Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Акшенцевой Светланой Васильевной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 56 "Теремок" г. Миасс Челябинской области. Сегодня Светлана Васильевна в своей статье познакомит нас со способами успешной подготовки детей к школе. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Васильевны:
"Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает мнемотехника".
Полезного чтения…
«Учиться интересно!» - один из способов успешной подготовки детей к школе
Посмотреть статью в полной версии
Посмотреть приложения к статье:
Сборник сказок об овощах и фруктах
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Опираясь на мнение великих педагогов, рассчитывая на эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет мы используем в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.
Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мы начали использовать приёмы мнемотехники в своей работе уже с младшей группы. Для этого мы воспользовались материалами Большевой Т.В. «Учимся по сказке». Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы нарисовали мнемотаблицы большого размера (формат А1) и цветные, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, волк - зубастый.
А со средней группы мы уже пытались детей привлекать к созданию своей таблицы с помощью воспитателя.
В старшей группе дети уже хорошо рисовали мнемотаблицы по небольшим сказкам и рассказам, но тоже под руководством педагога.
А в подготовительной к школе группе дети уже самостоятельно выполняли такую работу, но уже не только по литературным произведениям, а еще и по сказкам собственного сочинения. Для придумывания сказок в подготовительной группе нами была разработана мнемодорожка.
- Выбирается объект (герой сказки)
- Дальше он встречает другой объект, и они взаимодействуют друг с другом.
- Затем происходит ряд событий с этими героями.
- И в конце сказки все заканчивается хорошо (финал)
На родительском собрании нами был проведен практический мастер-класс, на котором родители учились кодировать и зарисовывать текст в мнемотаблицу.А еще с детьми мы стали создавать таблицу закодированных слов
В речевом уголке разместили пустые мнемотаблицы – 9-и –экранки, которыми дети пользуются в свободной деятельности.
Этапы работы над созданием мнемотаблицы:
- Чтение литературного произведения
- замена ключевых слов в предложениях значками-символами и зарисовывание в мнемотаблицу
- Использование мнемотаблицы как плана для пересказа;
- Неоднократный пересказ по мнемотаблице
- Размещение мнемотаблицы в речевой уголок, для самостоятельного рассказывания друг другу
Для закрепления полученных знаний мы изготовили с детьми альбомы с мнемотаблицами, составленными совместно с детьми по рассказам для пересказа, и альбом сказок, придуманных детьми самостоятельно и мнемотаблиц к ним. А самое замечательное - это то, что дети способны придумать свои собственные сказки и зарисовать их в виде мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации и придуманными самостоятельно. Да еще, кроме того, они выступают с пересказом своего произведения перед детьми своей группы.
Нами также были изданы брошюры - сборники сказок, придуманных детьми.
Таким образом, с помощью мнемотехники можно достичь следующих результатов
- Вызвать у детей желание самостоятельно сочинять и пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
- Расширить кругозор, развивать навыки фантазирования
- Активизировать словарный запас.
- Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Рекомендации для родителей, желающих научить своих детей связному пересказу, используя мнемотехнику:
- Сначала подберите небольшое литературное произведение (сказку).
- Приготовьте лист, расчерченный в таблицу, имеющую не менее 9 экранов.
- Прочитайте ребенку сказку.
- Пусть ребенок назовет всех героев сказки и что они делали.
- Прочитайте еще раз.
- Перекодируйте информацию, последовательно заполняя ячейки таблицы знаками, обозначающими действия и героев, которые встречаются по ходу сказки. Желательно, чтобы рисовал ребенок, как сможет. Например: «Кто главный герой сказки? Как ты его нарисуешь? (зарисовывает в 1-ой ячейке) Что он делает? Как ты это нарисуешь? (во 2-ой ячейке) Кого он встретил? Как ты его нарисуешь? И т.д.»
- Рассказывание ребенком сказки: «А теперь расскажи сказку от начала до конца, глядя на свою таблицу».
- Создайте альбом, в который вы будете собирать все мнемотаблицы, нарисованные ребенком.
- Предлагайте вашему ребенку рассказывать сказки по мнемотаблицам вашим гостям.
- Дальше, когда у вас и вашего ребенка все стало получаться, попробуйте посочинять сказки по мнемодорожке, предложенной нами (см. выше)
Желаем успехов!!!