Дорогие друзья, мы рады представить вам Харитонову Наталью Дмитриевну, учителя-логопеда ГБОУ лицей № 1524 ДО «Звёздочка» г. Москвы. Сегодня Наталья Дмитриевна с удовольствием предлагает вашему вниманию различные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Дмитриевны:
«Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом».
Полезного чтения…
Различные формы проведения артикуляционной гимнастики.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Рассмотрим различные формы проведения артикуляционной гимнастики:
— артикуляционная гимнастика в рисунках;
— артикуляционная гимнастика в контурных картинках;
— артикуляционная гимнастика в цветных картинках;
— артикуляционная гимнастика с использованием игрушек.
Для проведения артикуляционной гимнастики (или зарядки для языка — так мы называем эти упражнения с детьми) в рисунках нужны бумага и ручка (фломастер) или мел (маркер) и доска. Рисунки появляются по ходу выполнения упражнений. Их можно оформить в виде карточек. Это самые обычные рисунки, которые возможно нарисовать без какой-либо специальной художественной подготовки.
Для проведения артикуляционной гимнастики в контурных картинках необходимо подобрать соответствующие названию упражнения картинки, которые можно найти в различных альбомах для раскрашивания для детей.
Для проведения артикуляционной гимнастики в цветных картинках можно использовать разукрашенные контурные картинки, о которых сказано выше. А также использовать готовый дидактический материал, который можно найти в книгах (см. Литература: пункты 2 и 3) .
Для проведения артикуляционной гимнастики с игрушками можно использовать разнообразные канцелярские товары, предметы бытового обихода. Главное, чтобы используемый предмет можно было соотнести с выполнением соответствующего упражнения артикуляционной гимнастики.
Особенной популярностью пользуются у детей игрушки из шоколадных яиц с сюрпризом: барабан, машина, самолёт, пароход, паровоз... В моей «копилке» таких игрушек есть даже ворота с мячом и вратарём.
Из канцелярских товаров возможно применение точилок, ластиков, карандашей, ручек... Про точилки важно заметить, чтобы при их использовании в качестве игрушек не было затачивающего устройства, его необходимо убрать.
Из предметов бытового обихода возможно использование ключа для дверного замка, ремешка для часов, игрушек с резинок для волос, магнитов на холодильник...
В своей работе с детьми я использую все вышеперечисленные формы проведения артикуляционной гимнастики. Особенной популярностью пользуется артикуляционная гимнастика с игрушками. Причём чем старше дети, тем больше им нравится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики с игрушками.
В процессе проведения артикуляционной гимнастики необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, отсутствием лишних движений.
Рассмотренные нами различные формы проведения артикуляционной гимнастики позволяют выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.