Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Метод игра через экологическое воспитание дошкольников
7 минут 2546 743

Метод игра через экологическое воспитание дошкольников

Volkova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Волкову Марину Николаевну, воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ № 146 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Сегодня Марина Николаевна любезно поделится своим профессиональным опытом применения игровых методов в экологическом воспитании дошкольников.

Краткий комментарий к статье от Марины Николаевны:

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра с использованием метода игры через экологическое воспитание дошкольников».

Полезного чтения…


Метод игра через экологическое воспитание дошкольников

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавитьбегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления отжизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. Впроцессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Игры - занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придаёт таким занятиям занимательность, обучение, идёт в процессе выполнения игровых правил, действий.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно - печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты и овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются, обогащаются представления детей о свойствах тех или иных объектов природы.

Настолъно - печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д.).

Словесные - это игры, содержанием которых, являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знания у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обогащаются и систематизируется. Словестны игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь то игры: «Кто летает, бегает и прыгает», «Что за птица», «Когда это бывает», «В воздухе, в воде, на земле», и т.д.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Подобные игры

предназначены для небольшого числа играющих детей и используются в повседневной жизни.

Экологические знания делятсяна:

•Знания о животных птицах и насекомых;

•Знания о растительном мире (деревья, цветы, кустарники, травы, грибы);

•Знания о неживой природе (солнце, небо, ветер, осадки);

•Знания о временах года;

•Отношения к миру природы.

Знания, приобретаемые в процессе игры не самоцель в экологическом воспитании, а необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей - то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Таким образом, осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и отношения к нему, ребёнок постепенно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет ему сделать в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2883 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6812 677