Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью»
15 минут 4296 1064

«Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью»

Geybatova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гейбатовой Ольгой Михайловной, воспитателем высшей квалификационной категории МДОУ «Луценковский детский сад» села Луценково Белгородской области. Сегодня Ольга Михайловна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Михайловны:

«Написанную мной статью «Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью» считаю актуальной и востребованной, так как формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста является одним из основных и главных процессов в воспитании детей. От нас, воспитателей, зависит, каким ребенок вырастет, станет ли он уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе. В своём детском саду мы стараемся заложить в детей «фундамент» умения общения со сверстниками и взрослыми».

Полезного чтения…


«Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью»

В настоящее время необходимость в активизации художественно – эстетического воспитания, достаточно актуальна. И этикет как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков, встаёт на первое место. Этикет создаёт условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню. Во все времена представители старшего поколения формировали культуру поведения у поколения подрастающего. Этот процесс и сегодня является одним из основных и актуальных, т. к. от этого зависит, вырастет – ли ребенок счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе.

Что такое этикет? Это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей. Его нравственная основа - любовь и уважение к людям. Соблюдение этикета проявляется и в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, каких поведенческих и речевых манер придерживаемся.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка проходит в дошкольный период и здесь приобщение к основам этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.

Целью моей работы является воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

Я считаю, что с самого раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребёнка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из–за неправильных, ошибочных.

Воспитание культуры общения – процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию быта повседневной жизни детей, высокий уровень организационно педагогических усилий в дошкольном учреждении, связь семейного и общественного воспитания.

   Вежливость – способ применения этикета.

   Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые поступки, слышит все слова взрослых, перенимает от них суждение и манеру поведения. Поэтому начинать обучение ребёнка следует с себя как педагогу, так и родителям. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым. Современный подход к ребёнку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении его интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными способами» установления контактов с людьми владели в полном объёме, как родители, так и педагоги.

Малыш – существо социальное с самого рождения. Вначале он имитирует поведение (« пишет» письма, «разговаривает» по телефону, «читает» книгу), затем принимает на себя какую – либо роль (врач, мама, шофёр). На следующем этапе ребёнок уже предвидит социальные ожидания окружающих и их реакцию на его действия в избранной роли: опрятного сына, воспитанного пассажира, культурного ребёнка за столом и т. д.

   Таким образом, механизм взаимодействия с окружающей социальной действительностью заключается в пополнении «своего репертуара» различными ролями.

   Одной из первых является роль культурного человека владеющего речевым этикетом.

   В обучении речевому этикету детей младшего возраста мы используем кукольные персонажи. Вместе со своим любимым героем Буратино малыши отправляются в «гости» к Фее Добра. Она очень вежлива, знает много «волшебных слов» и щедро делится волшебными словами с Буратино.

   С помощью кукольных персонажей мы разыгрываем сценки, в которых куклы демонстрируют, как надо приглашать, чтобы вместе поиграть, или что-то сделать, как следует правильно попросить, поблагодарить. Дети учатся на их примере правильному, красивому поведению, хорошим словам.

   Воспитатель разыгрывает сценку ссоры из-за шарика с помощью кукол, наглядно показывая детям, что из такого поведения получается: шарик лопнул, игрушки не успели поиграть с ним, чуть свою дружбу не потеряли.

   В следующей сценке можно показать, как куклы помирились, исправились, всё делают вместе, дружно, весело играют с новым шариком, ходят, друг к другу в гости.

   В этом возрасте неумение общаться часто приводит к конфликтам. Мы показываем детям способы примирения с помощью речевых средств- стихов примирения.

   Часто спасительным при детских конфликтах оказывается юмор. Воспитатель стихами описывает увиденную ситуацию:

«Петушился, петушился, забияка- петушок,

Забияке где-то в драке оторвали гребешок». Или

«Петушки распетушились, но подраться не решились:

Если очень петушиться, можно пёрышек лишиться». (В. Берестов)

   Самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная.

«Игра - как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета.

   Учат общению известные ролевые игры такие как «Салон красоты», «Поликлиника», «Магазин», «Кафе», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить, поблагодарить и, уходя попрощаться. Сначала, конечно, воспитатель демонстрирует «правильное поведение» продавца. Подскажет и покупателю, как себя вести, что говорить, как отвечать.

   Велика так же роль художественной литературы, которая даёт образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения, ознакомление с которой мы используем во всех возрастных группах.

   Дети любят так же работать с текстами, в которых пропущены слова вежливости, с радостью их подсказывают героям.

   Дети среднего и старшего возраста с удовольствием разыгрывают сценки из жизни игрушек с помощью всех видов театров: пальчиковых, настольных, кукольных.

   Пальчиковый театр всегда при себе- 10 актёров у каждого. Вежливая игра:

« Мальчики здороваются с девочками». Дети произносят: «Эта ручка мальчики, эта ручка - девочки. Пальчики- мальчики, поздоровайтесь с девочками». Дети поочерёдно прикасаются кончиками одноимённых пальцев, каждый раз произносят различные варианты приветствия.

   Вместе с детьми мы обсуждаем прочитанное, разыгрываем сценки из сказок, стихов с помощью кукольного театра.

   Немаловажную роль в развитии словаря и связной речи ребёнка, в усвоении им норм и способов общения играют дидактические картинки. Вместе с детьми мы обсуждаем, кто поступил правильно, хорошо, а кто неправильно, как надо было поступить, что надо было сказать и как, какие слова.

   Рассматриваем и обсуждаем так же картинки с изображением неправильного поведения в общественных местах. А как поступить правильно?

   Ещё мы используем в своей работе с детьми художественно-эстетический элемент - красивую шкатулку - сундучок, где дети, выступая в роли коллекционеров, складывают туда карточки с записанными «волшебными словами». Сундучок волшебных слов постепенно пополняется, при желании детей вновь перечитывается.

С детьми старшего возраста мы организовываем такие конкурсы как: « Кто больше знает добрых слов?», конкурс «Пожеланий», «Поздравлений», «Комплиментов». Победители награждаются эмблемами в виде «добрых сердечек».

   За добрые дела, сделанные детьми в детском саду мы даём детям специально заготовленные воспитателями по маленькому солнышку. В конце дня подсчитываем, на сколько день стал светлее и добрее, кто заработал больше всего солнышек – получает большое солнышко, которое прикрепляется на шкафчик. Так дети стремятся быть внимательными друг к другу, замечать и вовремя оказывать помощь окружающим, быть добрее и вежливее.

   Также одной из первых является роль культурного человека, принимающего пищу. Правильное исполнение этой роли придает уверенность, помогает не растеряться на торжественном банкете, дает возможность творчески применять свои знания и умения в разных жизненных ситуациях. Кроме того, человек умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятные впечатления о себе.

Познакомившись с тем, как правильно принять позу во время еды, как пользоваться ложкой, вилкой, с разновидностями посуды (чайная, столовая, кухонная), дети берут на себя роль мамы, которая накрывает стол для своей дочки куклы, спокойно и вежливо с ней разговаривает, закрепляя при этом правила этикета приема пищи, сервировки стола, правила пользования салфеткой.

   Чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно в гостях или на оборот, принимая их, мы знакомим детей с правилами гостевого этикета.

Получив приглашение от сказочного героя, сообща готовим ему подарок, стараемся красиво его оформить, продумываем как вести себя в гостях, чтобы не испортить праздник.

   В игре дети берут на себя роль именинника, готовятся к приему гостей, наводят порядок в «доме», накрывают празднично стол.

   Играя в сюжетно- ролевые игры дети закрепляют и совершенствуют знание этикета, пробуя себя в роли мамы, продавца, врача, официанта, парикмахера, пациента, водителя и пассажира.

   В своем детском саду мы стараемся учить мальчиков галантному обращению с девочками: предлагать помощь, пропускать вперед, защищать их, делать комплименты.

   Закрепляют умение говорить друг другу комплименты дети в одноименной игре. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!», затем он дарит комплимент другому.

   В игре «Хорошо – плохо», дети в соответствии с цветом палочки по очереди называют хорошие и плохие поступки, закрепляя правила этикета.

   У себя в детском саду по теме «этикет для детей» мы проводим следующую работу с родителями:

   1. Родительские собрания на темы:

- «Правила поведения за столом», где знакомим родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды, подчеркиваем роль семьи в этом направлении.

- «Азы воспитанности» где родители в оформленных воспитателями памятках знакомятся с «Секретами воспитания вежливого ребенка», ведут разговор с педагогами за круглым столом о детях и их успехах, участвуют в конкурсах, получают красочные грамоты за успехи в воспитании культуры поведения детей.

   2. Конкурсы рисунков – совместных работ родителей и детей на тему «Волшебное село вежливости».

   3. Оформление фотостенда «Маленькие леди и джентельмены».

4.Изготовление книжек-раскладушек «Словарь добрых слов и выражений» и «Что такое хорошо и что такое плохо».

   5.Предлагаем родителям советы и консультации на эту тему.

   6. Проводим праздники и развлечения вместе с родителями.

Вывод

   В силу жизненной необходимости постоянно вступает в контакты множество людей с разными взглядами, вкусами и настроениями, людей знакомых и незнакомых, молодых и старых. И чтобы эти многочисленные встречи людей друг с другом не привели к конфликтам между ними, не заставили кого–то напрасно страдать, общество выработало элементарные этикетные нормы поведения, соблюдение которых продиктовано простой общественной целенаправленностью. Знание и соблюдение правил этикета способствуют приятному общению людей. Усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку обеспечиваются систематической работой в ДОУ по данной теме.

Проводимая работа направлена на воспитание у детей культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливыми и доброжелательными.

Результатом этой работы является сформированность у детей умений и навыков культуры общения с взрослыми и сверстниками. Дети становятся вежливыми, внимательными друг к другу, и ко всем окружающим, приятными в общении. Вырабатываются умения спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, как вести себя за столом, общаться в магазине с продавцом, знакомиться.

Литература:

Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1998.

Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Егорова А.С. Этикет для детей.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

Нифонтова О. В. Учим детей разрешать конфликт. – М.: Т Ц Сфера, 2011.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607