Дорогие друзья, мы рады представить вам воспитателей МБДОУ «Детский сад № 116» г. Иркутска Щеглову Татьяну Михайловну, Язикову Ирину Александровну. Сегодня эти педагоги любезно поделятся своими методами создания педагогических условий для формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Гуманное отношение к природе возникает в процессе ознакомления детей с природой родного края. Животный мир Прибайкалья уникален. Мы стараемся приобщить наших воспитанников к природному миру этой прекрасной, загадочной экосистемы. Наше мнение – дети должны знать природу родного края, чтобы вырасти добрыми, мудрыми, толерантными».
Познавательного чтения…
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание
Введение
Человек и природа… Философы, поэты художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовно - нравственной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земля.
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание человечности, доброты, милосердия. Ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и которым необходимо оставить нашу землю пригодной для полноценной жизни. Все эти качества личности нужно формировать у детей, как можно раньше. Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живых уголков и т.д. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Основным содержанием духовно-нравственных качеств является у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. « Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Чарльз Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях. А еще вероятнее на нравственные качества».
Целью нашего исследованияявляется создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям через экологическую культуру.Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные видыдеятельности. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Приступая к работе, перед собой поставили реализацию следующих задач:
- Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах.
- Воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты.
- Формировать у воспитанников навыки бережного отношения к природе.
- Формировать понятие о себе как жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
- Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Основная часть
Большое значение в развитии экологической культуры имеют такие формы и методы работы с детьми, в которых дети получают возможность непосредственного контакта и с животными, и с растениями. В них дети не только получают экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К ним можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдение.Условия воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковую ситуацию, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.
Применяемые виды деятельности по воспитанию духовности в дошкольном возрасте в процессе ознакомления с экологией:
- чтение художественной литературы: В. Бианки, Е. Благина, В. Чарушин, С. Бунтовская и др., пословиц, отгадывание загадок;
-беседы на экологические темы с помощью мультимедийного оборудования: «Правила леса», «Планета Земля» и др.;
-разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, строительные и др.)
-наблюдение за объектами живой и неживой природы;
- труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к ней (подсыпание снега к стволам деревьев, кормление птиц, уборка территории, огород на окне);
- организация экскурсий в музей природы г. Иркутск, Ботанический сад, зоогалерею, целевые прогулки;
- театрализованная деятельность « Мы у речки отдыхали», «Серая шапочка и красный волк»;
- прослушивание музыкальных произведений о временах года, звуки природы;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- проводим природоохранительные акции « Ёлочка, зеленая иголочка», «Птичий домик», « Украсим землю цветами» и др.;
- опытно - исследовательская деятельность проводимая в группе в уголке экспериментирования помогает развивать у детей интерес, творчество, умение логически мыслить, испытывать радость экспериментирования, почувствовать себя первооткрывателем.
В рамках социального партнерства организовываем познавательные мероприятия для детей с редакцией журнала «Сибирячок» и встречи с детской писательницей Софьей Бунтовской.
Большое внимание отводится работе с родителями. С целью преемственности вопросов духовного воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены: консультации для родителей на тему: « Не быть равнодушными», « Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта», выставки семейных рисунков на тему: « Природа глазами детей», выпуск детьми и родителями экологических плакатов «Берегите природу», экологическая викторинаи другие мероприятия.
Особое внимание было отведено созданию экологического уголка в группе и проектирование кабинета экологии на базе детского сада.
Мы считаем, что работа по данной теме очень актуальна и намерены продолжать работать в данном направлении. В перспективе планируем:
- привлечение родителей, как единомышленников в решении духовно-нравственного воспитания дошкольников;
- расширение различных видов деятельности экологического содержания;
- пополнение природных материалов и комнатных растений в уголке природы.
А самое главное- мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа,в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Надо подвести детей к пониманию того, что для людей окружающая природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужнывоздух, вода и пища. Их дает нам природа. Она восхищает нас своей красотой, постоянно дарит нам радость открытий. И только тот человек живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное.
Всегда надо помнить слова М. Пришвина: «Все прекрасно на земле- от солнца, и все хорошее от человека». Мы слышим голоса птиц и шум листвы. Мы видим маленьких зверьков и жалеем их. Мы чувствуем, что связаны с землей и водой, и хотим защищать их. Мы хотим, чтобы все люди чувствовали себя детьми природы.
Заключение
Благодаря усилию всех участников образовательного процесса дети получили возможность постигать мир ближайшего окружения. У них стали зарождаться сочувствие к миру природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается.
Литература
- Аверина Н. Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. /Н. Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
- Иванова А.И. Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду. М. «Учитель», 2007, с. 205
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду - М.:2003
- Мишариной Л.А, Горбуновой В.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья»
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск,1996.
- Николаева С. Н.
- Нравственное воспитание в детском саду /Под. Ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.,1984.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
- Полтавская О.М. Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса, 2009.
- Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников».
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.В. Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.-72с.