Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»
28 минут 5856 926

«Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»

Ignatova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Игнатовой Еленой Михайловной, педагогом-психологом высшей квалификационной категории МДОУ детский сад «Чебурашка» г. Кораблино, Рязанской области. Сегодня Елена Михайловна любезно поделится своим взглядом на возможные решения проблемы в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогам ДОУ, педагогам-психологам, учителя начальных классов СОШ, родителя.

Краткий комментарий к статье от Елены Михайловны:

«Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи как социального института становиться проблемой государственной значимости. Неумение супругов строить свои взаимоотношения, распределять семейно-бытовые обязанности, непонимание мужчинами женских идеалов, а женщинами - мужских - все это, по мнению ученых и практиков, является причиной участившихся разводов, которые в свою очередь приводит к тому, что у детей, выросших в неполной семье, не формируются идеалы семейной жизни».

Полезного чтения…


«Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»

Посмотреть презентацию к статье

Введение

Восточная легенда рассказывает, что создатель сотворил человека Единым, но разгневался на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а другая женщиной. С тех пор они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…

Тема мужского и женского начала, стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.

Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи как социального института становиться проблемой государственной значимости. Неумение супругов строить свои взаимоотношения, распределять семейно-бытовые обязанности, непонимание мужчинами женских идеалов, а женщинами - мужских - все это, по мнению ученых и практиков, является причиной участившихся разводов, которые в свою очередь приводит к тому, что у детей, выросших в неполной семье, не формируются идеалы семейной жизни.

Такие дети с раннего детства не ориентированы на прочную долгую семейную жизнь, так как в их воспитании отсутствуют положительные примеры родителей.

Чтобы воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых» существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола, необходимо помочь ребенку-дошкольнику, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни [9].

Проблемой полоролевого воспитания и изучения формирования половой идентичности у детей занимались многие исследователи: Еремеева Д.В. и Хризман Т.П., Каган В.Е., Колесов Д.В., Коломенский Я.Л., Кон И.С., Лисина М., Маккоби Е. и Джексон К., Набиулина Ю.М., Репина Т.А., Слободская Е.Р., Татаринцева Н., Тельнюк И.В., Флерина Е.А., Эльнонин Д. и др.

Маскулинизация женщин и феминизация мужчин, формирование пассивного фемининного типа личности приводит к тому, что, приобретая некоторые свойства, присущие от природы противоположному полу, теряются или плохо используются свои, данные природой возможности. Тем самым нарушается один из основных принципов развития природы – специализация разных особей в восполнение определенных функций.

Все эти данные заставляют педагогов искать пути преодоления «бесполого» воспитания. Однако на практике часто, в силу сложности проблемы возникает подмена понятий. Половое воспитание начинает пониматься как «просвещение в вопросах секса». С точки зрения психологов [10] дошкольный возраст это самый «спокойный» и «нейтральный» период в сексуальном отношении. Загружать головы маленьких детей подобными сведениями – лишь будить в них нездоровый интерес к теме. Поэтому необходимо осуществлять полоролевое воспитание. Суть его – в овладении культурой в сфере взаимоотношения полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе.

Для обучения детей поведению, социально приемлемому для их пола, для формирования половой идентичности, родители и воспитатели должны учитывать гендерные различия психологии детей.

Как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола, первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин. Неслучайно изучением этой проблемы занимаются не только дисциплины гуманитарного профиля: педагогика, психология, социология, философия, этнография и культурология, но и многие дисциплины биологического профиля: генетика, эндокринология, эволюционная биология, физиология.

Гендерные аспекты психологии дошкольников

Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол [3]. Анализ этого процесса в плотную подводит нас к изучению гендерных различий психологических свойств детей дошкольного возраста: особенности поведения, общения способностей эмоциональной сферы, личностные особенности.

Существуют генетические, морфологические, физиологические, психологические различия мужского и женского пола, наличие которых обнаруживается уже в дошкольном возрасте.

Процесс половой дифференциации начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и проходит ряд стадий. В зависимости от того каким сперматозоидом будет оплодотворена яйцеклетка (Х или Y), развитие плода пойдет по женскому или мужскому типу. Также на это влияет отсутствие или недостаток в соответствующий критический период зародышевых андрогенов, недостаток или избыток мужского полового гормона, возраст родителей.

Вероятность рождения мальчика тем выше, чем моложе родители. У перворожденных мальчики рождаются чаще; чем выше порядковый номер родов, тем ниже вероятность рождения сына. Кроме того, если к моменту овуляции сперматозоид уже находится в половых путях женщины, больше вероятность рождения девочки, если же он попадает туда после овуляции, возрастает вероятность рождения мальчика. Уже в XIX в. было замечено, что беременность мальчиком продолжается на неделю дольше, чем беременность девочкой [1;3].

Различия в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. В тоже время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3 % [3].

Изучив работы многих исследователей в области половых различий в проявлении функциональной ассиметрии, Е. П. Ильин отмечает [3], что мужчины и женщины различаются по билатеральной электрокожной активности, по взаимосвязи разных форм ассиметрии больших полушарий, латерализации эмоций. Показано, что при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины – обоими. Отделы мозга, отвечают за пространственные и вербальные способности, у мужчин располагаются в противоположных полушариях, а у женщин приблизительно поровну в обоих полушариях. Правое ведущее ухо у мужчин встречается чаще, чем у женщин. Прогестерон в период внутриутробного развития человека замедляет развитие левого полушария головного мозга. Следствием этого является увеличенные у представителей мужского пола правого полушария, отвечающего за музыкальные, художественные, математические способности. У мужчин функциональная ассиметрия мозга выражена сильнее, чем у женщин.

Е.П. Ильин говорит, что: «женскому организму присуща большая жизнестойкость, чем мужскому, при нарушении ряда физиологических функций: кислородном голодании, пищевом голодании, недостатке сна; у женщин быстрее идут восстановительные процессы. Иммунная система, противоборствующая воздействию на организм человека вирусов и бактерий, лучше развита у особей женского пола (как человека, так и животных млекопитающих)... вилочная железа, у них в 3 раза толще, чем у особей мужского пола. В женском организме больше и иммунных тел. При пересадке того или иного органа реакция отторжения у представителей женского пола выражена больше [2, с. 48].»

Рассматривая гендерные различия психологической сферы дошкольников, можно отметить следующие аспекты: женская эмоциональная сфера дифференцирование и сложнее, чем мужская, девочки более эмоциональны; наиболее четко различия между мужчинами и женщинами обнаруживаются по психомоторным способностям по пространственному воображению и математическим способностям (в пользу мужчин), по вербальным способностям (в пользу женщин), при этом существенных различий в интеллектуальной сфере нет; у мальчиков и девочек различная сфера социальной активности, у мальчиков более выражены враждебность и конфликтность, а у девочек - тревожность и не защищенность; мальчики доминируют большую потребность в познании, чем девочки; у девочек проявляется большой интерес к установлению межличностных отношений, у мальчиков - деловая ориентировка, интерес к решению конструктивных задач; девочки более общительны, чем мальчики. Дети обоего пола считают, что девочки лучше мальчиков. Отношение к животным отличается характером проявления и степенью избирательности. Существуют различия и в стиле общения между детьми: мужской стиль общения более активный и предметный, а девочки предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника.

Полоролевая социализация детей дошкольного возраста

Кон И.С. отмечает [5], что первичная полоролевая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив автоматический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.

Полоролевая идентичность, т.е. единство поведения и самосознания человека, причиняющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли – результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Процесс этот начинается с момента оплодотворения яйцеклетки, разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты таких критических периодов принципиально необратимы.

В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генетическая внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу воспитания, что, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться (пол воспитания). Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулининости и фименинности, т.е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодной для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению: те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие. Дж. Плек [3] даже придерживается мнения, что за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.

Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют, как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности. Однако, мужчины и женщины воспринимают гендерное различие довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, а при рассмотрении негативных сторон различия стараются приуменьшить.

Второй отрицательный эффект половых стереотипов – это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявляется при восприятии взрослыми детей разного пола.

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Считается, например, пишет Н. Н. Обозов [8], что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным в взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Больше эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.

 Для лиц мужского пола прослезиться значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться феминофобия, т.е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин проявление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.

Важным фактором полоролевой социализации являются родители, братья и сестры, воспитатели и сверстники. Но в общении со своей микросредой ребенок сам активно накапливает информацию о половых различиях и половых ролях и проверяет свои гипотезы. При этом уровень интеллектуального развития ребенка имеет большое значение.

Требования общества и родительские установки, направленные на малыша с момента рождения, имеют ярко выраженный «половой уклон» и оказывают огромное влияние на психику ребенка.

Многочисленные наблюдения показывают [4], что взрослые по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используя различные жесты и мимику. Причем проявляется это достаточно четко. По отношению к мальчикам наша речь чаще содержит прямые указания (отдай, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре с девочкой старшие упоминают о чувствительных состояниях (нравиться, люблю, грустная, веселая…). Половые различия в психике вызваны и различным отношением к ним. При помощи подобных слов мы воспитываем девочек, прививаем им определенные способы поведения, что порождает формирование порядковой и топологической подструктур мышления. У «сильного» пола естественным образом формируются композиционный и проективный типы мышления.

На полоролевую социализацию детей оказывают влияние телевидение, детская литература, игрушки, игры, поэтому необходим грамотный подход к подбору игрушек, книг, телепередач и т.д. При этом необходима узконаправленная работа дошкольных организаций в этом вопросе и тесное их взаимодействие с родителями.

Чтобы педагоги имели возможность оказывать родителям квалифицированную помощь в полоролевом воспитании детей, необходимо проводить в сотрудничестве с психологом и врачом систематическую работу; четко определить цели и задачи работы с детьми и родителями. При этом необходимо придерживаться основных принципов полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, полоролевое воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.
  2. Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, чтобы передавать детям соответствующие установки и сведения. (Этот принцип называют также принципом иммунизации против нежелательных влияний.)
  3. Принцип непрерывности (преемственность): полоролевое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.
  4. Принцип понятности, ясности и правдивости: не сводить работу к упрощенным алгоритмам, «из жизни растений»; правдивые сведения и желательные образы должны соответствовать этапу формирования ребенка, его мировосприятию; исключать ложь – всегда правда, и только правда, но не вся.
  5. Принцип чистоты: сведениях о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.
  6. Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.
  7. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.

При полоролевом воспитании дошкольников педагоги и родители должны следовать единой цели: обучение детей поведению, социально приемлемому для их пола, формирование полоролевой идентичности. При этом необходимо выполнять следующие задачи:

  1. Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).
  2. Формирование между мальчиками и девочками дружественных отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношения полов.
  3. Подготовка к будущей семейной жизни к роли матери и отца.
  4. Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знание о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).
  5. Удовлетворение познавательных интересов детей.

Необходимо взаимодействие ДОУ с семьей, которое ставит определенные задачи:

  1. Установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения.
  2. Ознакомление родителей с вопросами полоролевого воспитания детей.
  3. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
  4. Помощь родителям в решении проблем полового воспитания детей.
  5. Обмен опытом между родителями.

При работе с родителями педагоги должны повысить мотивацию родителей к взаимоотношению с ДОУ; сформировать положительную мотивацию родителей к осуществлению полового воспитания; скорректировать представления о родителях в целях и содержании полоролевого воспитания, согласовать цели дошкольного учреждения и семьи; показать значение дошкольного возраста в развитии здоровья ребенка, формировании ценности здорового образа жизни; познакомить родителей с причинами детской мастурбации, вооружить необходимыми знаниями и умениями в этом вопросе.

Кроме этого нужно сформировать у родителей:

- представление о необходимости дифференцированного воспитания мальчиков и девочек;

- адекватные представления о мужских и женских качествах; путях и средствах их формирования;

- умение использовать игры в процессе полового воспитания;

- мотивацию и умение использовать художественную литературу в полоролевом воспитании ребенка;

- мотивы преодоления агрессии и жестокости у мальчика и знания о средствах борьбы с агрессией;

- адекватное понимание родителями дружеских отношений между мальчиками и девочками и способов их формирования;

- положительную мотивацию и знания о подготовке ребенка к будущей семейной жизни;

- правильное представление о домашних обязанностях мальчиков и девочек, согласовать действие дошкольного учреждения и семьи;

- обеспечить понимание матерью своей роли в полоролевом воспитании ребенка;

- сформировать у отцов положительную мотивацию и участников полоролевом воспитании ребенка; понимание ими своей роли в этом процессе.

Основными формами полоролевого воспитания детей являются беседы и ролевые игры, направленные на согласование действий семьи и дошкольного учреждения.

Детям необходимо дать знания о различиях полов и сформировать естественное отношение к своему телу, удовлетворить познавательные интересы детей в этих вопросах; о правилах гигиены девочек и мальчиков, развивать стремление заботиться о своем здоровье.

Кроме того необходимо сформировать отношение между мальчиками и девочками, понятия о нормах дружеских отношений между мальчиками и девочками; сформировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, осознание партнерства характера жизни в семье; сформировать представление о домашних обязанностях девочек и мальчиков (мужчин и женщин) и о необходимости их равного распределения; познакомить с особенностями мужских и женских профессий, их важностью.

Необходимо учить девочек и мальчиков устанавливать общность и отличие своих действий и действий, характерных для их мам (пап) и других женщин (мужчин), сопоставляя и анализируя жизненные ситуации: досуг на природе, заботы по хозяйству, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Для этого используют метод проблемных ситуаций, суть которого заключается в описании педагогом тех ситуаций, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки.

Заключение

Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам отсутствует. В результате формируется «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфически мужские или женские черты. «Бесполое» воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Диаксуализация дошкольного, школьного воспитания приводит к созданию людей с неадекватной психосоциальной ориентацией. Это отражается на моральной деградации семьи, общества в целом. Мужчины не способны играть правильную роль в браке: всю ответственность за существование семьи, за воспитание детей они перекладывают на плечи женщин. Женщины наряду с мужской деловитостью демонстрируют такие качества, как грубость, агрессивность, конфликтность, неумение поддерживать теплый эмоциональный фон. Рост числа разводов – один из показателей издержек нашей педагогической системы.

Рассматривая гендерные различия психологической сферы дошкольников, можно отметить следующие аспекты: женская эмоциональная сфера дифференцирование и сложнее, чем мужская, девочки более эмоциональны; наиболее четко различия между мужчинами и женщинами обнаруживаются по психомоторным способностям по пространственному воображению и математическим способностям (в пользу мужчин), по вербальным способностям (в пользу женщин), при этом существенных различий в интеллектуальной сфере нет; у мальчиков и девочек различная сфера социальной активности, у мальчиков более выражены враждебность и конфликтность, а у девочек - тревожность и не защищенность; мальчики доминируют большую потребность в познании, чем девочки; у девочек проявляется большой интерес к установлению межличностных отношений, у мальчиков - деловая ориентировка, интерес к решению конструктивных задач; девочки более общительны, чем мальчики. Дети обоего пола считают, что девочки лучше мальчиков. Отношение к животным отличается характером проявления и степенью избирательности. Существуют различия и в стиле общения между детьми: мужской стиль общения более активный и предметный, а девочки предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника.

Первичная полоролевая социализация ребенка начинается с момента рождения, когда, определив автоматический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.

Полоролевая социализация начинается с формирования у детей половой идентичности, которая проходит ряд стадий и объясняется различными теориями: теория социального научения (ее разновидность - теория моделирования), теория половой типизации, теория когнитивного развития (или теория самокатегоризации), теория тендерной схемы (разработанная С. Беем). На формирование половой идентификации оказывают влияние родители, сверстники, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Большое влияние на полоролевое воспитание детей оказывают стереотипные представления об образе мужчин и женщин, которые складывались у людей веками и до сих пор распространяются на представителей того или иного пола. На полоролевую социализацию дошкольников оказывает влияние телевидение, детская литература, игры, игрушки.

В процессе полоролевого воспитания необходимо учитывать гендерные различия психологии дошкольников, целенаправленную работу дошкольных учреждений с родителями. Работа по формированию у дошкольников модели поведения социально приемлемого для их пола должна проводиться систематически.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что гендерные различия влияют на формирование у детей дошкольного возраста модели поведения социально приемлемого для их пола.

Таким образом, правильно организованная игровая деятельность, постепенное внушение детям через беседы модели поведения, которая поощряется или получает отрицание, формирует у них определенные ценностные ориентации, предпочтение видов поведения соответствующих полу.

В итоге отметим, что с детьми дошкольного возраста работа в данном направлении необходима, так как именно полоролевое воспитание помогает формированию личности будущих мужчин и женщин.

При грамотно организованном полоролевом воспитании, у дошкольников формируется модель социального поведения, предпочитаемого обществом к лицам мужского и женского пола. Эффективное использование в воспитательном процессе игровой деятельности, тематических бесед, как важного средства формирования полоролевой социализации детей, осуществление дифференцированного подхода в воспитании дошкольников как педагогами, так и родителями способствует становлению личности.

Научный словарь терминов

Гендер – обозначение пола как социокультурного конструкта, социальный аспект отношения полов.

Гендерные ролевые нормы – представления людей о том, как должны вести себя мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы – представления людей о том, как ведут себя мужчины и женщины.

Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерах для мужчин.

Пол психологический – выполняемая субъектом роль с позиции маскулинности-фемининности, т.е. стереотипные особенности поведения, предписываемые обществом мужчинам и женщинам.

Пол социальный – комплекс социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и поведенческий статус мужчины и женщины.

Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол.

Половая идентичность – единство поведения и самосознания человека, причислющего себя к определенному полу и ориентирующегоса на требования соответствующей половой роли.

Половой деформизм – разделение полов по половым признакам

Полоролевая социализация – обучение детей поведению, социально приемлемому для их пола, фолрмирование половой идентичности.

Феминность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин.

Список использованной литературы

  1. Бауст Э. О причинах, обуславливающих развитие мужского и женского потомства: Пер. с нем. - Киев, 1872.
  2. Горчакова В.Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. дис. ... д-ра наук.-СПб.,2000.
  3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.-СПб.:Питер,2003.
  4. Каплунович И.Я. О генезисе структур мышления ребенка // Психология.-1990-№10.
  5. Колесов Д.В., Селиверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания.-М.,1978.
  6. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального.-М.,1975.
  7. Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание.-2004.-№5.-с.45-53.
  8. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека.-СПб., 1997.
  9. Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир.-М.,1995-с.27-33.
  10. Таннер Дж. Рост и конституция человека // Биология человека / Под ред. Д.Харрисона.-М.,1968.
  11. Татаринцева Н. "Секретные совещания настоящих мужчин" // Обруч.1998.№6-с.44.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6524 677