчивость. Если вы хотите воспитать малышей оптимистами, рассказывайте им истории о малыше, верующем в чудо, в успех, во все хорошее и доброе. Дети подсознательно будет стараться походить на своего сказочного двойника. Такова их природа.

В чем разница между персонализированными сказками и обычными? В персонализированных сказках сюжет строится вокруг ребенка, и он слушает сказку про самого себя. При этом главный герой проявляет самые лучшие качества – справляется с трудностями, помогает людям, несет ответственность за свои поступки, заступается за слабых, стремится к учебе. Ребенок начинает чувствовать желание быть похожим на свой сказочный образ и вырабатывать в себе качества, заложенные в персонаже.

Данная методика все больше применяется в прогрессивных программах воспитания для детей дошкольного возраста.

В своей группе методику персонализированной сказкотерапии мы начали применять с детьми 3 - 4 года жизни в 2012 году. В спальной комнате у нас есть «волшебный сундучок», в нем живут «книжки – малышки» и лягушонок Скок (пальчиковая игрушка). Главный герой этих сказок - «Малыш, похожий на тебя». Также в работе с детьми мы используем аудио – записи с персонализированными сказками. Читаем сказки детям перед дневным сном. Это мотивирует их быстро успокоиться и помогает расслабиться. Проблема детских садов – нехватка времени и 10 – 15 минут полного внимания со стороны детей помогают решить проблему воспитания и развития у них таких необходимых качеств как доброта, отзывчивость, стремление к знаниям, трудолюбие и многих других посредством персонализированной сказкотерапии. Потом во время рабочих моментов в течении дня, обсуждаем с детьми поступки Малыша. В уголке для родителей и на общем собрании информировали родителей о применении персонализированных сказках в воспитании детей в группе. Многие родители стали перед сном читать сказки, включать аудио – записи своим детям и отмечают их большую заинтересованность. Во время игр – театрализаций и занятий активно используем сюжеты персонализированных сказок.

Наши дети стали старше на год – им 4-5 лет. И мы продолжаем читать персонализированные сказки перед дневным сном. Детям это очень нравится, у них появились любимые сказки. Когда в группе в отношениях между детьми появляются проблемные моменты, сюжеты сказок приходят нам воспитателям на помощь.

Книжек с персонализированными сказками у нас немного, около 60 штук. А бывают ситуации, когда сюжетов сказок не достаточно и мы сочиняем свои. Вот одна из них, на тему экологического воспитания. Дети оценили ее как самую лучшую из тех, что они слышали.

« Настина елка».

Девочка Настя жила с мамой и папой в небольшом сибирском городке. Когда строили город – вырубили все деревья вокруг. И Настя никогда не видела живую елочку, о которой она слышала в песенках. На Новый год дома и в детском садике наряжали очень красивые елочки, но они были не живыми, а как говорили взрослые «искусственными». Летом девочка с семьей отдыхали в Турции, Вьетнаме. Там очень жарко и елки не растут.

И вот как-то летом мама с папой решили поехать к родственникам в деревню.

- « Отдохнем душой», сказал папа. Настенька не знала, что такое « душа», но очень обрадовалась, потому что она увидит живую елку. В июле они отправились в отпуск. Сначала они летели самолетом, потом ехали на автобусе. В деревню приехали, было уже совсем темно. Родственники очень обрадовались их приезду. Тетя Галя и дядя Коля оказались добрыми и веселыми людьми. Устав с дороги девочка быстро уснула, а утром ее ждали новые, необычные сюрпризы и приключения.

Все жители деревни просыпались очень рано. На горизонте за холмами и лесом, только начинало вставать солнышко, а петухи уже давно начали соревнование, кто громче прокукарекает. Настя проснулась вместе с взрослыми и после очень вкусного завтрака побежала знакомиться с деревней. Ей все нравилось - красивые дома с цветниками и ухоженными огородами, и особенно большое количество домашних животных и птиц. У тети с дядей жили – корова Золушка, овцы, свиньи, утки, куры и кошка Ириска с котятами. Но главным сюрпризом для Насти был лес, который начинался сразу за деревней и местные жители прозвали его «Поле чудес», потому что никто не возвращался из него без полных корзинок лесных гостинцев (земляники, малины, орехов, грибов).

 Наконец множество дел по домашнему хозяйству были переделаны и все отправились в лес за ягодой. Настенька с корзинкой бежала первой и вдруг на опушке леса она увидела замечательную зеленую елочку. Она была очень красивая и удивительно пахла. Девочка дотронулась до деревца. Елочка была совсем не колючая, Насте даже показалось, что она погладила ее своей веточкой. Настенька стояла около елочки и никуда не хотела уходить. Дядя Коля предложил забрать ее домой, посадить около дома - пусть племянница любуется. Он взялся за ствол и потянул деревце. Елочка упиралась. Хваталась своими тоненькими корешками за землю:

- « Ой-ой-ой» - услышала девочка голосок елочки.

- « Я не хочу разлучаться с лесом, птичками и зверушками лесными».

Странно, но кроме Настеньки никто не слышал елочку. Девочка бросилась спасать ее, она уговорила взрослых не забирать елочку, ведь она сама сможет ее навещать.

 Каждый день этого замечательного лета навещала девочка свою любимицу : разговаривала с ней, гладила, пела ей песенки. А в жаркие дни поила ее водой. Лето быстро закончилось, но потом наступило другое. Росла Настенька, становилась выше и краше ее елочка. В деревне люди стали называть ее « Настина елочка». Самые красивые цветы росли около нее, птицы тоже любили разучивать новые песни на ее пушистых ветках.

 Очередное лето подходило к концу. И вот однажды вся Настина родня, дружной семьей отправились в лес за грибами. Только подошли к лесу, начался сильный ветер, налетели огромные темные тучи и полил холодный дождь. Настина любимица стояла рядом, и они укрылись под ее пушистыми ветками. Хватило места всем, елочка опустила ветки и защитила людей от ветра и дождя.

 Когда дождь закончился, и засияло солнышко, елочка подняла свои ветки. Все вышли сухими и удивленными, поблагодарили зеленую спасительницу. А папа поцеловал Настю и сказал:

- «Дочка у тебя чистая душа, но я не думал, что и у деревьев тоже есть душа и они умеют отвечать любовью за любовь. Спасибо тебе, Настенька и тебе елочка».

Настя выросла и стала декоратором по озеленению. И теперь ее родной город украшают много живых, пушистых, зеленых красавиц.

Я советую коллегам и родителям попробовать данную методику. Доказано, что дети, которым много читали в раннем детстве:

- Имеют широкий словарный запас;

- Более усидчивы и внимательны;

- Лучше усваивают школьный материал;

- Легче учат стихотворения и иностранные языки;

- Говорят правильно и более выразительно.

Персонализированные сказкимягко влияют на поведение ребёнка – рассказывая их, Вы можете формировать любые черты характера ребёнка, какие только пожелаете, без утомительных нравоучений и переживаний, без назойливости со стороны взрослого, ведь сказку малыш готов слушать каждый день. Подарите ребенку с детства сильный характер и он будет легко побеждать трудности.

Используемая литература:

  1. А. Маниченко «Персонализированные сказки»;
  2. Масара Ибука «После трех уже поздно»;
  3. Сайт personaizovanie-SKAZKI.htm.
  4. Сайт mon.rv.livejoumal.com

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677