Дорогие друзья, мы рады представить вам Конареву Людмилу Руслановну, воспитателя высшей категории МБДОУ ДСКВ № 83 «Жемчужина» города Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Людмила Руслановна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для театрализованной деятельности в детском саду. Данная статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям
Краткий комментарий к статье от Людмилы Руслановны:
«Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр».
Увлекательного чтения…
Театр волшебный мир
Посмотреть статью в полной версии
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-личностного воспитания детей в детском саду. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Чтобы организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка необходимо создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, и т.д.).
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка. Особенности его эмоционально – личностного развития. Интересы, склонности, предпочтения и потребности. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности. Возрастные и полоролевые особенности.
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей.
Как научить ребенка не бояться проявлять чувства, эмоции, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей? Большое значение в решении данных проблем имеет развитие театрализованной деятельности дошкольников.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации, используя, различные персонажи. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения человека к выступлению перед аудиторией.
Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе за счет эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.
Работа по развитию эмоционально – личностной сферы детей проводится в игровой форме. Можно использовать следующие игры и упражнения: «Пиктограммы», «Мимическая гимнастика», «Азбука настроения», «Этюды на выражение различных эмоций».
Игра «Пиктограммы»
Цель: тренировка распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Оборудование: два набора карточек (разрезанный и целый)
Ход игры: детям даётся набор, по которым они распознают эмоции и определяют эмоцию. После определения настроения, изображённого на каждой пиктограмме, дети разбиваются на пары. У каждого свой набор пиктограмм. Один называет эмоцию, другой должен найти у себя соответствующую пиктограмму.
Игры на выражение отдельных черт характера: «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Рисуем эмоции пальцами», «Как улучшить настроение»
Игра « Рисуем эмоции пальцами»
Цель: упражнение направлено на выражение осознания своего эмоционального состояния.
Оборудование: лист бумаги, гуашь разных цветов.
Ход игры: педагог предлагает нарисовать свои эмоции или настроение пальцами, используя баночки с гуашью. Рисунки, отражающие плохое настроение, можно порвать или выбросить.
Игры, имеющие психотерапевтическую направленность: «Комплименты», «Зеркало», рисование на темы: «Моё лицо», «Мои сны», « Я боюсь…», «Когда я злой…».
- Упражнение «Комплименты»
Ход упражнения: ребёнок встаёт в центр круга, а дети по очереди говорят ему несколько добрых слов, хвалят и желают что – то.
- Упражнения для мышечного расслабления проводились для рук, туловища, ног, шеи.
Продолжение работы было направлено на отработку правильного речевого дыхания, и отрабатывалось в следующих играх: «Приятный запах», «Соседи», «Обгони», «Волшебное зеркало», «Дождик – дождик», «Палочка – выручалочка», «Повар» и другие.
Игра «Приятый запах»
Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование: один душистый цветок, фрукт.
Ход игры: дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу, например такую, «Очень хорошо», «Очень приятный запах» и т. д.
Игра «Повар»
Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Оборудование: поварской колпак.
Ход игры: дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть,
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
То скорей кругом иди.
После слов « Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребёнка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу идут по кругу. Кто первым обойдёт ( не бежать!) круг, тот выигрывает.
На развитие голоса проводились такие игры: «Успокой куклу», «Вьюга», «Перебежки», « Кто кого?», «Узнай по интонации»
Игра «Перебежки»
Цель: развитие силы голоса, активизация мышц губ.
Оборудование: мел, стульчики.
Ход игры: дети расходятся по своим домам. По сигналу педагога один из детей по своему выбору вызывает другого: «АУ, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему и они меняются местами.
По формированию эмоциональной лексики проводились игры на подбор антонимов и синонимов: «Скажи наоборот», «Подбери словечко», «Скажи ласково», «Какое слово не подходит»
Ещё одним приёмом работы над эмоционально - волевой сферой дошкольников является - отработка дикции. В работе использовались такие игры и упражнения: «Цапля», «Хомячок», «Зайка», «Цветок»
Игра «Цапля»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа.
Ход игры: Дети встают на одну ногу, руки разводят в стороны и представляют, что они цапли. В таком состоянии дети проговаривают следующее стихотворение.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Игра «Цветок»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа.
Ход игры: руки подняты вверх (бутон), дети представляют, что они цветы. Во время чтения стихотворения руки постепенно раскрываются (бутон распускается), покачивают руками, а затем снова соединяют руки.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают – головой качают.
Отработка дикции тесно связано с произношением, поэтому мною был подобран сборник «Малые формы русского народного фольклора в работе над звукопроизношением». Он включает в себя потешки, поговорки, пестушки, заклички, подобранные для отработки определённого звука в речи и дифференциации с другими звуками. Например, на звук [С] : «Не в свои сани не садись», «Весна красна цветами, а осень снопами», дифференциация с другими звуками:
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймайка.
Итоговым приёмом работы с детьми по развитию эмоционально – личностной сферы детей стала - организация театрализованной постановки которая формирует такие качества личности, как автономность, активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность,
Таким образом, с помощью театральной деятельности формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, ноненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.