Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
14 минут 5284 1286

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Meshko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Мешко Наталью Николаевну, воспитателя ГБДОУ «Детский сад № 53» г. Санкт-Петербурга. Сегодня Наталья Николаевна делится с нами своим профессиональным опытом по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста. Статья адресована воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Натальи Николаевны:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры»

Полезного чтения…


Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности.

Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.

Актуальность. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связан с сохранением жизни на земле. Ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы – научно-обоснованному и гуманистически-ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды. Такой переход возможен только при условии формирования новой направленности отношений человека к природе. Сохранение природной среды связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, поведении, разнообразной деятельности (игре, труде, быту). Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность живых организмов и систем.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний.

Развитие отношения к природе тесно связано с организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка различных жизненных ситуациях, прогулках, экскурсиях, на занятиях. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой. Педагогический процесс требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.

Экологическое воспитание связывает многие виды деятельности: наблюдения, экскурсии, эксперименты, чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки, труд в природе, изобразительную деятельность.

В начале года я составила тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию. Например, по теме «Осень»: сентябрь-октябрь-ноябрь.

Занятие 1.

- беседа о лете;

- экологическая игра «Где что зреет».

Занятие 2.

- беседа «Какие бывают насекомые?»,

- дидактическая игра «Кто где живет?»,

- игра «Чудо соты»

- ТРИЗ «Хорошо-плохо».

Занятие 3:

- беседа «Планета Земля в опасности».

Занятие 4:

- беседа «Что такое природа?», живая и неживая природа.

- дидактическая игра «Живая и неживая природа»,

- опыт «Гром и молния».

Занятие 5:

- беседа «Лекарственные растения – средство оздоровления организма человека,

- экологическая игра «Узнай лечебную траву».

Занятие 6:

- зарядка аквариума,

- сравнение рыб и лягушек,

- опыт определения возраста рыбы.

Занятие 7:

- беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»,

- письмо белому медведю,

- экологическая игра «Кто где живет?».

Занятие 8:

- экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме?»,

- экологическая игра «Кто больше запомнит?».

Занятие 9:

- беседа о кроте,

- дидактическая игра «Узнай какой зверь?».

Занятие 10:

- влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения,

- опыт «Растение теряет воду через испарение».

Занятие 11:

- Обитатели нашего уголка природы,

- экологическая игра «Чем похожи, чем отличаются?».

Занятие 12:

- обобщающая беседа об осени.

Затем был составлен план по экологизации различных видов детской деятельности.

Тема: «Деревья».

Художественная литература:

А.Фет «Печальная береза».

Н. Артюхова «Большая береза».

А. Толстой «Как ходят деревья».

И. Бунин «Березовый лист».

Г. Скребитский «Раненые деревья».

В. Бояринов «Почему у дуба облетели листья».

Опытно-исследовательская работа:

- рассматривание коры деревьев через лупу,

- тень деревьев в разные части суток,

- этажи дерева,

- распознание кустарников и деревьев по характерным признакам,

- определение толщины, высоты деревьев.

Художественно-творческая деятельность:

- аппликация – «Деревья», «Ели» (коллаж), «Осенний пейзаж», объемная аппликация «Осенние деревья».

- оригами «Елочка», «Дерево», «Пальма».

- рисование – «Осеннее дерево», «Наша нарядная елка», «Деревья в инее», «Ветка рябины».

- лепка «Чудо - дерево», «Осенние ветки в вазе».

Физкультурно-оздоровительная работа:

- бег между деревьями,

- упражнение «Деревце», «Веточка»,

- упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно»,

- дыхательная гимнастика «Вдыхаем аромат березовой рощи»,

- релаксация «Обними дерево»,

- дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Тема: «Птицы».

Подбор художественной литературы:

- В. Бианки «Чей нос лучше?»

- А. Барков «Голоса леса»

- В. Бианки «Лесные домишки»

- А. Барто «Страшная птица»

- И. Поленов «Синичкины кладовки»

- Г. Скребицкий «Берегите птиц».

Опытно-исследовательская деятельность:

- исследование различного оперения птиц (лупа),

- поведение птиц во время кормления,

- питание птиц зимой и летом,

- повадки птиц.

Художественно-творческая деятельность:

- аппликация «Лебединое озеро», «Домашние птицы», «Подготовка птиц к зиме», «Снегири на ветке рябины», «Жар-птица»,

- лепка: «Сказочная птица», «Уточка», «Птичий двор», «Индюк», дымковская игрушка – «Утка»;

- рисование: «Птицы улетают на юг», «Сказочная птица», «Ворона на ветке»;

- оригами: «Лебедь», «Сова», «Утка», «Голубь»;

Физкультурно-оздоровительная работа:

- подвижные игры: «Совушка», «Коршун и наседка», «Перелет птиц»;

- упражнения «Ласточка», «Попрыгунчики-воробьишки».

Так же сделан подбор по темам: «Времена года», «Животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Обитатели водоемов».

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольника, протекающая в форме экспериментирования. Организация работы строится по трем направлениям:

  • Живая природа,
  • Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, вес, свет, цвет),
  • Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов).

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослыми. Предлагаемые формы педагогический работы обеспечивают личностно-ориентированнное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Например, по ознакомлению с живой природой:

- «какие корни»

- «много-мало»

- «запасливые стебли»

- «бережливые растения»

- «как появились моря и океаны»

- «как появились острова и материки»

- «где самое жаркое лето»

- «лес – защитник и лекарь»

- «почему у животных в пустыни окрас светлее, чем в лесу?»

- «можно ли жить корням без земли?»

- «фильтрование воды».

Опыт «Как увидеть движение воды через корешки?».

Цель опыта – доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материал: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта: дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют функцию корней (укрепляют растения в почве, берут из почвы влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должны окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

В своей работе я широко использую разнообразные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности. Это такие игры, как: «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Путаница», «Узнай на вкус», «Узнай растение по описанию», «Когда это бывает?», «Найди дерево по листу». Хороши так же и словесные игры: «Что это за птица?», «Нужно, ненужно», «Кто летает, кто бегает, кто прыгает?», «Угадай чей хвост?».

Я не забываю и о связи экологии с русским народным творчеством, с фольклором. Большое место отводится природе, временам года, а знание природы вылилось в пословицы, поговорки и приметы. Как жизнь народа была тесно связано с природой, так и народное искусство связано с ней. Экспериментирование в сочетании с русским персонажем вызывает у детей большую познавательную деятельность.

Таким образом, при целенаправленном воздействии педагога у воспитанников к концу учебного года:                                                                        1. появилось проявление элементов экологической культуры;                            2. появилось осознанное отношение к природе;                                         3. дети накопили, расширили и усвоили конкретные знания и представления о деревьях, кустарниках, растениях луга, сада, леса, расширились знаниях о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, об особенностях их к окружающей среде;

4. дети научились использовать полученные знания в реальной жизни и разнообразной деятельности – в быту, труде; знают некоторые законы природы;

5. у детей стал более выражено проявляться познавательный интерес при совместной деятельности с педагогом;

6. дети стали более внимательными;

7. повысился уровень зрительной и слуховой памяти.

Список литературы:

1. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», изд. «Детство-пресс», 2003г.

2. О.В. Мариничева, Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», изд. «Ярославль. Академия Холдинг», 2002 г.

3. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учеба и игра: природоведение», изд. «Ярославль. Академия развития», 1998г.

4. О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска», изд. «Сфера», 2005г.

5. О.В. Дыбина «Что было до…», изд. «Сфера», 1999г.

6. Л.А. Владимирская «От осени до лета», изд. «Учитель» Волгоград, 2002г.

7. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии», изд. «Учитель» Воронеж, 2008г.

8. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми», «Учитель» Воронеж, 2002г.

9. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», изд. «Арткти» М-ва, 2003г.

10. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование», изд. «Педагогическое общество России», 2003 г.

11. Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году?», изд. «Гнои и Д», 2000г.

12. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» изд. «Гнои и Д», 2001г.

13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» изд. «Гнои и Д», 2000г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4182 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4319 609