Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Герлиц Еленой Леонидовной, старшим воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ № 68 «Ромашка», г. Нижневартовск ХМАО – Югра. Сегодня Елена Леонидовна предлагает вашему вниманию технологию развития речи – рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач. Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей речи – рассуждения.
Краткий комментарий к статье от Елены Леонидовны
«Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи».
Интересного чтения…
Развитие речи – рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В ФГОС начального общего образования одной из приоритетных задач является формирование у детей основ умения учиться, и как результат – освоение детьми универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных).Психологическая готовность детей к обучению в школе включает в себя интеллектуальную готовность, которая предполагает развитие основ словесно-логического мышления, ведущей формы мыслительной деятельности. Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь интеллектуального и речевого развития детей, и особенно отчетливо эта связь выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается появление речи-рассуждения в различных видах деятельности детей. Одним из таких видов деятельности старших дошкольников является решение арифметических задач. Арифметическая задача – это лаконичный связный текст, построенный с одной стороны, по определенным математическим канонам, а с другой – подчиненный общим принципам создания связного текста. Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи.
При разработке технологии развития речи – рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач руководствовались определением: педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Задачи, указанные в схеме технологии, формулировались в соответствии с тем, что рассуждение одновременно является логической категорией, связанной с мышлением, и языковой категорией, отражающей специфику данного типа монолога (структуру, языковые средства и т.п.). Кроме того, любая форма речи предусматривает культуру речи и самостоятельность использования. Конкретизация задач представлена в таблице 2.
Последовательная реализация технологии включала в себя этапы, связанные с обучением детей решению арифметических задач.
Первый этап – ознакомление с арифметической задачей.
На этом этапе дети знакомились со структурой арифметических задач на основе задач-драматизаций и задач-иллюстраций. Параллельно решались задачи развития у детей речи-рассуждения. Ключевая математическая задача первого этапа – научить детей отличать задачу от рассказа. Признаки арифметической задачи – это аргументы для рассуждений детей при обосновании отнесенности текста к задачам.
На втором этапе обучения детей решению арифметических задач учили их составлять и решать задачи на нахождение суммы.
На третьем этапе обучения детей решению арифметических задач учили их составлять и решать задачи на нахождение остатка.
Итак, технология формирования связных высказываний-рассуждений интегрировалась в процесс обучения детей решению простейших арифметических задач, она представляла собой оптимальную последовательность педагогических действий. Каждый «технологический шаг» соответствовал уровням порождения речевого высказывания, требованиям развития элементарной оформленности речи и возрастным психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.