Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Киселева Е.В., Пыркова Д.С.
14 минут 7209 2249

Мастера своего дела: Киселева Е.В., Пыркова Д.С.

Kisileva foto copyДорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" педагоги МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 2» г. Волгограда: Киселева Елена Валериевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) I категории, Пыркова Дарья Сергеевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) I категории. Сегодня Елена Валериевна и Дарья Сергеевна с радостью делятся с нами своим профессиональным опытом по профилактике и сохранению зрения школьников. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«По мнению известного врача-офтальмолога, профессора Гранта Гургеновича Демирчогляна «Педагоги могут и должны сделать всё возможное для нормального развития детского зрения – прекраснейшего дара природы, позволяющего познавать и видеть окружающий нас мир». По мнению специалистов всемирной организации здравоохранения в 80% случаев утрата зрения излечима или предотвратима! Данная статья, надеемся, будет полезна всем тем педагогам, которым не безразличны здоровье и будущие подопечных им детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Полезного чтения...


 

«Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения школьников».

Посмотреть статью в полной версии.

Известно, что современный процесс обучения детей начальной школы во многом организован нерационально и сопровождается большим расходом психической и физической энергии. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется школьная близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относятся методики профессора Базарного В.Ф., Э.С. Аветисову.

Для того, что бы можно было понять, как видят дети со зрительными нарушениями можно провести маленький эксперимент, надеть очки с заклеенными матовой пленкой стёклами и ощутить себя слабовидящим ребёнком.

Скорее всего, вы ощутите дискомфорт, тревогу, неудобство.

Да, дети с нарушениями зрения видят предметы размыто, не четко, фрагментарно, ограниченно.

Наблюдая за детьми, общаясь с коллегами, медицинскими специалистами, мы пришли к пониманию того, что на своих уроках учителя младших классов, могли бы применять и использовать различные технологии, методики по коррекции и профилактике зрительных нарушений у детей младшего школьного возраста. Так как именно учитель проводит с ребенком младшего школьного возраста большую часть времени и именно на это время приходится наибольшая зрительная, умственная нагрузка.

По мнению известного врача-офтальмолога, профессора Гранта Гургеновича Демирчогляна «Педагоги могут и должны сделать всё возможное для нормального развития детского зрения – прекраснейшего дара природы, позволяющего познавать и видеть окружающий нас мир».

Итак, для того, чтобы научить детей охране зрения, должны мы, взрослые, осознавать важность проблемы.

Для начала небольшой офтальмологический экскурс на тему «Как работает наш глаз» (рисунок 1).

Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри, и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки.

Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы фактически видим. Когда свет достигает сетчатки, она передаёт сигнал по особому нерву (который называется зрительным нервом) в специальный отдел головного мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец видим то, на что смотрят наши глаза.

Кроме этого, вращаются глаза при помощи шести сильных мышц. Команды для вращения мышц тоже поступают из головного мозга. Мышцы, управляющие глазами, работают в паре: когда одна напрягается, другая расслабляется. Обратите внимание на рисунок 2. Представьте, что одна мышца отключилась, перестала функционировать. Другой мышце пришлось бы самой выполнять всю работу. Конечно, она будет стараться изо всех сил. Некоторые люди, когда начинают плохо видеть, постоянно прищуривают глаза. Хотите ощутить, как чувствуют себя глазные мышцы во время такого прищуривания. Сожмите челюсти, напрягите плечи и шею, подтяните живот и задержите дыхание. Чувствуете, сколько энергии вам понадобится для этого? Постоянное напряжение только одной мышцы приводит к косоглазию. Одновременное напряжение обеих мышц может привести к дальнозоркости.

Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются зрительная гимнастика и упражнения.

Зрительная гимнастика относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья наряду с динамическими паузами, пальчиковой гимнастикой. Как учителя-дефектологи (тифлопедагоги), работающие с детьми с нарушением зрения, хотим посоветовать всем педагогам ежедневно включать зрительную гимнастику с детьми в образовательную деятельность для профилактики нарушений зрения.

Итак, что же такое зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах.

Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скоррегировать проблемы. Задача педагогов – познакомиться с простыми упражнениями гимнастики для зрения и регулярно использовать их в своей работе.

Основные условия, которые необходимо соблюдать при проведении зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы, то есть голова должна находиться неподвижно, это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики зависит от возраста детей– 2-3 минут в в 1 и 2 классах, 4-5 минут в 4-5классах

Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Для снятия зрительной утомляемости на своих уроках мы используем тренажеры, разработанные В. Ф. Базарным:

I. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении. (рисунок 3)

Комплекс (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.

  • сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
  • крепко зажмурим, глаза, потом открыть ( 4 раза);
  • руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз_;
  • вытяните перед собой руку с поднятым вверх указательным пальцем, смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
  • держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").
  • Медленно переводим взгляд вверх до отказа, затем вниз (три раза).
  • Медленно вращаем глазами сначала влево, затем вверх, затем вправо, затем вниз до отказа (три раза).
  • Трем ладони одну о другую до тех пор, пока они не станут горячими. Затем ладони плотно прикладываем к глазам и держим так 3–5 секунд.

II. Тренажер со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.

Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течении урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.

Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. В работе используется коврик из геометрических фигур. Дети получают задание: - Из каких геометрических фигур состоит коврик? - Сколько треугольников? (квадратов, кружков) - Какие фигуры одинакового цвета?

На уроках математики можно использовать карточки:

- Зачитать числа, записанные синим, красным цветом.

- Найти все четные числа.

Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц.

Через каждые 10-15 минут работы на уроке можно использовать следующие не сложные упражнения, игры для профилактики нарушения зрения.

1. «Жмурки». Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

2. «ФИЛИН». Закрыть глаза и держать закрытыми на счёт 1-5, широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счёт 1-5. Упражнение повторить 4-5 раз.

3. «РИСУЕМ ГЛАЗАМИ». Сидя, ребёнок рисует пальцем в воздухе фигуры или цифры, следя за ними глазами.

4. Упражнение «Прищепочки». Этим упражнением мы обеспечиваем приток крови к глазам. Указательным и большим пальцами обеих рук прищипываем брови в направлении от внутреннего края глаза к внешнему.

Попробуйте выполнять это упражнение.

Почувствовали, как тепло стало бровям?

Также в качеств зрительных гимнастик и упражнений может быть использована методика по Аветисову «Метка на стекле», только адаптировать её для занятий на уроке следующим образом. Метка диаметром 3-5 мм располагается не на стекле, а на планшете (картонная плотная подложка) у каждого ребенка, затем вдали (на доске или стене) от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект (картинка, игрушка и т.д.). Дети располагает планшеты с метками на расстоянии 25-30 см, на уровне глаз, вытянув руки перед собой. Смотрят, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переводят взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводят взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяя систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

Для того чтобы детям легче было запомнить упражнения зрительной гимнастики можно применять стихотворные формы словесных подсказок.

Учитель читает текст, а дети выполняют движения, согласно текста.

Например:

А сейчас, а сейчас,

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глаза влево, глаза вправо -

Упражнение на славу.

Глаза вверх, глаза вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

«Нарушение зрения у детей» — все более обыденное словосочетание в нашей жизни. Статистика — вещь неумолимая, а в случае с детьми и вовсе циничная. Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением.

Согласно результатам ежегодных медицинских осмотров снижение остроты зрения наблюдается у более чем у 30% школьников.

По мнению специалистов всемирной организации здравоохранения в 80% случаев утрата зрения излечима или предотвратима!

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2940 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6841 677