Дорогие друзья, мы рады представить вам Шутову Анастасию Владимировну и Кондакову Марию Владимировну, воспитателей первой категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 36 «Сказочка» г. Димитровграда Ульяновской области. Сегодня Анастасия Владимировна и Мария Владимировна предлагают нам в своей статье обратиться к социально-правовому воспитанию дошкольников. Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Права детей составляют тот фундамент, на котором строится национальная система образования. В образовательном учреждении ребенок проводит большую часть времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах. В статье раскрывается проблема необходимости формирования правовой культуры дошкольника и представлена модель правового воспитания».
Полезного чтения…
« Я ребенок, у меня есть право…»
Посмотреть статью в полной версии
Защита прав детей – это актуальная проблема государства и общества в настоящее время.
Право-это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Право-это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.
Именно право дает человеку возможность не только что – либо делать, но и требовать соблюдение своих прав.
Уже в древности человек понимал, что жизнь начинается с раннего возраста. Ребенок в мире беспомощен и беззащитен. Его жизнь полностью зависит от взрослого.
В трудах многих философов, мыслителей затрагивается проблема защиты детей, например: Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил…».
Изменения в политической и социальной жизни страны, стали «толчком» для поиска новых подходов к правовому воспитанию детей. Задача современного педагога воспитать активного гражданина, а это возможно только когда у ребенка сформировано чувство собственного достоинства, развито умение отстаивать свои права.
Именно в дошкольном возрасте формируется отношение к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь наставниками и помощниками для ребенка выступают взрослые, окружающие его (родители, педагоги).
В XIX веке проблеме защиты прав детей было посвящено значительное число публикаций педагогов, литераторов, общественных деятелей.
Самым значимым событием было принятие в 1923 г. Советом неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации "О правах ребенка" (Женевская декларация), где впервые была сформулирована и запечатлена мысль о необходимости особой защиты детей "ввиду их физической и умственной незрелости", что в дальнейшем повторялось во всех последующих документах.
К основным международным документам ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), касающимся прав детей, относятся:
- Декларация прав ребенка (1959);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции "О правах ребенка", которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. В данном документе впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Проблемы правового воспитания в разные исторические периоды российского образования освещались в работах Н.П.Вербицкого, И.Ф.Рябко, В.В.Тишенко. Идеи Н.К.Крупской и А.С.Макаренко послужили основой построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование социально-правового сознания и поведения.
Мы считаем, что исследования Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс построен на принципе гуманистического сотрудничества взрослых и детей, являются самыми достойными. Исследования психологов Л.В. Выготского, Д.Б. Эльконина , что именно дошкольный возраст является сензитивным в становлении и развитии личности ребенка.
В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова в своей программе «Я – человек» отмечает, что необходимо сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и нужно не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.
Проведя анализ научно-педагогической литературы и практики можно сделать вывод: не достаточно литературы по социально-правовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Нами был разработан педагогический проект, в котором находят свое оправдание высказывания ведущих исследователей. Мы считаем, что совместная практическая деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, родителей, детей), плодотворно влияет на социально-правовое сознание дошкольников. Именно проектная-деятельность, в которой ребенок сам действует как субъект, дает возможность использовать творческий подход в решении проблемы. Участие в разнообразной практической деятельности (играх с правилами, моделировании и анализе ситуаций, импровизации, театрализации, выполнении творческих заданий) способствует осмыслению детьми своих прав, чувства собственного достоинства, помогает овладевать такими сложными понятиями, как обязанности, права, правонарушения. Дети начинают понимать, что закон – это то, что помогает человеку нормально жить, что права никто не вправе нарушать.
В подтверждении вышесказанного, нами в 2011 – 2012 учебном году был реализован педагогический проект «Я ребенок, у меня есть право...». В данном проекте рассматривалась проблема: какие права есть у детей и как ими пользоваться, компетентность родителей по вопросу о правах ребенка. В проекте принимали участие: дети подготовительной группы и их родители. Вся проведенная работа отражена в модели проекта (таблица №1).
Используемая литература:
1. Майданкина Н.Ю., Ковардакова М.А. Теория и методика правового воспитаниядетей дошкольного и младшего школьного возраста: монография. - /Ульяновск: УИПКПРО, 2005 – 200с.
2. Доронова, Т. Защита прав и достоинств ребенка в дошкольном учреждении и семье: Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». - // ООО «Издательский дом «Воспитание дошкольника»». – 2001. - №8. – С.6-11.
3. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – // М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 112 с.
4. Харитончик, Т.А. Правовое образование в ДОУ: Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». - // М.: ООО «Творческий центр Сфера». – 2008. - №2. – С.18-29.
5. Скоролупова, О.А. Конвенция о правах ребенка: Сборник документов «Нормативно-правовая база дошкольного образования». - // М.: ООО «Издательский дом « Воспитание дошкольника»». - 2008. – 384 с.