Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Познавательное развитие дошкольника путем формирования первичных представлений об объектах окружающего мира и особенностях природы планеты земля
7 минут 5538 1215

Познавательное развитие дошкольника путем формирования первичных представлений об объектах окружающего мира и особенностях природы планеты земля

Pahomova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Пахомову Надежду Алексеевну, старшего воспитателя МБДОУ ДС № 15 г. Таганрога Ростовской области. Сегодня Надежда Алексеевна в своей статье познакомит вас с познавательным развитием дошкольника путем формирования первичных представлений об объектах окружающего мира и особенностях природы планеты Земля. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Надежды Алексеевны:

«Не так давно понятие «экология» существовало отдельно от образовательного процесса. Сегодня знакомят с экологией не только в школе, экология занятия в детском саду по которой присутствуют в большинстве детских учреждений, вполне доступна даже самым маленьким. Правильно составленные конспекты занятий в детском саду по данному направлению могут касаться познавательного процесса уже в младшей группе детского сада».

Интересного чтения…


Познавательное развитие дошкольника путем формирования первичных представлений об объектах окружающего мира и особенностях природы планеты земля

Посмотреть статью с фотографиями

ЗЕМЛЯ

Человек и природа… Всегда сосуществовали рядом. Человек медленно, но верно уничтожал то , что дала Земля. И теперь, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством, проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Не так давно понятие «экология» существовало отдельно от образовательного процесса. Сегодня знакомят с экологией не только в школе, экология занятия в детском саду по которой присутствуют в большинстве детских учреждений, вполне доступна даже самым маленьким. Правильно составленные конспекты занятий в детском саду по данному направлению могут касаться познавательного процесса уже в младшей группе детского сада.

В детском саду №15 г. Таганрога Ростовской области большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Во время прогулок организуем игры с природными материалами (песок, вода, снег, листья, плоды). Для этого используем ящик с песком, бассейн, совочки и формочки. Дети изучают свойства песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»… Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Основные задачи подобных занятий преследуют цель познакомить ребенка со всем многообразием окружающего его мира. Малышей учат тому, что природа, ее флора и фауна самоценны, а не предназначены для удовлетворения человеческих желаний и прихотей. Поэтому бережного отношения к себе требует каждая травинка или листочек, жучок или птичка. Младшая группа в детском саду может начать свое знакомство с экологией с разыгранных педагогом сценок: как помочь жучку выбраться из паутины, как помочь птенцу, выпавшему из гнезда. В таком духе занятия экологией в детском саду доносят до детей общечеловеческие понятия доброты и ценности всего живого, нас окружающего.

В старших группах изучаются более сложные механизмы: помимо формирования позитивного отношения и осознания неповторимости окружающего мира, детям стараются объяснить, что каждое явление в природе тесно связано и порождает что-то новое или поддерживает существующее. Проводятся аналогии между собственными действиями и возможными последствиями: если выбрасывать в речку мусор, то рыбкам будет негде жить.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания, бережливое отношение ко всем природным богатствам. Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2529 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6658 677