Дорогие друзья, сегодня сотрудники МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. Тольятти, Самарской области Болоцкая Елена Васильевна - старший воспитатель высшей квалификационной категории, Миронова Оксана Вениаминовна и Елистратова Татьяна Петровна учителя – логопеды с радостью предлагают вашему вниманию статью на тему: "Интерактивные мультимедийные игры – презентации как эффективное средство формирования элементарных навыков чтения у детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи". Данный материал предназначен для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей ДОУ, учителей начальных классов СОШ, а также родителей.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Мультимедийные игры – это современный и очень удобный механизм, который дополняет и расширяет спектр обучающего материала для детей и при грамотном их предъявлении ребёнку позволят не только «подтянуть» недостаточно сформированные функции до нужного уровня, но и повысить уровень мотивации к учебной деятельности. Используя мультимедийные игры, можно сделать процесс обучения чтению эффективным и интересным для ребёнка, что повышает привлекательность всего процесса обучения».
Интересного чтения…
Проблема обучения дошкольников чтению имеет сегодня особое значение. С одной стороны, ситуация в современной школе складывается таким образом, что при расширении и углублении содержания образования, в том числе и в начальной школе отмечается рост числа детей, не готовых к обучению в школе психологически. Психологи и педагоги отмечают трудности как в усвоении программы начальной школы в целом, так и в обучении элементарным навыкам, являющимся основными для дальнейшего обучения, в первую очередь, чтению и письму. С другой стороны, наблюдается расширение сети дошкольных образовательных учреждений (как детских садов, так и центров раннего развития детей), которые активно используют программы обучения чтению с 3-5 лет по различным методикам. Усугубляет ситуацию отсутствие или слабые связи между дошкольным образовательным учреждением и школой не только в плане содержания обучения, но и в согласованности методик обучения, что негативно сказывается не только на навыке чтения, но и на отношении к чтению в целом. Особую актуальность приобретает разработка наиболее эффективных средств коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений и формированию навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Обязательными предпосылками для успешного обучения чтению являются
а) звукопроизносительной стороны речи (нельзя предлагать ребенку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует либо искажается в устной речи ребенка);
б) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем) и фонемного анализа (возможности выделения звуков из потока речи), в противном случае ребенок в последующем может смешивать и буквы, обозначающие звуки, не дифференцируемые на слух;
в) зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы);
г) пространственных представлений (способности определять расположение элементов букв в пространстве и дифференцировать сходные по написанию буквы);
д) интеллектуальной (у ребенка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем).
Значительным потенциалом в процессе формирования навыков чтения у дошкольников старшего возраста обладает игра (дидактическая, мультимедийная в том числе).
В возрасте 6-7 лет у детей игровая деятельность постепенно уступает место учебной, но игры по-прежнему продолжают занимать важное место.
Мультимедийные игры — такие игры, в которых человек (в данном случае ребенок) взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером. Состояние виртуальной среды передается ребенку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере, так и с другими детьми через локальную или глобальную сети. Данный вид игр дает возможность представить «привычный» обучающий материал в новом, «живом» виде. Мультимедийные игры – это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а лишь дополняет и расширяет спектр обучающего материала для детей, причем, они всегда проходят живо и интересно и при грамотном их предъявлении ребёнку позволят не только «подтянуть» недостаточно сформированные функции до нужного уровня, но и повысить уровень мотивации к учебной деятельности. Обучение чтению - достаточно однообразное и монотонное занятие. Поэтому процесс чтения должен обязательно мотивироваться. Используя мультимедийные игры, можно сделать процесс обучения чтению не только эффективным и простым, но и интересным для ребёнка. Такие обучающие средства притягивают внимание детей, что повышает привлекательность всего процесса обучения.
Разработанные нами мультимедийные игры-презентации по формированию чтения у детей с общим недоразвитием речимогут быть успешно использованы на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях и при систематическом их проведении обязательно дадут ожидаемый результат.
Вашему вниманию представлена небольшая часть лингвистического материала, используемая нами в процессе формирования элементарных навыков чтения у дошкольников.
Пояснительная записка.
Категория детей: дошкольники с общим недоразвитием речи 6 – 7 лет.
Название материала: «Учимся читать».
Предназначение: материал можно использовать как наглядное пособие в занимательной форме на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях на этапе актуализации знаний: для детей, обучающихся чтению.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер (или интерактивная доска).
Авторские комментарии: слайды озвучены голосовым или музыкальным сопровождением (песни, аплодисменты, звуки животных). Переход к следующему заданию (или слайду) осуществляется по щелчку мыши (или с помощью касания руки до экрана интерактивной электронной доски).
Авторский медиапродукт: презентация.
Описание игр-презентаций.
Слайд 1.«Собери и прочти слово»
Ребенок читает слог, затем «присоединяет» к нему последнюю букву и прочитывает слово полностью. (После каждого правильно прочитанного слова появляется соответствующая картинка).
Слайд 2. «Кто едет в поезде?»
Ребенок прочитывает слова, написанные на вагончиках поезда, последовательно, начиная с первого вагона. (После каждого правильно прочитанного слова появляется соответствующая картинка).
Слайд 3. «Собери буквы в слово»
Ребенок называет все буквы в окошке, начиная с самой большой, затем появляется окошко с правильно выстроенными буквами и ребенок прочитывает слово полностью. (После каждого правильно прочитанного слова появляется соответствующая картинка).
Слайд 4. «Кто живет на ферме?»
Перед ребенком демонстрируется сюжетная картинка «Ферма» с изображением домашних животных и птиц. Ребенок прочитывает слова, написанные слева от картины, последовательно, начиная с номера 1. После прочтения слово перемещается на изображение животного с соответствующим ему голосовым сопровождением.
Слайд 5. «Буквы рассыпались. Собери буквы и прочти слово»
Ребенок составляет слово из отдельных букв, находящихся только в кругах или овалах. (После каждого «собранного» слова появляется соответствующая картинка).
Слайд 6. «Прочти предложение»
Ребенок читает предложение из двух слов. (После прочтения появляется соответствующая сюжетная картинка).
Только своевременная коррекция нарушений устной речи у детей дошкольного возраста позволит им овладеть навыком чтения без нарушений.
Список литературы
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - М., 1995.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
- Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 560 с.
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - С. Пб., 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.,1993.
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.: ил.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976.
- Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи: Для учит. нач. кл. / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2006 г. - 159 с.