Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры
7 минут 3263 808

Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры

Gorlova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Горлову Елену Яковлевну, педагога по изобразительной деятельности МБДОУ ЦРР детский сад с. Бакчар Томской области. Сегодня Елена Яковлевна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для развития художественно-творческих способностей дошкольников. Данная статья будет интересна педагогам и родителям, желающим воспитать в своем ребенке всесторонне-развитую личность.

Краткий комментарий к статье от Елены Яковлевны:

«Так ли важно рисование в жизни ребенка? Зачем и почему дети рисуют? Что дает ребенку экспериментирование с ИЗО-материалами?. Мой стаж работы в образовании 33 года. Учу детей смотреть на мир широко раскрытыми глазами, замечать прекрасное и создавать красоту своими руками. Поэтому темой своего самообразования выбрала нетрадиционные техники в изодеятельности, поскольку они в наибольшей степени способствуют развитию художественно-творческих способностей ребенка».

Увлекательного чтения…


Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры

Посмотреть фотографии к статье

Становление личности ребенка начинается с его рождения - в этот период обучением и воспитанием малыша занимаются родители. Наша задача после прихода ребенка в дошкольное учреждение - продолжить этот процесс.

Общепринятое мнение - ребенок в дошкольном учреждении должен научиться считать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах и цветах народных росписей и костюмов. И вот дети приходят в школу. Учителя проверяют, знает ли ребенок буквы, умеет ли считать. Ни один из них не спросит, умеет ли малыш рисовать. «Подумаешь!»- скажут некоторые. Есть художественные школы, кружки. Пусть там и учат рисовать. Конечно, не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в этот мир ребенок, и нам этот потенциал нужно раскрыть. Замечательно, если ребенок вычисляет в уме уже в 3 года, нужно активно развивать его в этом направлении, но и не забывать о том, что называется искусством, иначе малыш рискует вырасти великолепной вычислительной машиной, но равнодушным и эстетически глухим человеком.

   Леонардо да Винчи был не только великим математиком и изобретателем, но и величайшим художником. Законы Ньютона люди знают, а то, что он первым создал классификацию цвета, не знает почти никто. Гете писал стихи, но он создал цветовой круг, которым до сих пор пользуются художники и искусствоведы. Вот примеры всесторонне развитой личности. А формирование всесторонне развитой личности, как я уже отметила, начинается с младенчества . Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие.

Способность к творчеству - отличительная черта ребенка, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству в дошкольном детстве - залог будущих успехов.

   Учебно-воспитательная деятельность в дошкольном учреждении осуществляется путем реализации образовательных программ. Известны различные подходы к обучению детей на занятиях по изодеятельности. Традиционная методика исходит из того, что ребенок должен приобрести прежде всего навыки владения кистью, краской. При таком подходе внимание ребенка сосредоточено на технике, а чувства, эмоции представляются второстепенными.

   Но есть и другой взгляд - нетрадиционный. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с изобразительными средствами, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, эмоциях, чувствах. Я выбрала именно такой подход.

   Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, на занятии разгорается настоящее пламя творчества.

   Какие нетрадиционные способы рисования использую я в своей работе с детьми? Кляксография, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, разбрызгивание, ниткография, граттаж и многие другие. Разве не интересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно чем угодно и как угодно. Сидя, стоя, лежа на полу. Рисовать на листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

   Любят дети и печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, витражными красками. Старшие дошкольники помимо традиционных занятий в изостудии с удовольствием посещают кружок «Семицветик», где изготавливают из различных материалов всевозможные поделки, а также участвуют в различных конкурсах детского творчества не только районного, но и регионального и всероссийского уровней.

   Круглый год в фойе нашего ДОУ открыта выставка детских работ. С каким восторгом дети показывают свои работы родителям, при этом ни один из них не спутает свой рисунок с рисунком другого. А нам ничего другого и не надо - только радость в детских глазах!

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607