Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольника через поисково-экспериментальную деятельность
5 минут 3840 1244

Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольника через поисково-экспериментальную деятельность

Galushkina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Галушкину Светлану Васильевну, воспитателя МБДОУ ДС № 77 г. Таганрога Ростовской области. Сегодня Светлана Васильевна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для формирования познавательных интересов и познавательных действий дошкольника через поисково-экспериментальную деятельность. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье Светланы Васильевны:

«Познавательно-исследовательской деятельность, подразумевает активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия».

Познавательного чтения…


Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольника через поисково-экспериментальную деятельность

Посмотреть статью с фотографиями

Ни для кого не станет открытием тот факт, что в конце XX в. для российского образования наступило время эксперимента, не­разрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого сегодня являются: разностороннее развитие сети образовательных учреждений (детские сады и школы). Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Познавательно-исследовательской деятельность, подразумевает активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, внедряясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcяОн выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

  • Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
  • Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Для осуществления поисково-экспериментальной деятельности в нашем детском саду размещены мини-музеи «Русская изба», где размещены коллекции семян зерновых культур , лекарственных трав нашего края и пр., «Развитие почки дерева».

В группах имеются: домашние огороды, макеты («Подворье», «Муравейник», «Пустыня»» и пр.). Оборудованы мини- лаборатории с набором элементарных приборов («Ловушка для ветра», «Уличный термометр», «Песочные часы», «Измеритель глубины снега», «Дождемер» и пр).

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4388 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4523 609