Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе
17 минут 4813 1002

Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе

Shimakovskaya foto2Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Шимаковская Надежда Васильевна, учитель иностранного языка, МБОУ «Шабуровская ООШ» с. Шабуры Пермского края, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе. Статья будет полезна учителям иностранного языка.

Краткий комментарий к статье от Надежды Васильевны:

«Учись учиться!» - наверняка, эти слова припомнит каждый, кто учился в школе. Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий, как выясняется, не нова. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Профессионального чтения…


Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе.

   «Учись учиться!» - наверняка, эти слова припомнит каждый, кто учился в школе. Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий, как выясняется, не нова. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

   Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка).

   Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую неуспешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

   В рамках предмета «Иностранный язык» несформированность учебных действий находит своё выражение в неготовности многих пятиклассников к овладению иностранным языком в условиях перехода из начальной в основную школу. Вырисовывается основной круг языковых проблем учащихся:

- недостаточно (а, зачастую, и плохо) сформированы технические навыки чтения и письма;

- отсутствие умения осмысленно читать (с извлечением смысла) на иностранном языке;

- неумение самостоятельно (без вопросно-ответной работы) строить высказывания в монологической форме;

- неготовность принимать участие в диалоге и адекватно реагировать на реплики собеседника;

- нет настроя на общение и взаимодействие на иностранном языке в целом.

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

I. личностный;

II. регулятивный;

III. познавательный;

IV. коммуникативный.

   Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, - обусловливает необходимость формирование коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.

Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий.

Личностные универсальные учебные действия – как я работаю для их формирования. Начала я свою работу по формированию УУД   с таблиц подсказок, которые разработаны специально для ин. яз. Какие виды УУД я развиваю на уроке и что формирую можно увидеть из этих таблиц.

-- Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.

-- Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, готовящие к участию в обсуждении или дискуссии, которые проходят в классе во время контроля выполнения домашнего задания, например, "Я готовлюсь взять интервью у своих товарищей", направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.

– Проведение физкультминуток на ИЯ – установка на здоровый образ жизни.

II. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования – развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.

1)Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».

2) Написание сочинения и его корректировка.

3) Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).

4) Действия по предложенному плану (правилу).

5) Контрольные задания, в том числе тестового характера.

Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.

Следующая группа - познавательные универсальные учебные действия. Для их формирования и развития я использую:

1) Задание на информационный поиск. Для этого ученики могут:

найти изображения в справочнике;

поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете;

найти информацию в словаре;

найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

подобрать к описаниям картинки;

найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении.

Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.

2) Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском информации посредством Интернет-ресурсов.

3) Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов.

4) Составление таблиц, схем-моделей.

5) Замещение буквы звуком.

6) Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.

7) Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).

8) Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.

9) Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения английскому языку. Поэтому большое внимание я уделяю коммуникативным универсальным учебным действиям.

В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза еще резче. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), человек теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать (навязать) собеседнику реплики на родном или иностранном языке. Ведь нельзя себе представить подобное в реальной ситуации общения, когда человек не получив ответа на свой вопрос толкает в бок своего собеседника и шепчет ему: «Ну, отвечай!». А на уроках иностранного языка такая ситуация типична.

Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.

Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, - вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.

Для их формирования я использую:

1) Проектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока, например: учащимся предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое животное», «Моя семья» и т.д.).

2) Инсценировку ситуаций приближенных к реальным , например «В аэропорту» «В гостинице» «В магазине» «На улице», сказок.

Не менее эффективным методом, используемом мной, при развитии навыков говорения является ролевая игра.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному.

Определенную трудность ролевая игра вызывает у неуверенных в себе учеников. Для их вовлечения в игру, я использую “разогревающие” упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:

- представьте, что вы идете по сугробам;

- покажите классу, как вы заботитесь о домашнем питомце;

- покажите, что вы делаете по утрам, когда собираитесь в школу.

- покажите, что вы чувствуете, когда вы видите маленького котенка, бегущего к вам;

- вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего дневника, ваши действия

После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Например:

- Закончи диалог и разыграй его;

- Представь, что ты учитель. Расспроси своих одноклассников, используя следующие вопросы…;

- Отгадай кроссворд;

- Нарисуй картинку и составь ее описание;

- Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;

- Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками, попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей;

- Придумайте загадку для своих друзей;

- Нарисуй картинку к прочитанному тексту.

   Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться». На своих уроках я часто использую игру« Снежный ком» Или др. вариант «Восстановление рассказа». Целью данной игры является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков и умений. В ходе игры каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.

   Формируя и развивая коммуникативные УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии, я использую:

  •  Метод информационного ресурса.

Работа учащихся с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и электронные издания и ресурсы. Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.

Формы организации занятий с использованием ИКТ:

   Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.

Так, я обучаю детей со 2 класса. Детям в силу своего возраста сложно научиться слышать, слушать и понимать партнера, а это – важные  условия для формирования коммуникации на уроках английского языка.

ИКТ позволяет формировать индивидуальную образовательную среду, можно вернуться к неусвоенному материалу, стимулировать интерес детей к материалу путем наглядности, новизны заданий.

На сегодняшний момент, мной используются :

  • тематические презентации (лексический материал, грамматический материал);
  • электронные лексико-грамматические тесты;
  • Комлект аудио-видео-материалов.

На уроках в начальной школе используются электронные приложения к учебникам, что помогает детям преодолеть страх и чувство дискомфорта в общении на английском языке путем привлечения в качестве партнера сказочных персонажей.

Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности во 2 и 3 классах, показали следующее: обучающиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком.

Анализ контрольных и срезовых работ показал, что обучающиеся стали успешнее справляться с грамматическими и лексическими заданиями, а также с заданиями по работе с различными текстами, письму и говорению.

За последние два года результатом моей работы стало заметное продвижение учащихся в овладении коммуникативными навыками. Это проявилось: – в развитии речевой компетенции. Так, обучающиеся начальных классов умеют рассказывать о себе, о еде семье и друге, составлять описание предмета или картинки по образцу и алгоритму.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. Формируя и развивая систему УУД мы придем к модели выпускника нач. классов

Использованная литература

  1. Асмолов А. Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
  2. Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.
  3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
  4. Никитенко З. Н.Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.
  5. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении     английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166
  6. http://www.prosv.ru/info. Радислав МИЛЬРУД: Методические рекомендации по реализации ФГОС начального образования для учителей английского языка

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5452 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5780 610