Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кирилловой Ларисой Павловной, воспитателем МБДОУ ДСКВ № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Лариса Павловна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития познавательно-речевой активности дошкольников. Данный материал будет интересен педагогам и родителям
Краткий комментарий к статье от Ларисы Павловны:
«Экспериментирование – всеобщий способ функционирования психики, пронизывающий все сферы детской жизни. Проектная деятельность расширяет социально-познавательное пространство детей, удовлетворяет их потребность в коллективных видах деятельности. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребёнка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь».
Познавательного чтения…
«Экологическая лаборатория», как метод развития познавательно-речевой активности дошкольников.
Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных психологов (А. Валлон, А. В. Запорожец, А. Н. Леоньев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.), раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, вижу целесообразным внедрение предложенной модели проектно-исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками, в процессе которой они смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.
Экспериментирование – всеобщий способ функционирования психики, пронизывающий все сферы детской жизни. Проектная деятельность расширяет социально-познавательное пространство детей, удовлетворяет их потребность в коллективных видах деятельности. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребёнка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.
Развитие речи идёт в нескольких направлениях:
- способствует развитию познавательных процессов;
- становится орудием мышления;
- является основой перестройки всех психических процессов.
Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог со сверстниками. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Поэтому постоянно и целенаправленно (на занятиях и в повседневной жизни) я учу детей диалогу, и в этом мне помогает опытно - экспериментальная деятельность.
Обучению, познавательно-речевому развитию ребёнка уделяется большое значение. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Работу, по развитию поисково-познавательной деятельности, я веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами.
Живая природа (характерные особенности сезонных явлений, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде).
Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и сделали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале-марте провели цикл опытов: «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?»; «Проверяли скорость таяния снега в зависимости от изменения температуры».
Неживая природа (воздух, вода, почва, свет и т.д.)
В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, приобретает форму сосуда, в котором находится, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита. Много интересных опытов провели со снегом и льдом.
Человек
Закрепляем представления детей об органах чувств, их назначении: (уши - слышать, узнавать различные звуки, нос – определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).
Форма организации детей по подгруппам и индивидуально. Стараюсь строить отношения с детьми на основе партнёрства. Для поддержания интереса использую игровой сюжет, проблемные ситуации, часто использую сказочных героев. Считаю, что в диалоге дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями.
Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твёрдое основание, и станут убеждениями этого человека. Детям я рассказываю о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся:
- защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения, истощения;
- сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ;
- охрана природы, как необходимое условие сохранения здоровья людей.
В экологическом воспитании дошкольников непременным условием является вовлечение детей в посильные для них практические дела.
Я знакомлю с природой детей, с происходящими в ней изменениями в разное время года. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Познакомить детей с природой, понять взаимосвязи в природе помогает детям «экологическая лаборатория». Чтобы знания о природе у детей были осознанными, необходима экспериментальная работа, которую мы проводим в «экологической лаборатории». Элементарные опыты приучают к самостоятельному процессу познания, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В течение года мы проводим опыты с предметами неживой природы, растениями, животными. Интересна серия опытов по теме: «Знакомство со свойствами воды, льда, снега». Дети шаг за шагом экспериментальным путём искали ответы на такие вопросы: «Куда исчезает вода после дождя, почему изменяется её цвет?», «Что такое лёд и как он образуется?»; « Почему снег белый, если это лёд, ведь лёд бесцветный?»; «Какой лёд быстрее тает – колотый или пластом, цветной или бесцветный?»; «Где больше образуется воды – из снега или льда?»; «Как мороз рисует на стёклах окон?»
Длительные наблюдения были использованы для определения (установления) условий, необходимых для роста и развития растений. Часть была посажена в почву, часть – в песок, одни растения мы регулярно поливали и держали в хорошо освещённом месте, другие поставили в тёмное место. А часть всходов, хотя и держали на тёплом и светлом подоконнике, но не поливали. Таким образом, дети, наблюдая, сделали вывод, что для роста и развития растений необходимы такие условия, как свет, влага, тепло, хорошая почва.
Систематические наблюдения учат детей быть внимательными. Вышли мы на прогулку и заметили на земле маленькие коричневые чешуйки от тополиных почек. Осторожно рассматриваем с детьми веточку, рассказываю детям, как спали зимой в тёплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они от тёплого солнца и начали быстро расти. Тесно стало им в домиках, сбросили они чешуйки-шубки и потянулись навстречу солнцу, заулыбались, заблестели. Задаю вопросы детям: Почему молодые листочки блестящие и клейкие? Знаете ли вы? Оказывается, они покрыты смолкой, которая предохраняет их от ночных заморозков.
Наблюдали мы за дождевыми червями, выясняли, почему их называют помощниками земледельцев. Для этого насыпали землю в две прозрачные ёмкости. В одну из них поместили дождевых червей и посыпали землю сверху песком. Через некоторое время дети увидели, что в банке с червями почва «прорезана» нитями песка, а в песке проложены чёрные борозды. В другой ёмкости почва осталась без изменений. Отвечая на вопрос: «Почему изменилось состояние почвы в первой банке?». Дети самостоятельно сделали вывод: «Песок в земле – это следы перемещения дождевых червей».
Целенаправленные наблюдения в природе, опыты в «экологической лаборатории», работа по осмыслению и систематизации первоначальных представлений даёт хороший материал для развития связной речи. Как правило, в такие рассказы дети вносят много творчества, фантазии, что благоприятно влияет на развитие мышления.
Содержание и цель логических задач намечается в соответствии с содержанием проводимых с детьми занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Например, беседуя о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей, я рассказала детям такую историю: «Пошла я как-то на прогулку в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов, да изредка перепорхнёт с ветки на ветку стриж. На снегу хорошо видны отпечатки лап лесных жителей. Вот пробежал заяц, а вот тянется цепочка следов колючего ёжика. Вдруг прямо на меня вылетел филин. Его глаза ярко блестели в свете дня, а в лапах он держал пойманную мышь. Внезапно, на ветке густой ели, я увидела гнездо синички, в котором пищали птенцы. Много интересного можно увидеть в зимнем лесу».
Я обязательно включаю в работу по экологическому воспитанию творческий поиск, в котором можно выделить и такое направление, как экологическая сказка. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Мне очень помогли тризовские игры для развития творческого воображения. На их основе мы с детьми составляли чудесные сказки о птицах, животных, капельках росы и лучиках солнца, про ветер и снежинки, бабочек и дождик, и многое-многое другое. Так, Катя придумала сказку «про Белое Облачко», которое очень дружит с ветерком. «Любопытное Облачко» любит путешествовать и хочет увидеть весь мир, посмотреть, как живут дети в других странах. А когда оно вырастет, то превратится в тучку и прольётся на Землю дождём. В какой-то степени такое творчество детей можно считать компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающую природную среду.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают, рассказывая экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней. И в самом деле, у ребёнка, который вообразил себя, например, божьей коровкой, представил себе цель, ради которой она живёт, вряд ли поднимется рука причинить вред насекомому. И не обломит такой ребёнок ветки у дерева, ведь оно живое.
Важно сформировать у детей сознательную убеждённость в том, что в природе нет ни одного животного или растения только полезного или только вредного. Помочь выработать у детей систему понятий о разнообразных взаимосвязях в природе- помогает работа по опорным схемам-моделям. Вначале я начала работать по схемам-моделям для составления описательных рассказов. Этому предшествовала подготовительная работа, которая проводилась на прогулках, занятиях и в свободное время. Мы наблюдали, анализировали, знакомились с окружающими нас предметами и явлениями, стараясь задействовать все органы чувств. И теперь, с помощью схем – своеобразного зрительного плана – дети могут чётко, связно, полно и последовательно составить рассказы о временах года, растениях, животных, описать фрукты и овощи. Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и зависимостей в природе происходит постепенное усвоение элементарных представлений и их обобщение, создание необходимого фундамента, на котором формируются экологические убеждения, экологическая культура.
Среди разнообразных средств приобщения детей к природе, важная роль принадлежит художественной литературе. В течение всего года, мы читали художественные произведения писателей-натуралистов В. Бианки, Чарушина, Н. Сладкова, Д. Зуева, М. Пришвина, С. Радзиевской, Н. Надеждиной и многих других, услышали дети и прекрасные стихи русских и современных поэтов о природе. Большой популярностью пользуются у детей энциклопедии «Мир животных» и «Детская биология», книга о динозаврах и вымерших животных, рассказывающая, как зарождалась жизнь на нашей планете.
Свои впечатления дети отображают в продуктивной деятельности и в играх. Особое место занимают игры с природным материалом. Их преимущество в том, что дети оперируют самими предметами природы, а не их изображениями и копиями. В играх с природным материалом создаются благоприятные условия для развития органов чувств, дети открывают удивительный мир творчества, проявляют фантазию, развивается их вкус, ведь природа даёт нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Полученные знания дети также закрепляют в дидактических играх на классификацию, анализ, синтез, обобщение, сравнение. У нас есть комплект карточек с изображением разных животных, птиц, насекомых, который мы используем в разных дидактических играх: «Узнай по описанию», «Кто, когда охотится» (о дневных и ночных хищниках), «Перелётные и зимующие птицы», «Дикие и домашние животные», «Животные России». Чтобы воспитать гуманное отношение к природе, важны не только знания, нужен практический опыт общения с ней.
В групповом уголке природы много цветов, за которыми ребята ухаживают. Дети взяли шефство над растениями, заботятся о них, следят за состоянием почвы – её влажностью, плотностью – определяют, нуждаются ли цветы в поливе, по упругости листьев и стебля.
Подкармливаем мы и птиц на участке детского сада, особенно зимой, когда им трудно найти пропитание. А весной мы вместе с детьми посадили берёзки на своём участке и теперь каждую прогулку начинаем с посещения наших любимиц. Наблюдаем, как распускаются листики, какие хрупкие и невинные веточки у деревьев. Даже подвижные игры дети перенесли подальше от берёзок, чтобы не повредить их неосторожным движением. Эмоциональность, увлечённость детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и даёт хорошие результаты. Дети более сознательно стали относиться к окружающей природе. Хочу подчеркнуть, что экологически занятия должны носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения.
Таким образом, экологическое воспитание способствует формированию нравственных чувств, дети познают новое и закрепляют уже имеющиеся знания, у них вырабатываются навыки и умения по уходу за растениями и животными, привычка заботиться о природе и её обитателях, дети развиваются эстетически, они учатся видеть взаимосвязь явлений в природе и делать выводы, развивается их мышление, внимание, память, творческое воображение, речь
Список литературы:
- Базисная программа развития и воспитания детей «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др.
- А. Ломова «ТРИЗ для детского сада».
- А.И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва 2007.Развивающие занятия с детьми под редакцией Л.А. Парамоновой. Москва 2007.
- Организация опытно - экспериментальной деятельности детей. Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2013.