Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Машицина Елена Витальевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Елена Витальевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о том, как формировать позитивные установки по формированию личности ребенка в процессе творческих упражнений и заданий. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Витальевны:
«Игра в развернутой форме живет лишь в детстве, и представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Кроме того , дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека».
Интересного чтения…
Формирование позитивных установок по формированию личности ребенка в процессе творческих упражнений и заданий
Посмотреть статью с приложением
Игра в развернутой форме живет лишь в детстве, и представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Кроме того, дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства,
поэтому необходимо расширять опыт ребенка для того ,чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности ( чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает).
В процессе игры происходит переработка полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре довольно ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его активность, эмоциональность, развивающаяся потребность в общении.
Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети , и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.
Ребенок испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Показатели развитого игрового интереса ребенка:
- Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и
- исполнением роли.
- Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
- Наличие любимой роли.
- Нежелание заканчивать игру.
- Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).
- Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
Следует выделить, ещё одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества детей – оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями и благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества.
Существуют множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:
- Дает возможность удовлетворить свои основные потребности;
- Открывает широкие горизонты для общения;
- Служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;
- Помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении;
- Способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника (воображения, мышления, внимания);
- Служит фундаментом для успешного перехода к новому виду
деятельности – учебе.
Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребёнка. Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.
К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят
1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.
Чтобы креативность развивалась достаточно хорошо надо полностью давать возможность ребенку проявлять инициативу в игре.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет предложить, что развитие креативности у старших дошкольников в игре возможно, если создать для этого необходимые условия:
- Создание эмоционально – благополучной атмосферы.
- Гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка.
- Специальная работа, проводимая взрослым, по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.
В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл . В реализации игровых замыслов и создании игровых образов особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров по игре. С помощью слова ребёнок создаёт образ, разыгрывает роль, подражает не только поступкам, действиям людей, но и их речи. Таким образом, в игре создаются условия для упражнения в связной и диалогической речи. В игре дети помногу раз, в разных комбинациях употребляют слова, обороты речи, услышанные от взрослых и при чтении художественных произведений. Благодаря игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей. Ребёнок словами обозначает свои действия, и таким образом осмысливает их.
Реальная жизнь ребёнка – не просто одно из условий развития игры, а источник её возникновения и постоянного общения. Поэтому при развитии игры большое значение уделяется не только использованию знакомого жизненного опыта детей, но и целенаправленному расширению знаний об окружающей жизни. В процессе игры воспитанники учились отстаивать свою точку зрения, попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения и выражать это в своей речи.
В игре самое важное не то удовольствие, которое получает ребенок играя, но та объективная польза, объективный смысл игры, который бессознательно для самого ребенка осуществляется им. Этот смысл, заключается в развитии и упражнении всех сил и задатков ребенка.
Используя в своей практической деятельности разнообразные творческие упражнения и задания, я замечаю, что действияучастниковигрстановятся согласованными. Удетейсталвырабатыватьсянавыкорганизациисовместныхигр, зародилосьролевоеобщениевигре.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Литература:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. – 187 с.
2. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
М.: «Просвещение», 2007. – 416 с.
3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М., «Педагогика», 2004. – 430 с.
4. Дьяченко О.М. Вопросы психологии. Журнал [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.voppsy.ru/authors/D6YACHOM.htm/
5. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М.,2004. –319 с.
6. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Спб: Питер, 2009. –448 с.
7. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_011211.shtml/
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2007. №4. С.1823.
9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3е изд., доп.— М.: Просвещение, 1991.—160 с.
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
11. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3. С. 47.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1999. –360 с.