Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Крюковой Еленой Александровной, воспитателем МДОУ ДС КВ № 17 «Искорка» г. Южноуральска Челябинской области. Сегодня Елена Александровна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:
«Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Дошкольное детство – это тот надежный и важный период, когда от близких взрослых зависит, насколько будет раскрыт творческий потенциал каждого ребенка, определяющий уникальность его личности и успешность в дальнейшей жизни».
Интересного чтения…
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Дошкольное детство – это тот надежный и важный период, когда от близких взрослых зависит, насколько будет раскрыт творческий потенциал каждого ребенка, определяющий уникальность его личности и успешность в дальнейшей жизни.
Рассматривая вопрос о развитии творческих способностей старших дошкольников, важно отметить особую роль художественного воспитания. Его цель – не подготовка художников или дизайнеров, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида одаренности. Ведь что отличает талантливого, незаурядного человека? Безусловно, способность видеть необычное в обычном, по-особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный, неповторимый выбор. Кроме того, занятия художественным творчеством воспитывают такие необходимые для успешного человека качества, как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать). В процессе творчества человек вкладывает в исходный материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности и выражает свое эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Именно это придает результатам творчества высшую ценность в сравнении с продуктами производства. В каждом творческом продукте аккумулируется «Я» человека, поэтому любой результат творчества одухотворяется, наполняется новым смыслом, становится уникальным и «инкрустируется» высшей ценностью.
Главное условие для художественного самовыражения и творческого развития ребенка – это отношение педагога к детям, его тонкое видение возможностей каждого воспитанника, умение создать развивающую среду (обогащенную, культурную, красивую, вызывающую желание делать открытия). Воспитывать творческую одаренность можно только на хорошо проверенном, качественном и при этом доступном художественном материале. Второе важнейшее условие – индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка в самостоятельном выборе художественного материала.
В образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию непременным условием является атмосфера творчества, т.е. стимулирование воспитателем такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. На занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Обеспечивается бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необязательно выражать восторг, тем более, если для этого может не быть объективных оснований. Однако доброжелательное и, что не менее важно, систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческих способностей ребенка.
Еще одно условие развития творческих возможностей детей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей.
Атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности, дополнительным усиливающим воздействием на ребенка: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка, просмотр видеороликов, мультфильмов по теме создают настроение, «оживляют» образ.
Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. В работе учитываются темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.
Дидактические игры используются как средство ознакомления с окружающим миром, внимание детей направляется на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, необходимых для того, чтобы изобразить их в рисунках. Дидактические игры, предшествующие изодеятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании и аппликации. У детей появляется заинтересованность. Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для развития художественного творчества дошкольников.
Одним из важнейших условий проявления творчества в художественном развитии детей – организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье. Только в том случае, когда педагоги и родители объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.
Творческая личность – это личность, необходимая современному обществу. Это – неординарный человек, имеющий собственную позицию, умеющий принимать оригинальные решения, человек мыслящий, идущий вперед. И начинать решать задачу раскрытия творческого потенциала в каждом ребенке необходимо как можно раньше, а именно, в дошкольном детстве. Развитие творческих способностей дошкольников – управляемый процесс. Если научить детей лепить, работать с бумагой, обучить различным техникам, дать основы рисунка, живописи, показать возможности изобразительных материалов и чаще позволять детям самостоятельно реализовывать заданную тему – все это приведет к осознанию ребенком того, что он может многое, а значит, он – творческая личность.
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
- Матюшкин А.М. Одаренные и талантливые дети. Вопросы психологии. 1998 № 4
- Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.
- Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети.- М.: Прогресс, 1991.—376 с.
- Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. -144 с.