Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Учиться интересно!» - один из способов успешной подготовки детей к школе
7 минут 4416 986

«Учиться интересно!» - один из способов успешной подготовки детей к школе

Akshenceva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Акшенцевой Светланой Васильевной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад  № 56 "Теремок" г. Миасс Челябинской области. Сегодня Светлана Васильевна в своей статье познакомит нас со способами успешной подготовки детей к школе. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Васильевны:

"Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает мнемотехника".

Полезного чтения…


«Учиться интересно!» - один из способов успешной подготовки детей к школе

Посмотреть статью в полной версии

Посмотреть приложения к статье:

Сказки о животных

Обложка

Сборник сказок об овощах и фруктах

 В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Опираясь на мнение великих педагогов, рассчитывая на эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет мы используем в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мы начали использовать приёмы мнемотехники в своей работе уже с младшей группы. Для этого мы воспользовались материалами Большевой Т.В. «Учимся по сказке». Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы нарисовали мнемотаблицы большого размера (формат А1) и цветные, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, волк - зубастый.

А со средней группы мы уже пытались детей привлекать к созданию своей таблицы с помощью воспитателя.

В старшей группе дети уже хорошо рисовали мнемотаблицы по небольшим сказкам и рассказам, но тоже под руководством педагога.

А в подготовительной к школе группе дети уже самостоятельно выполняли такую работу, но уже не только по литературным произведениям, а еще и по сказкам собственного сочинения. Для придумывания сказок в подготовительной группе нами была разработана мнемодорожка.

  1. Выбирается объект (герой сказки)
  2. Дальше он встречает другой объект, и они взаимодействуют друг с другом.
  3. Затем происходит ряд событий с этими героями.
  4. И в конце сказки все заканчивается хорошо (финал)

На родительском собрании нами был проведен практический мастер-класс, на котором родители учились кодировать и зарисовывать текст в мнемотаблицу.А еще  с детьми мы стали создавать таблицу закодированных слов

В речевом уголке разместили пустые мнемотаблицы – 9-и –экранки, которыми дети пользуются в свободной деятельности.

Этапы работы над созданием мнемотаблицы:

  • Чтение литературного произведения
    • замена ключевых слов в предложениях значками-символами и зарисовывание в мнемотаблицу
    • Использование мнемотаблицы как плана для пересказа;
    • Неоднократный пересказ по мнемотаблице
    • Размещение мнемотаблицы в речевой уголок, для самостоятельного рассказывания друг другу

Для закрепления полученных знаний мы изготовили с детьми альбомы с мнемотаблицами, составленными совместно с детьми по рассказам для пересказа, и альбом сказок, придуманных детьми самостоятельно и мнемотаблиц к ним. А самое замечательное - это то, что дети способны придумать свои собственные сказки и зарисовать их в виде мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации и придуманными самостоятельно. Да еще, кроме того, они выступают с пересказом своего произведения перед детьми своей группы.

Нами также были изданы брошюры - сборники сказок, придуманных детьми.

Таким образом, с помощью мнемотехники можно достичь следующих результатов

  • Вызвать у детей желание самостоятельно сочинять и пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
  • Расширить кругозор, развивать навыки фантазирования
  • Активизировать словарный запас.
  • Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Рекомендации для родителей, желающих научить своих детей связному пересказу, используя мнемотехнику:

  1. Сначала подберите небольшое литературное произведение (сказку).
  2. Приготовьте лист, расчерченный в таблицу, имеющую не менее 9 экранов.
  3. Прочитайте ребенку сказку.
  4. Пусть ребенок назовет всех героев сказки и что они делали.
  5. Прочитайте еще раз.
  6. Перекодируйте информацию, последовательно заполняя ячейки таблицы знаками, обозначающими действия и героев, которые встречаются по ходу сказки. Желательно, чтобы рисовал ребенок, как сможет. Например: «Кто главный герой сказки? Как ты его нарисуешь? (зарисовывает в 1-ой ячейке) Что он делает? Как ты это нарисуешь? (во 2-ой ячейке) Кого он встретил? Как ты его нарисуешь? И т.д.»
  7. Рассказывание ребенком сказки: «А теперь расскажи сказку от начала до конца, глядя на свою таблицу».
  8. Создайте альбом, в который вы будете собирать все мнемотаблицы, нарисованные ребенком.
  9. Предлагайте вашему ребенку рассказывать сказки по мнемотаблицам вашим гостям.
  10. Дальше, когда у вас и вашего ребенка все стало получаться, попробуйте посочинять сказки по мнемодорожке, предложенной нами (см. выше)

Желаем успехов!!!

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2678 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677