Дорогие друзья, мы рады представить вам Федорову Марину Анатольевну, старшего воспитателя первой квалификационной категории СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж-д ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Марина Анатольевна с удовольствием предлагает вашему вниманию консультацию для родителей «Воспитание послушания у детей». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марины Анатольевны:
«Послушание – это первая и очень важная ступень дисциплинированности, так как без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, когда ребёнок станет понимать требования окружающих».
Познавательного чтения…
Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»
Послушание – это первая и очень важная ступень дисциплинированности, так как без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, когда ребёнок станет понимать требования окружающих. Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно самостоятельность и инициатива необходимы. Но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребёнка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования. Послушание не противоречит и воспитанию воли. Сила воли как раз и заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определённым требованиям.
Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко писал: «Ребёнок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание потом».
Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Наверно все присутствующие согласятся с этим.
При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности, и результатам этой деятельности, внимательно выслушивать его вопросы, серьёзно и умело отвечать на них, верить в возможности ребёнка, доверять ему, проявлять такт в обращении с ним. Надежда Константиновна Крупская указывала: «Самое важное – это не смотреть на ребёнка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребёнка как на обузу, как на игрушку. Надо научиться смотреть на ребёнка как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите, но всё же человека, притом человека будущего».
Любовь и уважение к ребёнку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Дети легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребёнка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребёнка надо требовать то, что он может наверняка сделать: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи, ухаживать за комнатными растениями.
Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И, если мать предъявляет к ребёнку определённые требования, а отец освобождает сына от их выполнения или наоборот, ребёнок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребёнку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребёнок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. Очень важно не просто предъявить требования к ребёнку, но и попытаться разъяснить ему, для чего они, убедить в необходимости определённого поведения. Ребёнку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто – то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей. Беседы с ребёнком помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.
Ребёнку нужно давать поручения. Имея постоянные обязанности по дому ребёнок включается в коллектив, учится проявлять заботу о матери, отце, бабушке. «Не хочу, но надо» осознание этой истины приходит через труд. А это необходимо для развития настойчивости, дисциплины. Ребёнок 3 – 6 лет должен уметь сознательно выполнять многие правила. Знакомить детей с правилами наиболее целесообразно в соответствующей конкретной ситуации. Например, при входе в детский сад мать напоминает дочери: «Со всеми, кто находится в коридоре, не забудь поздороваться, сказав «Здравствуйте» приветливо и громко, чтобы все услышали». А у нас частенько это правило забывается. И ещё неплохо напомнить ребёнку, провожая его в детский сад, как нужно себя вести.
Ребёнок, в поведении которого своевременно заложены начала дисциплинированности, переступает порог школы внутренне готовым подчинить себя правилам школьной жизни. От него не потребуется сверхусилий для выполнения режима учёбы, труда, отдыха. В нём развито чувство ответственности, которое обязывает быть внимательным на уроках, добросовестно относиться к домашним заданиям.
Дисциплинированность – это собранность и организованность, умение заставить себя заниматься не только тем, чем хочется, но и тем, чем нужно. Вот почему дети, у которых не сформированы эти качества, вступают в школьную жизнь с большим трудом.