Дорогие друзья, сегодня Замараева Татьяна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 58 "Алёнушка" г. Междуреченска Кемеровской области делится с нами своим профессиональным опытом работы с детьми, имеющими нарушения речи. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:
«Дети дошкольного возраста очень любят игрушки из Киндер-сюрприза. С этими маленькими игрушками можно придумать множество разнообразных игр. Желая повысить интерес детей к логопедическим занятиям, я использую киндеры в своей работе. С их помощью я закрепляю правильное произношение звуков в речи, развиваю внимание, память, мелкую моторику, связную речь. Такие занятия превращаются в веселую и увлекательную игру».
Увлекательного чтения…
Играем с Киндерами и развиваем речь
Работая логопедом в ДОУ, я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия, так как у детей с нарушениями речи внимание неустойчивое и они быстро устают. Как сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к играм и упражнениям. В арсенале логопеда должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых приемов для того, чтобы занятия превратились в веселую и увлекательную игру.
Одна из самых известных и любимых детьми игрушек сегодня – игрушка из киндер-сюрприза. В коррекционной работе с детьми я использую игрушки-киндеры. Эти маленькие персонажи являются прекрасным материалом для множества игр. С их помощью можно закреплять правильное произношение поставленных звуков в речи, развивать внимание, память, воображение, связную речь, работать над правильным употреблением разных грамматических категорий.
Использование игр с киндерами позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаю игры:
1.«Волшебный колодец»
Ёмкость из -под мороженого заполнена фасолью, на дне спрятаны игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, называет ее и определяет место звука в слове.
2. «Найди предмет с заданным звуком»
Выставляется ряд игрушек. Ребенок должен найти игрушки, в названии которых есть звук «С» или другой закрепляемый звук. Придумать предложение с этим словом.
3. «Прятки»
Игрушки выставлены в ряд. Ребенок закрывает глаза, одна из игрушек прячется. Ребенок называет чего (кого) не стало?
Закрепляется не только правильное произношение звука, но и развивается внимание, память.
4. «В магазине»
Игрушки выставлены на полки, как в магазине. Скажи: «Много чего мама купила в магазине?»
Закрепляем правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
5. « Кого много в лесу?»
Декорация леса и дикие животные. Скажи «Кого много в лесу?»
Закрепляем правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
6. «В зоопарке»
Ребенок называет выставленных животных.
Кто живет в зоопарке? Кого ты увидел в зоопарке? Кого много в зоопарке?
Кого ты хочешь погладить, покормить? С кем ты хочешь поиграть?
Закрепляем правильное употребление существительных в косвенных падежах.
7. «В гостях у гнома»
-У гнома все предметы очень маленькие. Скажи о предмете ласково.
Учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением и закрепляем правильное произношение звука «Ч» в словах.
8. «Предлоги»
Игрушки с автоматизируемым звуком стоят в ряд.
Кто за кем стоит, что за чем едет? Кто за кем зайдет в гости? Между чем?
Где игрушка? (мишка на стуле, машина под столом, улитка под листом).
В этой игре закрепляется правильное употребление предлогов в речи.
9. «Будь внимательным»
Расставь игрушки в том порядке, как я скажу: мышка-мишка-кошка. Порядок слов меняется.
10. «Опиши игрушку»
Ребенок выбирает любую игрушку и рассказывает о ней. Расскажи "Какой мишка?"
Учим детей подбирать как можно больше прилагательных к существительному.
11. «Найди игрушку»
Взрослый описывает игрушку, ребенок должен ее найти среди других.
12. «Отгадай загадку, найдешь отгадку!»
Несколько игрушек стоят в ряд. Предлагаю ребенку отгадать загадку - о каком предмете идет речь? Например:
Пьет бензин как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней (Машина).
13. «Посчитай, не ошибись»
Учим правильно согласовывать существительные с числительными.
Перед ребенком игрушки. Ребенок берет любую карточку с цыфрой и называет соответствующее количество предметов.
14. «Разложи правильно»
Учим классифицировать предметы: найди животных, птиц, транспорт среди ряда предметов.
Можно делить на съедобное и несъедобное, живое и неживое, животных на диких и домашних.
15. «Что изменилось?»
Ребенок называет расставленные перед ним игрушки. Предложите ребенку отвернуться, поменяйте героев местами, уберите кого-то или добавьте. Спросите: «Что изменилось?»
16. «Доскажи слово»
Учим изменять существительные по падежам. Выбираем предмет. Взрослый задает вопросы, ребенок добавляет существительное, употребляя его в нужном падеже:
По реке плывет…(лодка). Мне купили … (лодку). Я расскажу о …(лодке). И т.д.
17. «Учим стихи»
Ребенок выбирает героя. Про него вспоминается стишок или разучивается новый. Например: выбирается мишка и про него рассказываем стихотворение «Мишка косолапый».
Эти и другие игры и упражнения с киндерами могут применять и родители, играя с ребенком, обучать его, закреплять полученные умения и знания.