Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Художественная литература в жизни ребёнка
6 минут 4680 911

Художественная литература в жизни ребёнка

Bistrickaya foto2Дорогие друзья, мы рады представить вам Быстрицкую Оксану Дмитриевну, воспитателя первой квалификационной категории МБОУ Начальная школа - детский сад № 37 (дошкольное отделение) г. Сургута Тюменской области. Сегодня Оксана Дмитриевна предлагает вашему вниманию презентацию на тему «Художественная литература в жизни ребёнка», которая будет интересна как воспитателям, так и родителям.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Дмитриевны:

«Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Роль родителей и воспитателей привить любовь к книге и к чтению, а начинать это надо с самого маленького возраста».

Увлекательного чтения…


Художественная литература в жизни ребёнка

Посмотреть презентацию к статье

Детская книга – это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребёнка. Через произведения художественной литературы разных жанров формируются положительные личностные качества человека и гражданина своей Родины.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.

Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Наиболее типичные проблемы:

  1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так     называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распро­страненное предложение. Однословные отве­ты на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).
  2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать сино­ним,       назвать признак предмета.
  3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров теле­визионных передач, рекламных роликов), не­литературных слов и выражений.
  4. Неспособность грамотно сформулиро­вать вопрос.
  5. Неспособность построить монолог, на­пример сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зре­ния, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями и пе­дагогами-воспитателями многих поступков младших дошкольников!)
  7. Отсутствие навыков культуры речи: не­умение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  8. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колы­бельных песен, сказок, детских стихов, посло­виц и поговорок и т.д.

Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ре­бенок, и источник информации об окружаю­щем мире, и необходимое условие нормаль­ного речевого развития.

Залогом успешной работы с детьми младшего возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Необходимость отвечать на вопро­сы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Заложенная в детском возрасте, любовь к книгам останется на всю жизнь. Это придаст усидчивости, упростит учебу в школе, скажется на дальнейшем положении в обществе.

Развитый и умный ребенок – гордость родителей. С помощью интеллекта ему будет проще добиться поставленных перед собой целей. Такой человек никогда и нигде не пропадет, а все благодаря чтению книг в детстве.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2885 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6812 677