Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Колотилина О.Г.
15 минут 4451 1444

Мастера своего дела: Колотилина О.Г.

Kolotilina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Колотилину Ольгу Геннадьевну, старшего воспитателя ГБОУ ООШ № 20 СП «Детский сад «Гномик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Ольга Геннадьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию эмоциональной отзывчивости как предпосылки успешности личности. Статья будет полезна родителям воспитанников и педагогам.

Краткий комментарий к статье от Ольги Геннадьевны:

«Данная статья поможет воспитателям построить свою работу с детьми по развитию у них такого интегративного качества как «эмоциональная отзывчивость».

Познавательного чтения...


 

«Развитие эмоциональной отзывчивости как предпосылки успешности личности»

Начиная с 17 октября 2013 года Приказом Министерства образования и науки РФ от № 1155 был утвержден (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). ФГОС вступил в силу с 01 января 2014г. Он внес изменения в процесс деятельности дошкольных образовательных учреждений. Главная его цель – развитие у ребенка дошкольного возраста целенаправленности, инициативы и творчества.

Статьи  9 и  14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, этических качеств.

Из всех образовательных результатов, описанных в ФГОС, я хочу остановиться на способности ребенка учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, а именно на эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональная отзывчивость – как сопереживание, сочувствие радости и беде, является основой формирования нравственного и духовного мира ребенка. Первая и основная задача социального воспитания заключается в развитии эмоциональной отзывчивости, социализация ребенка не будет продуктивной, если она не имеет под собой эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональная отзывчивость позволяет видеть всё многообразие мира и тем самым свидетельствует о полноценности восприятия человеком окружающей действительности.

В «Концепции дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) выдвигается идея гуманизации дошкольного образования, в которой декларируется приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доброты, красоты, истины. Новая педагогическая парадигма предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения.

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют радость, восхищение, веселье и затрудняются в определение грусти, испуга, удивления. При определении внутреннего состояния людей они прежде всего обращают внимание на выражения лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях. В целевых ориентирах к завершению дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства и т. д.

Однако прежняя система образования не позволяет достичь новых результатов. Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.

Достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным из-за:

  • не понимания родителями и педагогами отрицательных эмоций детей (плач, крик и т.д.);
  • обделенности ребенка родительской, прежде всего материнской, любовью (или в условиях внутрисемейной де-привации). И этот страшнейший из всех дефицитов нашего времени - дефицит родительской любви - не проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего, это важно для осознания того, "какой Я есть": желанный, любимый, нужный или же нежеланный, нелюбимый, постоянно раздражающий, а также для последующего формирования на этой основе отношения к миру - доверительного или, наоборот, агрессивного и враждебного,
  • использования угроз, наказаний,
  • нет доверия и сочувствия у ребенка к взрослым и как следствие, ребенку не с кем поделиться своими переживаниями,
  • восприятия своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым;
  • проявления родителями равнодушия по отношению к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;
  • низкой оценки способности детей;
  • существования значительной психологической дистанции;
  • проявления авторитарности;
  • установления определенных рамок поведения.
  • недостаточное современное методическое обеспечение коррекции эмоциональной сферы дошкольников в процессе воспитания и обучения;
  • в организации педагогического процесса взаимодействия детей с педагогом отсутствует связь с семьей (не учитываются отношения ребенка с родителями);
  • отсутствие системного подхода к реализации образовательной области «Социализация», а именно к социально-личностному качеству «эмоционально отзывчивый»;
  • ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогического воздействия, а как субъект реализации его потребностей и интересов.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что существующие недостатки в результатах, в основном процессе являются препятствием для успешного освоения дошкольниками такого социально-личностного аспекта, как эмоциональная отзывчивость.

Для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно такого интегративного качества, как «эмоционально отзывчивый» необходимо произвести изменения в самом образовательном процессе, в его содержании, средствах обучения и воспитания.

Характеристика изменений в содержании образовательного процесса.

Обучение детей эмоциональной отзывчивости происходит с учетом межпредметных связей по областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Для успешной реализации мы используем в работе:  общеобразовательную программу дошкольного образования под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы»,  программу «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» А.В. Ухановой. Современные инновационные технологии: Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»; Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., «Психолого-педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей старшего дошкольного возраста» и основную общеобразовательную программу ДОУ.

Изменяется содержание работы с дошкольниками. Воспитательно-образовательный процесс по социально-коммуникативному развитию ребенка строится на основе перспективного и календарно-тематического планирования.

Решить проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей можно с помощью оптимизации педагогических условий.

Для того, чтобы помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, необходимо использовать: наблюдения, беседы, игровые ситуации по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников; эмоциональные игры и упражнения; сюжетно-ролевые игр; игры и упражнения для развития коммуникативных способностей;

Систему игр можно условно разделена на 4 блока:

1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение упражнений в период адаптации (таких, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др.) способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, дети знакомятся с «азбукой эмоций», у них формируется умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью можно использовать мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии, «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.) . Эти упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала НОД, заключительную часть или физкультминутку.

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, необходимо поощрять их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей можно использовать аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создавая ситуацию успеха для каждого ребенка.

В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда… », «Когда меня обижают… », «Меня беспокоит… », что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования развития эмоциональной отзывчивости воспитанников можно использовать различные методы и приемы, такие как: проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения; чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний; проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки; организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах) ; использование игровых упражнений и шуточных стихов «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций; разбор конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков) ; использование предметов и пособий для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека; утро радостных встреч, задушевные посиделки, сочинение детьми творческих рассказов, фотовыставки, психогимнастики (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы), традиции празднования Дня именинника, творческие выставки детей, минутки уединения, коллективные дела, сказкотерапия, беседы, разбор ситуаций, бессловесные игры, театрализованные игры, игры-драматизации, совместные проекты, копилка добрых дел, коробочка добрых дел.

Интересен такой прием как коробочка добрых дел: это накопление фишек детьми (каждый ребенок в свою ячейку), за добрые дела, сделанные ими в течение месяца – это может быть: помощь товарищу, воспитателю, помощнику воспитателя; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный прием стимулирует детей к выполнению правил поведении, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

Так же используются беседы, посвященные знакомству с различными эмоциями, чувствами;  словесные, настольно-печатные и подвижные игры;  рисование эмоций;  проигрывание этюдов, направленных на передачу различных эмоций и чувств.

Таким образом, процесс воспитания эмоциональной отзывчивости будет более эффективным, если в своей работе использовать инновационные технологии и подходы к обучению.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. (зарегистрирован министерство юстиции РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
  3. Скоролупова О.А, Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в ДОУ.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608