Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Татарину Светлану Сергеевну, воспитателя высшей квалификационной категории ГБСКОУ школе № 676 г. Кронштадта. Сегодня Светлана Сергеевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере патриотического воспитания детей. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Сергеевны:
«Мною были разработан и совместно с учителем начальной школы Вдовиченко И.Н. реализован проект знакомства детей с историей родного города, направленный на развитие патриотических чувств, формирования нравственных убеждений и развития познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного города. Представляемые мною методические рекомендации могут быть интересны и полезны не только воспитателям, но и учителям. Они универсальны, и могут быть использованы в любом классе начальной школы».
Познавательного чтения…
Воспитание патриотизма через знакомство с историей города.
(методические рекомендации)
B последние годы значительно выросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире.
Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимопонимание с родителями, взаимосвязь с ними.
Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.
И мы в своей работе не могли обойти эту тему стороной. Вместе с Ириной Николаевной мы работаем уже пять лет. Нами накоплен большой материал по изучению истории родного города. А самое главное – нам интересно работать в этом направлении.
В этом году мы начали работать в первом классе. Дети очень разные. И нам очень хочется передать ребятам свои знания, научить их понимать и любить свою Родину, познать истоки истории родного города, почувствовать окружающий их мир.
Свою работу мы старались строить в комплексе и вести по нескольким направлениям. При этом учитывать и особенности детей (возраст, уровень подготовки к школе, уровень знаний о Кронштадте), и особенности обстановки (климатические особенности, привязанность города к морю и флоту, активное участие в исторических событиях страны).
Цель:
Создание условий для формирования нравственных убеждений и развития познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного города.
Задачи:
- приобщить учащихся к истории и духовным ценностям родного края;
- воспитывать уважение к культуре и традициям, природе и истории края;
- формировать навыки исследовательской работы и поисковой мотивации к краеведческой деятельности.
Основные принципы нашей работы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предлагающий сотрудничество взрослого и ребенка;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и последовательности – знания даются в определенной последовательности (сложное следует за простым и наглядным, один и тот же вопрос рассматривается несколько раз, на разных уровнях знаний), накапливается определённый запас знаний. Эти знания дети могут применять на практике.
Методы работы:
- словесные – рассказ, беседа, сообщение. Эти способы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные – демонстрация рисунков, плакатов, коллекций, осмотр памятников, посещение музеев и архитектурных памятников. Эти методы дают более детальное обследование объектов, запоминающееся, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления;
- практические – изготовление поделок, рисование, создание плакатов, участие в спектаклях и играх. Практические методы способствуют воплощению теоретических знаний, их закреплению
Направления нашей работы.
Первое направление. МОЯ СЕМЬЯ - МОЙ ДОМ
1) Домашняя работа с участием родителей - подготовка семейных альбомов;
2) Беседа с детьми – ФИО родителей, полный адрес, адрес школы;
3) Прогулка по городу – узнаем названия улиц, происхождение названий, историю улиц,; рассказываем, кто где живет;
4) Прогулка по паркам и садам – узнаем названия парков и мостов, рассказываем про памятники, которые видим, собираем природный материал для творчества;
5) Развивающие игры по краеведению;
6) Выставка «Осенний вернисаж» (поделки из природных материалов).
Второе направление – ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ НАШЕГО ГОРОДА
1) Иоанн Кронштадтский – посещение памятника и квартиры-музея прослушивание экскурсии. Посещение выставочного зала «Оберег»;
2) Посещение музея-кабинета А.С.Попова
3) Морской музей – посещение интер-0активного музея, знакомство с историей подводного плавания;
4) Игры по краеведению, посвященные знаменитым морякам Кронштадта;
5) День снятия блокады Ленинграда – встреча с ветеранами, занятия в городской библиотеке, посвященные 27 января, работа с родителями и учителями «Как блокада вошла в историю вашей семьи».
Третье направление – НАША ИСТОРИЯ
1) Морской собор – экскурсионное посещение морского собора;
2) 9 мая – день победы в Великой Отечественной войне – занятие, посвященное рассказу о Великой Отечественной войне, прогулка на парад, осмотр памятников и мемориалов;
3) 18 мая – День города – прогулка в Петровский парк. Занятия, посвященные рассказу об истории создания города и фортов, краеведческие игры;
4) Совместные занятия с Центральной детской библиотекой и ДДЮТ;
5) Итоговая игра «Мы из Кронштадта».
Четвертое направление – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ЛЕТОМ
1) посещение выставки экологического музея под открытым небом;
2) посещение детских мастер-классов;
3) cбор гербария- изучение растительного и животного мира нашего края.
Работать в этом направлении можно и во втором, третьем, четвертом классе, добавляя и расширяя информацию в соответствии с программой и возрастом ребенка. Хочется сказать, что та работа которую мы делаем, способствует повышению уровня сформированности личности ребенка как патриота, гражданина, обладающего чувством гордости, ответственности и любви к своей Родине.