Дорогие друзья, мы рады представить вам Новикову Ольгу Владимировну, воспитателя ИЗО - студии МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Ольга Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию детского дизайна в оформлении среды для сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Владимировны:
«Проблема обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальной. Но сейчас объем источников по этой теме невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка».
Увлекательного чтения…
Использование детского дизайна в оформлении среды для сюжетно-ролевых и театрализованных игр
Посмотреть статью в полной версии.
«Творчество – это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает,
комбинирует, создает что-либо новое».
Л.С. Выготский
ПРОБЛЕМА
Проблема обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальной. Но сейчас объем источников по этой теме невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка. Каким же образом организовывать занятия детским дизайном, чтобы они способствовали развитию изобразительного творчества детей в старшем дошкольном возрасте?
Детский дизайн, как средство преобразования предметно-развивающей среды дошкольников - новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.
Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Он направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений. В этом направлении работает наш детский сад, который нацеливает на воспитание у детей эмоционального и осознанного отношения к искусству. Воспитание цветового и эмоционального восприятия, изучение законов и правил изобразительной грамоты, развитие наблюдательности и аналитического мышления, ознакомление с основами дизайнерской деятельности, воспитание человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру, умеющего творчески, конструктивно подходить к решению жизненных проблем - эти задачи решаются на занятиях дизайн - деятельностью со старшими дошкольниками. В поисках нетрадиционных методов и технологий используются программы И.Лыковой « Цветные ладошки», пособия Давыдовой Г.Н, Пантелеева Г, И.Лыковой, практический журнал « Цветной мир». Новым подходом в работе по ознакомлению с дизайн деятельностью является направление на амплификацию развития ребенка. Первоначальный процесс приобщения дошкольников к дизайн – деятельности строится на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от приобщения к искусству - чувства, которые необходимо вызвать у детей. Основная цель занятий с детьми дизайн -деятельностью – приобщение детей к наблюдению за действительностью, развитие важнейшего для художественного творчества умения - видеть мир глазами художника, формирование наблюдательности и внимательности, предоставление свободы в отражении доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира. Дизайн - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль, будь то «художник», «скульптор» или «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру. Обучение умению моделировать одежду способствует формированию эстетического вкуса, художественного кругозора, пониманию проектирования одежды, как творческого процесса, приобретению знаний и навыков создания моделей одежды. Дети приобретают знания о теоретических основах дизайна костюма, о закономерностях зрительного восприятия в костюме.
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Это и разнообразные пластиковые бутылки, крышки, пробки, футляры от шоколадных яиц, контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволока и многое другое, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей.
Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т.д.). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы используем на занятиях детским дизайном.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия дизайн-деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз работы с детьми – чувствовать, познавать, творить!
Задачи работы:
-приобщать детей к искусству дизайна и художественной деятельности,
-воспитывать желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
-развивать творческие и дизайнерские способности, художественный вкус, создавая яркую работу, учить видеть результат совместного труда;
-формировать умения совместной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность);
-формировать стремление к проявлению творческой самостоятельности;
-создавать условия для социального и эмоционального развития ребенка и формирование у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям;
-способствовать развитию интеллектуальных процессов через художественно-эстетическое воспитание;
-на основе практического опыта работы знакомить с различными художественными техниками и материалами;
-развивать изобразительное творчество детей, привлекая родителей к участию в детском дизайне.
Заключение
Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественно-творческих способностей.
Литература:
- Давыдова Г.Н. «Детский дизайн», М., 2006г.1, 2 часть.
- «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. - М., 2003.
- Лыкова И.А. Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М., 2003.
- Лялина Л. А Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006.
- Евстигнеева Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд. -М., 1998.
- Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.- М., 2004.
- Лялина Л.А. Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения № 2. 2009.
- Шалаева Е.П. «Хочу стать дизайнером» М.: АСТ: слово, 2010.
- Дорожин Ю.П. «Искусство – детям»: Первые уроки дизайна.- 2005, № 1.
- 10. Рыжова Н.Ю., Букарева А.Н., Необычное в обычном.// Обруч – 2008, № 6.
- 11. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6.