Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Лубинская Валентина Владимировна, музыкальный руководитель МКДОУ ДС комбинированного вида № 10 г. Узловая Тульской области. Валентина Владимировна предлагает вашему вниманию статью, в которой раскрываются особенности использования проектной технологии в музыкальном воспитании. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.
Краткий комментарий к статье от Валентины Владимировны:
«Педагогические технологии являются сегодня одним из действенных средств совершенствования качества образовательного процесса. Практический опыт показывает, что технологизация деятельности педагога позволяет сделать образовательный процесс результативным, эффективным - это и определяет его качественный уровень».
Полезного чтения…
Проектная технология в музыкальном воспитании
Педагогические технологии являются сегодня одним из действенных средств совершенствования качества образовательного процесса. Практический опыт показывает, что технологизация деятельности педагога позволяет сделать образовательный процесс результативным, эффективным - это и определяет его качественный уровень.
Педагогические технологии мы рассматриваем как инструмент, направленный на освоение содержания в рамках образовательного процесса. Выбирая педагогическую технологию, музыкальный руководитель должен ответить на три вопроса: каковы концептуальные основы технологии, на что она будет направлена и какие для этого необходимы условия? Многочисленные программы, методическая литература позволяют найти ответ на вопрос «что?», а вопросы «как?» и «с помощью чего?» остаются уделом эмпирического поиска педагогов- практиков. Вот почему проблема педагогических технологий в музыкальном воспитании является сегодня одной из самых актуальных.
Одним из обязательных компонентов содержания музыкального воспитания в ДОУ является русская традиционная культура. Приоритетные задачи современной педагогики дошкольного образования, связанные с индивидуализацией, социализацией ребёнка, обусловливают направления реализации данного содержания.
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г, понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время.
Одним из обязательных компонентов содержания музыкального воспитания в ДОУ является русская традиционная культура. Приоритетные задачи современной педагогики дошкольного образования, связанные с индивидуализацией, социализацией ребёнка, обусловливают направления реализации данного содержания.
Праздник в детском саду - важное событие как для ребёнка и его родителей, так и для всего педагогического коллектива, это своего рода итог их совместной деятельности. На празднике взрослые и дети - одно целое, активные участники праздничного действа. Однако, как показывает практика, подготовка праздника зачастую становится самоцелью и образовательный процесс теряет свою системность, само праздничное действо для ребёнка превращается в показательное выступление перед взрослыми.
Как свидетельствует наш опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, использование метода проектов позволяет весь процесс подготовки и проведения праздника сделать системным и дидактически обоснованным. Учебный год мы разделили на четыре календарных цикла. В каждом из них выделили наиболее значимые события и ситуации, лежащие в основе русской традиционной культуры, - они и составили содержание педагогической деятельности музыкального руководителя. В течение года дети смогли участвовать в двух-четырёх творческих проектах.
Создание творческого проекта всегда связано с продуктивной деятельностью. Участие в творческом проекте позволяет человеку выйти за пределы его прошлого опыта, найти необычные, нетривиальные способы взаимодействия со своим окружением, адекватно реагировать на новое, непонятное, адаптироваться к незнакомым ситуациям. В нашей практике сложились четыре взаимосвязанных этапа реализации творческого проекта.
Информационный этап предполагает участие только взрослых. Им необходимо собрать и изучить материал об основных событиях жизнедеятельности человека в данный период, познакомиться с содержанием обрядовых действий, отобрать художественный материал, адаптировать содержание к условиям педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В результате рождается образ проекта, включающий детей, взрослых, окружающее пространство, временную последовательность событий. Критерием определения педагогической целесообразности материала является его развивающий эффект для ребёнка. В нашем проекте это прежде всего связано с освоением социальных ролей.
Этап разработки связан с планированием материала, распределением его по организационным формам (непосредственно образовательная деятельность: музыкальная, индивидуальная; самостоятельная деятельность в группе, дома и т. д.). Распределяются ролевые функции среди взрослых (участник проекта, координатор и пр.), определяются условия взаимодействия всех участников проекта. На этом этапе происходит выбор ведущих средств, операционных действий реализации содержания русской традиционной культуры. В это же время могут быть спланированы индивидуально-познавательные проекты для детей. Результатом данного этапа является программа реализации проекта и конкретное планирование. В нашей практике планирование проектной деятельности осуществляется на основе принципа «вертикальной интеграции» - это позволяет всем участникам проекта строить свою деятельность в соответствии с общей стратегией его реализации. Главное событие проекта (праздник) оформляется в сценарий.
Этап реализации сконструирован как специально организованные ситуации взаимодействия детей с русской традиционной культурой. Эти ситуации реализуются в традиционных формах педагогической деятельности. Здесь дети знакомятся с содержанием русской традиционной культуры, приобретают умения, накапливают социальный опыт. Концентрический принцип взаимодействия с содержанием является определяющим. Суть его заключается в том, что имеющийся опыт ребёнок адаптирует к новым ситуациям, незнакомым правилам, что и позволяет расширять границы личностного опыта. Процесс погружения в содержание разворачивается на основе принципа эмоциональной драматургии. Это позволяет создать ощущение ожидания праздника. Поэтому праздник наступает как кульминационная точка определённого периода жизнедеятельности всех участников проекта. День праздника максимально должен совпадать с днём, определённым ему в традиционном народном календаре.
Рефлексивный этап. Задача данного этапа - закрепление впечатлений детей от прожитых событий, их осознание в собственной жизни. Это могут быть беседы с воспитателем, воспроизведение запомнившихся моментов праздника на музыкальном занятии, оформление выставок детских рисунков. Использование художественного материала в самостоятельной деятельности дошкольников является хорошим показателем результатов проекта.
Один из осенних праздников - Кузьминки. В нём участвуют дети старшего дошкольного возраста. Для них это первый творческий проект, который реализуется при их активном участии. Кузьминки проводятся в середине осени (14 ноября). Этот праздник знаменует проводы осени и встречу зимы. В память святых Кузьмы и Демьяна, слывших в народе тружениками, ремесленниками, бессребрениками, чествуются все, кто хорошо работал в период осеннего сбора урожая. Кузьма и Демьян известны в народе как кузнецы, «кующие» лёд на земле и на воде. Они были покровителями не только кузнечного искусства, но и женского рукоделия, поэтому Кузьминки считались девичьим праздником. Девушки устраивали в этот день посиделки, готовили угощения (традиционными считались блюда с курицей) и приглашали парней.
Педагогический проект «Кузьминки» связан с решением следующих задач: осмыслением ролевых позиций «гость», «труженик»; освоением навыков поведения в роли гостя; развитием навыков общения в соответствии с правилами игры, сюжетом сказки; освоением умений музыкальной деятельности (подпевать песню, «играть» песню, создавать фрагменты композиций из знакомых танцевальных элементов).
Центральное событие проекта - развлечение «В горнице». Оно проектировалось как ситуация, связанная с походом в гости. Технологически эта ситуация сконструирована как последовательность шагов, которые в своём развитии представляют совершенно новые условия для детей, требующие от них иную по сравнению со знакомой модель поведения. Содержанием каждого шага является художественный материал и действия, которые детям уже знакомы.
При составлении сценария мы сохранили основные традиционные элементы осеннего календарнообрядового праздника Кузьминки: проводы осени; чествование тружеников; демонстрация рукоделий; соревновательные элементы в плясках, играх, песнях; исполнение песен, плясок, соответствующих содержанию осеннего календарного цикла; праздничное угощение.
В горнице
Развлечение в старшей группе
Действующие лица: Хозяйка (музыкальный руководитель), Гостья (воспитатель), дети - гости.
Музыкальный зал оформлен в стиле горницы, обязательными атрибутами которой являются икона, старинные фотографии (в одной большой рамке), русская печь, стол, накрытый праздничной скатертью, с самоваром, скамьи для гостей, предметы кухонной утвари.
Празднично одетая хозяйка (на ней женский русский народный наряд) ожидает гостей. Дети в сопровождении воспитателя с песней подходят к входу в музыкальный зал.
1-й шаг
Гостья стучит в дверь.
Гостья. Здорово бывали, хозяюшка! Гостей примите?
Дети. Мы в гости к вам пришли, мир и добро в ваш дом принесли. Пришли с праздником вас поздравить и вместе праздник справить.
Хозяйка. Проходите, гости дорогие, желанные, долгожданные! Как же праздник без гостей встречать? Вместе-то оно веселее. Проходите, места всем хватит! Рассаживайтесь кому как удобно!
Дети проходят в горницу, осматриваются, рассаживаются, воспитатель им помогает.
Хозяйка ведёт с детьми свободную беседу, задаёт им вопросы. (Примерные вопросы детям: почему праздник в народе называют Кузьминки? Как к нему готовились? Зачем люди придумали праздники?)
Дети (в свободной форме вспоминают и рассказывают).Праздник называется «Кузьминки - об осени поминки». Празднуют его всегда в конце осени. В этот праздник прославляли всех, кто хорошо работал. После Кузьминок люди начинали готовиться к встрече зимы. И т. д.
Гостья. В этот день после осенних трудовых дней в доме собиралась вся семья. Кузьма с Демьяном дом охраняли от всякой беды, от всякого лиха. Много песен звучало в этот день в горницах.
2-й шаг
Хозяйка напевает песню «Горенка».
Гостья (детям.) Сыграем-ка мы для хозяюшки эту песню! Доставайте наших музыкальных помощников!
Хозяйка. Что же это за помощники, которые помогают песню сыграть?
Дети показывают принесённые с собой ложки, трещотки, палочки и другие инструменты, показывают, как они умеют играть на них. Затем исполняют песню «Горенка» (записана в Алексинском районе Тульской области), сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.
Ай да горенка, горенка новая!
Горенка, горенка, горенка новая,
Ты новая, ты новая, ты новая!
Девчононька молодая,
Молодая, молодая, молодая
Выдь-ка, девка, на крылечко,
На крылечко, на крылечко, на крылечко,
Подари ты мне колечко,
Хоть колечко, хоть колечко, хоть колечко.
Золото кольцо витое,
Хоть витое, хоть витое, хоть витое.
Стал на реченьку ходити,
Стал на реченьку ходити,
Двух сударушек любити.
Горенка, горенка, горенка новая,
Ты новая, ты новая, ты новая!
3-й шаг
Хозяйка. Сейчас я загадаю загадку, в которой говорится о самом важном предмете в казачьем доме.
Наша барыня-сударыня Толста и бела,
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Дети. Это русская печь.
Хозяйка. Конечно, печь! Она и кормила, и дом обогревала, и семью вокруг себя собирала. А вы знаете загадки о русской печи?
Дети (вспоминают загадки).
Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
Стоит Матрёна,
Здорова, ядрёна,
Пасть открывает,
Что дают - глотает.
Гостья. Сейчас-то, хозяюшка, печей в доме не встретишь.
Хозяйка. Верно, остались они разве что в самых маленьких и дальних казачьих хуторах. (Обращается к детям.) А кто из вас видел русскую печь или даже грелся у неё? Что про неё рассказать сможете? А сказки, в которых о русской печи говорится, вспомните?
Дети самостоятельно вспоминают функции русской печи (обогревает дам, в ней можно приготовить пищу, на ней можно спать и т. д.), делятся впечатлениями о русской печи, называют сказки.
4-й шаг
Хозяйка. Песню вы пели, загадки отгадывали, о русской печи рассказывали, сказки вспоминали. Предлагаю теперь посоревноваться: кто больше всех пословиц да поговорок о доме вспомнит. (Пословицы и поговорки разучивались с детьми на занятиях.)
Хозяйка проводит соревнование. Дети становятся в одну линию. Ребёнок, назвавший пословицу или поговорку, делает шаг вперёд. Побеждает тот, кто сделал больше всех шагов.
5-й шаг
Гостья. Мы не только пословицы знаем. Всю осень трудились мы вместе со своими мамами, папами, бабушками, чтобы с подарками в гости прийти.
Девочки показывают своё рукоделие, мальчики - поделки. Рассказывают о своём участии в работе.
Хозяйка. Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице, вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.
Гостья. Что же это за песня?
Дети. «Дуня-тонкопряха».
Девочки исполняют песню.
6-й шаг
Хозяйка исполняет начальные такты русской пляски. (Диалог «Приглашение на пляску» использовался на каждом занятии. У детей выработалась свободная реакция на его произнесение.)
Гостья. А что-то пляска не видна.
Девочки. Нет, неправда, вот она!
Мальчики. Плясуны не хороши!
Девочки. Сам пойди да попляши!
Мальчики. Мы присядем - ногу в бок!
Девочки. А мы ногу на носок!
Мальчики. Топотушками пойдём!
Девочки. А мы сядем, отдохнём!
Мальчики. С вами мы плясать пойдём!
Девочки. Лучше после отдохнём!
Дети участвуют в пляске «Варенька», стараясь показать свои умения. Используются танцевальные элементы казачьей пляски: основной шаг - шаг с притопом; «лошадка» - шаг с поднятым коленом; «мячик» - мужская присядка «пружинка»; девочки держат руки на поясе, кулачки сжаты; «ковырялочка» (с носочка).
Гостья.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложках он игрец.
7-й шаг
Слышится стук в дверь.
Хозяйка. А вот и новые гости к нам пожаловали. Заходите, гости дорогие!
Казаки. Знаем, праздник сегодня - вот и зашли.
Хозяйка. Гостям мы всегда рады.
Казаки. А мы тоже песню на праздник принесли. (Во время исполнения казачьей песни дети подпевают, пританцовывают.) А теперь предлагаем поиграть!
Взрослые подводят детей к самостоятельному выбору игры, (из тех игр, с которыми дети познакомились на занятиях.) В нашем развлечении использовалась музыкальная игра «Свинья» (приложение 1).
Гостья. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Хозяйка. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать! Кто начнёт первым? (Выходитребёнок.)Говори свою скороговорку, нам её повторить - что комара словить.
Гостья (детям).Запоминайте да складно повторяйте!
Организуется соревновательная ситуация: кто лучше всех произнесёт скороговорку. (Скороговорки разучивались на занятиях с воспитателем и дома с родителями.)
Гостья. Всех скороговорок не перескороговоришь, перевыскороговоришь!
8-й шаг
Хозяйка. А теперь вам придётся опять голову поломать. Какой овощ на Руси считали главным кушаньем на столе? Его почитали, загадки про него складывали, сказки о нём рассказывали.
Дети дают предположительные ответы.
Гостья. А ты, хозяюшка, загадку нам про него загадай.
Хозяйка.
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это?
Дети. Репка!
Детям предлагается разыграть сказку «Репка» (приложение 2). С помощью считалки выбираются герои сказки. Остальные дети - рассказчики. Считалка Шёл баран По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот вон пойдёт!
9-й шаг
Хозяйка (подходит к печи, открывает крышку). А вот и угощение готово! Готовили его обязательно в этот день. Угадайте: из чего моё угощение приготовлено?
10-й шаг
Гости. Спасибо, хозяйка, за угощение, за весёлость, за радость! Как на Руси говорили - пора и честь знать.
Дети высказывают в свободной форме слова благодарности Хозяйке, прощаются и уходят.