Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Различные формы проведения артикуляционной гимнастики
5 минут 4018 885

Различные формы проведения артикуляционной гимнастики

Haritonova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Харитонову Наталью Дмитриевну, учителя-логопеда ГБОУ лицей № 1524 ДО «Звёздочка» г. Москвы. Сегодня Наталья Дмитриевна с удовольствием предлагает вашему вниманию различные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Дмитриевны:

«Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом».

Полезного чтения…


Различные формы проведения артикуляционной гимнастики.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

     Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

     — улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

     — улучшить подвижность артикуляционных органов;

     — укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

     — научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

     — увеличить амплитуду движений;

     — уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

     — подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

     Рассмотрим различные формы проведения артикуляционной гимнастики:

     — артикуляционная гимнастика в рисунках;

     — артикуляционная гимнастика в контурных картинках;

     — артикуляционная гимнастика в цветных картинках;

     — артикуляционная гимнастика с использованием игрушек.

     Для проведения артикуляционной гимнастики (или зарядки для языка — так мы называем эти упражнения с детьми) в рисунках нужны бумага и ручка (фломастер) или мел (маркер) и доска. Рисунки появляются по ходу выполнения упражнений. Их можно оформить в виде карточек. Это самые обычные рисунки, которые возможно нарисовать без какой-либо специальной художественной подготовки.

     Для проведения артикуляционной гимнастики в контурных картинках необходимо подобрать соответствующие названию упражнения картинки, которые можно найти в различных альбомах для раскрашивания для детей.

     Для проведения артикуляционной гимнастики в цветных картинках можно использовать разукрашенные контурные картинки, о которых сказано выше. А также использовать готовый дидактический материал, который можно найти в книгах (см. Литература: пункты 2 и 3) .

     Для проведения артикуляционной гимнастики с игрушками можно использовать разнообразные канцелярские товары, предметы бытового обихода. Главное, чтобы используемый предмет можно было соотнести с выполнением соответствующего упражнения артикуляционной гимнастики.

     Особенной популярностью пользуются у детей игрушки из шоколадных яиц с сюрпризом: барабан, машина, самолёт, пароход, паровоз... В моей «копилке» таких игрушек есть даже ворота с мячом и вратарём.

     Из канцелярских товаров возможно применение точилок, ластиков, карандашей, ручек... Про точилки важно заметить, чтобы при их использовании в качестве игрушек не было затачивающего устройства, его необходимо убрать.

     Из предметов бытового обихода возможно использование ключа для дверного замка, ремешка для часов, игрушек с резинок для волос, магнитов на холодильник...

     В своей работе с детьми я использую все вышеперечисленные формы проведения артикуляционной гимнастики. Особенной популярностью пользуется артикуляционная гимнастика с игрушками. Причём чем старше дети, тем больше им нравится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики с игрушками.

     В процессе проведения артикуляционной гимнастики необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, отсутствием лишних движений.

     Рассмотренные нами различные формы проведения артикуляционной гимнастики позволяют выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 4000 54