Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Элементарная поисковая деятельность»
10 минут 4062 1262

«Элементарная поисковая деятельность»

Kolesnikova foto2Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Колесникова Вера Николаевна, воспитатель СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Колесникова Вера Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по проведению с детьми элементарной поисковой деятельности. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Веры Николаевны:

«Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбы?», и др. те взрослые, которые отмахиваются от вопросов ребёнка, совершают непоправимое: задерживают его умственное развитие, а также тормозят духовное. Долг воспитателя не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло».

Интересного чтения…


«Элементарная поисковая деятельность»

Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбы?», и др. те взрослые, которые отмахиваются от вопросов ребёнка, совершают непоправимое: задерживают его умственное развитие, а также тормозят духовное.

   Долг воспитателя не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Необходимо понять, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях развития – в младенчестве и дошкольном возрасте. Организация в дошкольных учреждениях элементарной поисковой деятельности помогает педагогам ввести в мир познания природы – детей, пробудить их умственные способности, приобщить их к красоте окружающего мира.

   Показать детям взаимосвязи, раскрыть доступные их пониманию причины проходящих явлений – одна из важнейших задач воспитателя. Ознакомление с природой даст более оптимальный результат при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общения», «действия! С объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях и объектах, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников. В условиях детского сада может быть только элементарный опыт. Его элементарность заключается:

  1. Характер решаемых задач: они известны только детям;
  2. формирование элементарных понятий и умозаключений;
  3. использование обычного игрового оборудования.

   Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

   Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно – экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

    В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

   Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.     В подготовительной к школе группе может быть  мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях.       Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования  помещают  коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование.   Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:  « Песок и вода»,  «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса»».

   Основным оборудованием в уголке являются:

- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).

- Природный материал:  камешки, ракушки, песок, глина, шишки, перья, мох, листья и др.

- Утилизированный материал:  проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, пробки и др.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.

- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито и др.

   При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1.безопасность для жизни и здоровья детей;

2.достаточность;

3.доступность расположения.

   Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

  • ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы.

   Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневник наблюдений.

Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

   Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в уголке экспериментирования может «жить» Мудрая Сова, Хрюша – Удивлюша, Утёнок – Удивлёнок.

   Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?» «Почему?», «Зачем?» и т.п. часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка, живущая в старшей подготовительной группе.

   Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов зайчика – Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утёнка – Удивлёнка, яркая нарядная косынка у Почемучки – всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

   Эти герой вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бочок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С огнём:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончанию работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Отрадно, что эти герои стали для ребят не неодушевленными куклами, а настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться; обратиться к ним с просьбой, разделить их радость открытий.

   Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5351 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5655 610