Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание
10 минут 4472 886

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Pedagogi foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам воспитателей МБДОУ «Детский сад № 116» г. Иркутска Щеглову Татьяну Михайловну, Язикову Ирину Александровну. Сегодня эти педагоги любезно поделятся своими методами создания педагогических условий для формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«Гуманное отношение к природе возникает в процессе ознакомления детей с природой родного края. Животный мир Прибайкалья уникален. Мы стараемся приобщить наших воспитанников к природному миру этой прекрасной, загадочной экосистемы. Наше мнение – дети должны знать природу родного края, чтобы вырасти добрыми, мудрыми, толерантными».

Познавательного чтения…


Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Введение

Человек и природа… Философы, поэты художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовно - нравственной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земля.

Духовно-нравственное воспитание – это воспитание человечности, доброты, милосердия. Ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и которым необходимо оставить нашу землю пригодной для полноценной жизни. Все эти качества личности нужно формировать у детей, как можно раньше. Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живых уголков и т.д. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Основным содержанием духовно-нравственных качеств является у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. « Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Чарльз Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях. А еще вероятнее на нравственные качества».

Целью нашего исследованияявляется создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям через экологическую культуру.Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные видыдеятельности. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Приступая к работе, перед собой поставили реализацию следующих задач:

  1. Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах.
  2. Воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты.
  3. Формировать у воспитанников навыки бережного отношения к природе.
  4. Формировать понятие о себе как жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
  5. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
  6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Основная часть

Большое значение в развитии экологической культуры имеют такие формы и методы работы с детьми, в которых дети получают возможность непосредственного контакта и с животными, и с растениями. В них дети не только получают экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К ним можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдение.Условия воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковую ситуацию, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

Применяемые виды деятельности по воспитанию духовности в дошкольном возрасте в процессе ознакомления с экологией:

- чтение художественной литературы: В. Бианки, Е. Благина, В. Чарушин, С. Бунтовская и др., пословиц, отгадывание загадок;

-беседы на экологические темы с помощью мультимедийного оборудования: «Правила леса», «Планета Земля» и др.;

-разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, строительные и др.)

-наблюдение за объектами живой и неживой природы;

- труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к ней (подсыпание снега к стволам деревьев, кормление птиц, уборка территории, огород на окне);

- организация экскурсий в музей природы г. Иркутск, Ботанический сад, зоогалерею, целевые прогулки;

- театрализованная деятельность « Мы у речки отдыхали», «Серая шапочка и красный волк»;

- прослушивание музыкальных произведений о временах года, звуки природы;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

- проводим природоохранительные акции « Ёлочка, зеленая иголочка», «Птичий домик», « Украсим землю цветами» и др.;

- опытно - исследовательская деятельность проводимая в группе в уголке экспериментирования помогает развивать у детей интерес, творчество, умение логически мыслить, испытывать радость экспериментирования, почувствовать себя первооткрывателем.

В рамках социального партнерства организовываем познавательные мероприятия для детей с редакцией журнала «Сибирячок» и встречи с детской писательницей Софьей Бунтовской.

Большое внимание отводится работе с родителями. С целью преемственности вопросов духовного воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены: консультации для родителей на тему: « Не быть равнодушными», « Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта», выставки семейных рисунков на тему: « Природа глазами детей», выпуск детьми и родителями экологических плакатов «Берегите природу», экологическая викторинаи другие мероприятия.

Особое внимание было отведено созданию экологического уголка в группе и проектирование кабинета экологии на базе детского сада.

Мы считаем, что работа по данной теме очень актуальна и намерены продолжать работать в данном направлении. В перспективе планируем:

  1. привлечение родителей, как единомышленников в решении духовно-нравственного воспитания дошкольников;
  2. расширение различных видов деятельности экологического содержания;
  3. пополнение природных материалов и комнатных растений в уголке природы.

А самое главное- мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа,в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Надо подвести детей к пониманию того, что для людей окружающая природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужнывоздух, вода и пища. Их дает нам природа. Она восхищает нас своей красотой, постоянно дарит нам радость открытий. И только тот человек живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное.

Всегда надо помнить слова М. Пришвина: «Все прекрасно на земле- от солнца, и все хорошее от человека». Мы слышим голоса птиц и шум листвы. Мы видим маленьких зверьков и жалеем их. Мы чувствуем, что связаны с землей и водой, и хотим защищать их. Мы хотим, чтобы все люди чувствовали себя детьми природы.

Заключение

Благодаря усилию всех участников образовательного процесса дети получили возможность постигать мир ближайшего окружения. У них стали зарождаться сочувствие к миру природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается.

Литература

  1. Аверина Н. Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. /Н. Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
  2. Иванова А.И. Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду. М. «Учитель», 2007, с. 205
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду - М.:2003
  4. Мишариной Л.А, Горбуновой В.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья»
  5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск,1996.
  6. Николаева С. Н.
  7. Нравственное воспитание в детском саду /Под. Ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.,1984.
  8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  9. Полтавская О.М. Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса, 2009.
  10. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников».
  11. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.В. Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.-72с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6524 677