Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дидактическая игра – средство формирование закрепления системных знаний дошкольников о безопасности
10 минут 4235 951

Дидактическая игра – средство формирование закрепления системных знаний дошкольников о безопасности

Skoba fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Скоба Татьяну Анатольевну, воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ № 68 «Ромашка» г. Нижневартовска ХМАО – Югра. Сегодня Татьяна Анатольевна в своей статье раскроет актуальность использования дидактической игры для закрепления системных знаний дошкольников о безопасности. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ по обучению детей навыкам безопасного поведения и родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Анатольевны:

«Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причём часто в одной игре могут использовать знания и представления, полученные в непосредственно – образовательной деятельности по разным предметам, разным разделам программы и по безопасности дорожного движения. Игра является доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения».

Полезного чтения…


Дидактическая игра – средство формирование закрепления системных знаний дошкольников о безопасности

Самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться, в дальнейшем нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессии автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.

Дидактические игры, как познавательно – занимательное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им, в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные игры.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причём часто в одной игре могут использовать знания и представления, полученные в непосредственно – образовательной деятельности по разным предметам, разным разделам программы и по безопасности дорожного движения. Игры по правилам дорожного движения дают возможность развивать способность к познанию действительности с помощью схем, моделей. Закрепляют умение ориентироваться в пространстве, элементарные представления о направлении движения (вперёд- назад, вправо- влево). Игра в игры, дети станут более сообразительными, научатся ладить друг с другом, познакомятся с жизнью города, узнают массу интересного о профессиях.

Игры для детей дошкольного возраста.

Игра «Сломанный Светофор»

Задачи: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах; продолжать закреплять представления детей о цвете.

Материал к игре: трафарет светофора без сигналов; кружочки – сигналы – красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый.

Ход игры:

Педагог предлагает ребёнку «отремонтировать» сломанный светофор – расположить клеящиеся кружочки в той последовательности, в которой они должны быть на светофоре. Затем педагог спрашивает, на какой сигнал светофора пешеход могут пересекать проезжую часть улицы.

Игра «Светофор»

Задачи: Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах; продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный)

Материал к игре: цветные картонные кружки (красный, жёлтый, зелёный); макет светофора.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям кружки жёлтого, красного, зелёного цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

Игра «Автомобиль»

Задачи: Закрепить представление детей о внешнем виде автомобиля.

Материал к игре: Разобранная модель автомобиля (пазлы).

Ход игры:

Дети по команде воспитателя начинают собирать модель. Выигрывает ребёнок или команда, первой собравшая автомобиль.

Игра «Разрезные картинки»

Материал к игре: разрезные на части картинки с изображением различного транспорта, дорожных знаков, светофора.

Ход игры: Детям предлагается сложить из частей целое. Назвать вид транспорта, знак дорожного движения и т.д.

Лото « Учись быть пешеходом»

Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице; закреплять знание дорожных знаков необходимых для пешеходов.

Материал к игре: карточки большие, с различными ситуациями на дорогах ( по правилам поведения детей на дороге, на улице и в транспорте ). По шесть ситуаций на каждой карточке. Маленькие карточки с дорожными знаками и правилами дорожного движения на оборотной стороне и карточки белые, перечёркнутые по диагоналям.

Ход игры:

В игре принимают участие не более шести детей. Воспитатель раздаёт детям большие карточки (одну карточку одному ребёнку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребёнок рассматривает свою карточку, находит соответствующие ситуации и кладёт на неё маленькую карточку с дорожным знаком или белую карточку

(если ситуация показывает на неправильное поведение ребёнка на дороге или в транспорте). Выигрывает тот, кто первым закроет все шесть ситуаций на своей карточке.

Игра «Поставь дорожный знак»

Задачи: Учить детей различать следующие дорожные знаки

«Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещён», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево»,

«Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки », «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей»

( указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Место отдыха»,

«Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания» (знаки сервиса). Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал к игре: Дорожные знаки, перечисленные выше, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых дорог, автостоянки, перекрёстков.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нём изображено. Расставит нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питании», на перекрёстке – «Пешеходный переход». Выигрывает тот, кто за определённое время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

Игра «Наша улица »

Задачи: Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представление детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал к игре: Макет улицы с домами, перекрёстками. Автомобили

(игрушки). Куклы – пешеходы. Куклы – водители. Светофор

( игрушка) Дорожные знаки. Деревья (макеты). Игра проводится на макете.

Ход игры

Первый вариант (для пешеходов). С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зелёный сигнал светофора куклы переходят улицу, на жёлтый – останавливаются, ждут. На красный – продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного указательным знаком « Пешеходный переход », и там переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей). Ведущий показывает дорожные знаки: предупреждающие – «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающие – «Въезд запрещён»; предписывающие – «Движение прямо», «Движение направо»; указательные – «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход». Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации. За правильный ответ ребёнок получает фишку. По количеству фишек засчитываются набранные очки или определяется победитель.

Игра «Моделируемые знаки»

Задачи: Закрепить знания детей о знаках дорожного движения. Развивать зрительную память, внимание.

Материал к игре: Элементы знаков: круги (красный, синий), треугольники

(красные), прямоугольники (синие), силуэт человека, силуэт детей, велосипед и т.д.

Ход игры:

Перед ребёнком лежит набор элементов знаков. Воспитатель предлагает ребёнку собрать знак. Например: «из предлагаемых элементов собери запрещающий (или предупреждающий, указательный) знак. Составь знак

«Пешеходный переход». Что он обозначает? Собери знак, который обозначает «Дальше ехать нельзя».

Таким образом, каждая дидактическая игра даёт упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Игра является доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677