Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Проектная технология в музыкальном воспитании
20 минут 4886 1493

Проектная технология в музыкальном воспитании

Lubinskaya fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Лубинская Валентина Владимировна, музыкальный руководитель МКДОУ ДС комбинированного вида № 10 г. Узловая Тульской области. Валентина Владимировна предлагает вашему вниманию статью, в которой раскрываются особенности использования проектной технологии в музыкальном воспитании. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.

Краткий комментарий к статье от Валентины Владимировны:

«Педагогические технологии являются сего­дня одним из действенных средств совер­шенствования качества образовательного процесса. Практический опыт показывает, что технологизация деятельности педагога позволяет сде­лать образовательный процесс результативным, эффективным - это и определяет его качествен­ный уровень».

Полезного чтения…


Проектная технология в музыкальном воспитании

Педагогические технологии являются сего­дня одним из действенных средств совер­шенствования качества образовательного процесса. Практический опыт показывает, что технологизация деятельности педагога позволяет сде­лать образовательный процесс результативным, эффективным - это и определяет его качествен­ный уровень.

Педагогические технологии мы рассматриваем как инструмент, направленный на освоение содер­жания в рамках образовательного процесса. Выби­рая педагогическую технологию, музыкальный ру­ководитель должен ответить на три вопроса: каковы концептуальные основы технологии, на что она бу­дет направлена и какие для этого необходимы усло­вия? Многочисленные программы, методическая литература позволяют найти ответ на вопрос «что?», а вопросы «как?» и «с помощью чего?» ос­таются уделом эмпирического поиска педагогов- практиков. Вот почему проблема педагогических технологий в музыкальном воспитании является се­годня одной из самых актуальных.

 Одним из обязательных компонентов содержа­ния музыкального воспитания в ДОУ является рус­ская традиционная культура. Приоритетные задачи современной педагогики дошкольного образова­ния, связанные с индивидуализацией, социализаци­ей ребёнка, обусловливают направления реализа­ции данного содержания.

В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г, понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время.

Одним из обязательных компонентов содержа­ния музыкального воспитания в ДОУ является рус­ская традиционная культура. Приоритетные задачи современной педагогики дошкольного образова­ния, связанные с индивидуализацией, социализаци­ей ребёнка, обусловливают направления реализа­ции данного содержания.

Праздник в детском саду - важное событие как для ребёнка и его родителей, так и для всего педагогиче­ского коллектива, это своего рода итог их совмест­ной деятельности. На празднике взрослые и дети - одно целое, активные участники праздничного дей­ства. Однако, как показывает практика, подготовка праздника зачастую становится самоцелью и обра­зовательный процесс теряет свою системность, са­мо праздничное действо для ребёнка превращается в показательное выступление перед взрослыми.

Как свидетельствует наш опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, использование ме­тода проектов позволяет весь процесс подготовки и проведения праздника сделать системным и ди­дактически обоснованным. Учебный год мы раз­делили на четыре календарных цикла. В каждом из них выделили наиболее значимые события и ситуа­ции, лежащие в основе русской традиционной куль­туры, - они и составили содержание педагогичес­кой деятельности музыкального руководителя. В те­чение года дети смогли участвовать в двух-четырёх творческих проектах.

Создание творческого проекта всегда связано с продуктивной деятельностью. Участие в творческом проекте позволяет человеку выйти за пределы его прошлого опыта, найти необычные, нетривиальные способы взаимодействия со своим окружением, адекватно реагировать на новое, непонятное, адап­тироваться к незнакомым ситуациям. В нашей прак­тике сложились четыре взаимосвязанных этапа реа­лизации творческого проекта.

Информационный этап предполагает участие только взрослых. Им необходимо собрать и изучить материал об основных событиях жизнедеятельнос­ти человека в данный период, познакомиться с со­держанием обрядовых действий, отобрать художе­ственный материал, адаптировать содержание к ус­ловиям педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В результате рождается об­раз проекта, включающий детей, взрослых, окружа­ющее пространство, временную последователь­ность событий. Критерием определения педагоги­ческой целесообразности материала является его развивающий эффект для ребёнка. В нашем проекте это прежде всего связано с освоением социальных ролей.

Этап разработки связан с планированием мате­риала, распределением его по организационным формам (непосредственно образовательная деятельность: музыкальная, индивидуальная; самостоятельная деятельность в группе, дома и т. д.). Распределяются ролевые функции сре­ди взрослых (участник проекта, координатор и пр.), определяются условия взаимодействия всех участ­ников проекта. На этом этапе происходит выбор ве­дущих средств, операционных действий реализа­ции содержания русской традиционной культуры. В это же время могут быть спланированы индивиду­ально-познавательные проекты для детей. Результа­том данного этапа является программа реализации проекта и конкретное планирование. В нашей прак­тике планирование проектной деятельности осуще­ствляется на основе принципа «вертикальной инте­грации» - это позволяет всем участникам проекта строить свою деятельность в соответствии с общей стратегией его реализации. Главное событие проек­та (праздник) оформляется в сценарий.

Этап реализации сконструирован как специаль­но организованные ситуации взаимодействия де­тей с русской традиционной культурой. Эти ситуа­ции реализуются в традиционных формах педаго­гической деятельности. Здесь дети знакомятся с содержанием русской традиционной культуры, приобретают умения, накапливают социальный опыт. Концентрический принцип взаимодействия с содержанием является определяющим. Суть его за­ключается в том, что имеющийся опыт ребёнок адаптирует к новым ситуациям, незнакомым прави­лам, что и позволяет расширять границы личност­ного опыта. Процесс погружения в содержание раз­ворачивается на основе принципа эмоциональной драматургии. Это позволяет создать ощущение ожи­дания праздника. Поэтому праздник наступает как кульминационная точка определённого периода жизнедеятельности всех участников проекта. День праздника максимально должен совпадать с днём, определённым ему в традиционном народном ка­лендаре.

Рефлексивный этап. Задача данного этапа - за­крепление впечатлений детей от прожитых собы­тий, их осознание в собственной жизни. Это могут быть беседы с воспитателем, воспроизведение за­помнившихся моментов праздника на музыкаль­ном занятии, оформление выставок детских рисун­ков. Использование художественного материала в самостоятельной деятельности дошкольников явля­ется хорошим показателем результатов проекта.

Один из осенних праздников - Кузьминки. В нём участвуют дети старшего дошкольного возраста. Для них это первый творческий проект, который реали­зуется при их активном участии. Кузьминки прово­дятся в середине осени (14 ноября). Этот праздник знаменует проводы осени и встречу зимы. В память святых Кузьмы и Демьяна, слывших в народе труже­никами, ремесленниками, бессребрениками, чест­вуются все, кто хорошо работал в период осеннего сбора урожая. Кузьма и Демьян известны в народе как кузнецы, «кующие» лёд на земле и на воде. Они были покровителями не только кузнечного искусст­ва, но и женского рукоделия, поэтому Кузьминки считались девичьим праздником. Девушки устраи­вали в этот день посиделки, готовили угощения (традиционными считались блюда с курицей) и приглашали парней.

Педагогический проект «Кузьминки» связан с ре­шением следующих задач: осмыслением ролевых позиций «гость», «труженик»; освоением навыков поведения в роли гостя; развитием навыков обще­ния в соответствии с правилами игры, сюжетом сказки; освоением умений музыкальной деятельно­сти (подпевать песню, «играть» песню, создавать фрагменты композиций из знакомых танцеваль­ных элементов).

Центральное событие проекта - развлечение «В горнице». Оно проектировалось как ситуация, связанная с походом в гости. Технологически эта ситуация сконструирована как последователь­ность шагов, которые в своём развитии пред­ставляют совершенно новые условия для детей, требующие от них иную по сравнению со знако­мой модель поведения. Содержанием каждого шага является художественный материал и дей­ствия, которые детям уже знакомы.

При составлении сценария мы сохранили основ­ные традиционные элементы осеннего календарно­обрядового праздника Кузьминки: проводы осени; чествование тружеников; демонстрация рукоделий; соревновательные элементы в плясках, играх, пес­нях; исполнение песен, плясок, соответствующих содержанию осеннего календарного цикла; празд­ничное угощение.

В горнице

Развлечение в старшей группе

Действующие лица: Хозяйка (музыкальный ру­ководитель), Гостья (воспитатель), дети - гости.

Музыкальный зал оформлен в стиле гор­ницы, обязательными атрибутами которой явля­ются икона, старинные фотографии (в одной боль­шой рамке), русская печь, стол, накрытый празд­ничной скатертью, с самоваром, скамьи для гостей, предметы кухонной утвари.

Празднично одетая хозяйка (на ней женский русский народный наряд) ожидает гостей. Дети в сопровожде­нии воспитателя с песней подходят к входу в музы­кальный зал.

     1-й шаг

Гостья стучит в дверь.

Гостья. Здорово бывали, хозяюшка! Гостей при­мите?

Дети. Мы в гости к вам пришли, мир и добро в ваш дом принесли. Пришли с праздником вас поздра­вить и вместе праздник справить.

Хозяйка. Проходите, гости дорогие, желанные, долгожданные! Как же праздник без гостей встре­чать? Вместе-то оно веселее. Проходите, места всем хватит! Рассаживайтесь кому как удобно!

Дети проходят в горницу, осматриваются, рас­саживаются, воспитатель им помогает.

Хозяйка ведёт с детьми свободную беседу, задаёт им вопросы. (Примерные вопросы детям: почему праздник в народе называют Кузьминки? Как к нему готовились? Зачем люди придумали праздники?)

Дети (в свободной форме вспоминают и расска­зывают).Праздник называется «Кузьминки - об осени поминки». Празднуют его всегда в конце осе­ни. В этот праздник прославляли всех, кто хорошо работал. После Кузьминок люди начинали готовить­ся к встрече зимы. И т. д.

Гостья. В этот день после осенних трудовых дней в доме собиралась вся семья. Кузьма с Демьяном дом охраняли от всякой беды, от всякого лиха. Много пе­сен звучало в этот день в горницах.

   2-й  шаг

Хозяйка напевает песню «Горенка».

Гостья (детям.) Сыграем-ка мы для хозяюшки эту песню! Доставайте наших музыкальных помощни­ков!

Хозяйка. Что же это за помощники, которые по­могают песню сыграть?

Дети показывают принесённые с собой ложки, трещотки, палочки и другие инструменты, пока­зывают, как они умеют играть на них. Затем ис­полняют песню «Горенка» (записана в Алексинском районе Тульской области), сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.

Ай да горенка, горенка новая!

Горенка, горенка, горенка новая,

Ты новая, ты новая, ты новая!

Девчононька молодая,

Молодая, молодая, молодая

Выдь-ка, девка, на крылечко,

На крылечко, на крылечко, на крылечко,

Подари ты мне колечко,

Хоть колечко, хоть колечко, хоть колечко.

Золото кольцо витое,

Хоть витое, хоть витое, хоть витое.

Стал на реченьку ходити,

Стал на реченьку ходити,

Двух сударушек любити.

Горенка, горенка, горенка новая,

Ты новая, ты новая, ты новая!

3-й  шаг

Хозяйка. Сейчас я загадаю загадку, в которой говорится о самом важном предмете в казачьем доме.

Наша барыня-сударыня Толста и бела,

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла.

Дети. Это русская печь.

Хозяйка. Конечно, печь! Она и кормила, и дом обогревала, и семью вокруг себя собирала. А вы зна­ете загадки о русской печи?

Дети (вспоминают загадки).

Зимой нет теплей,

Летом нет холодней.

Стоит Матрёна,

Здорова, ядрёна,

Пасть открывает,

Что дают - глотает.

Гостья. Сейчас-то, хозяюшка, печей в доме не встретишь.

Хозяйка. Верно, остались они разве что в самых маленьких и дальних казачьих хуторах. (Обраща­ется к детям.) А кто из вас видел русскую печь или даже грелся у неё? Что про неё рассказать сможете? А сказки, в которых о русской печи говорится, вспомните?

Дети самостоятельно вспоминают функции русской печи (обогревает дам, в ней можно приго­товить пищу, на ней можно спать и т. д.), делятся впечатлениями о русской печи, называют сказки.

4-й  шаг

Хозяйка. Песню вы пели, загадки отгадывали, о русской печи рассказывали, сказки вспоминали. Предлагаю теперь посоревноваться: кто больше всех пословиц да поговорок о доме вспомнит. (По­словицы и поговорки разучивались с детьми на заня­тиях.)

Хозяйка проводит соревнование. Дети стано­вятся в одну линию. Ребёнок, назвавший пословицу или поговорку, делает шаг вперёд. Побеждает тот, кто сделал больше всех шагов.

5-й шаг

Гостья. Мы не только пословицы знаем. Всю осень трудились мы вместе со своими мамами, папами, ба­бушками, чтобы с подарками в гости прийти.

Девочки показывают своё рукоделие, мальчики - поделки. Рассказывают о своём участии в работе.

Хозяйка. Так всегда на Руси было. После трудово­го дня девушки собирались в самой большой горни­це, вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Гостья. Что же это за песня?

Дети. «Дуня-тонкопряха».

Девочки исполняют песню.

6-й  шаг

Хозяйка исполняет начальные такты русской пляски. (Диалог «Приглашение на пляску» использо­вался на каждом занятии. У детей выработалась свободная реакция на его произнесение.)

Гостья. А что-то пляска не видна.

Девочки. Нет, неправда, вот она!

Мальчики. Плясуны не хороши!

Девочки. Сам пойди да попляши!

Мальчики. Мы присядем - ногу в бок!

Девочки. А мы ногу на носок!

Мальчики. Топотушками пойдём!

Девочки. А мы сядем, отдохнём!

Мальчики. С вами мы плясать пойдём!

Девочки. Лучше после отдохнём!

Дети участвуют в пляске «Варенька», стараясь показать свои умения. Используются танцеваль­ные элементы казачьей пляски: основной шаг - шаг с притопом; «лошадка» - шаг с поднятым коленом; «мячик» - мужская присядка «пружинка»; девочки держат руки на поясе, кулачки сжаты; «ковырялочка» (с носочка).

Гостья.

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец.

7-й шаг

Слышится стук в дверь.

Хозяйка. А вот и новые гости к нам пожаловали. Заходите, гости дорогие!

Казаки. Знаем, праздник сегодня - вот и зашли.

Хозяйка. Гостям мы всегда рады.

Казаки. А мы тоже песню на праздник принесли. (Во время исполнения казачьей песни дети подпева­ют, пританцовывают.) А теперь предлагаем поиг­рать!

Взрослые подводят детей к самостоятельному выбору игры, (из тех игр, с которыми дети познако­мились на занятиях.) В нашем развлечении использо­валась музыкальная игра «Свинья» (приложение 1).

Гостья. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

Хозяйка. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать! Кто начнёт первым? (Выходитребё­нок.)Говори свою скороговорку, нам её повторить - что комара словить.

Гостья (детям).Запоминайте да складно повто­ряйте!

Организуется соревновательная ситуация: кто лучше всех произнесёт скороговорку. (Скороговорки разучивались на занятиях с воспитателем и дома с родителями.)

Гостья. Всех скороговорок не перескороговоришь, перевыскороговоришь!

8-й шаг

Хозяйка. А теперь вам придётся опять голову по­ломать. Какой овощ на Руси считали главным куша­ньем на столе? Его почитали, загадки про него скла­дывали, сказки о нём рассказывали.

Дети дают предположительные ответы.

Гостья. А ты, хозяюшка, загадку нам про него зага­дай.

Хозяйка.

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок,

Врос в землю крепко.

Что же это?

Дети. Репка!

Детям предлагается разыграть сказку «Репка» (приложение 2). С помощью считалки выбираются герои сказки. Остальные дети - рассказчики. Считалка Шёл баран По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдёт!

9-й шаг

Хозяйка (подходит к печи, открывает крышку). А вот и угощение готово! Готовили его обязательно в этот день. Угадайте: из чего моё угощение приготов­лено?

10-й шаг

Гости. Спасибо, хозяйка, за угощение, за весё­лость, за радость! Как на Руси говорили - пора и честь знать.

Дети высказывают в свободной форме слова бла­годарности Хозяйке, прощаются и уходят.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677