Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование позитивных установок по формированию личности ребенка в процессе творческих упражнений и заданий
11 минут 4696 1042

Формирование позитивных установок по формированию личности ребенка в процессе творческих упражнений и заданий

Mashicina fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Машицина Елена Витальевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей   г. Новокузнецка   Кемеровской области. Сегодня Елена Витальевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о том, как формировать позитивные установки по формированию личности ребенка   в процессе творческих упражнений и заданий. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Витальевны:

«Игра в развернутой форме живет лишь в детстве, и представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Кроме того , дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека».

Интересного чтения…


Формирование позитивных установок по формированию личности ребенка   в процессе творческих упражнений и заданий

Посмотреть статью с приложением

   Игра в развернутой форме живет лишь в детстве, и представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Кроме того, дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства,
поэтому необходимо расширять опыт ребенка для того ,чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности ( чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает).
   В процессе игры происходит переработка полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре довольно ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его активность, эмоциональность, развивающаяся потребность в общении.
     Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети , и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

     Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Ребенок испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Показатели развитого игрового интереса ребенка:

  • Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и
  • исполнением роли.
  • Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
  • Наличие любимой роли.
  • Нежелание заканчивать игру.
  • Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).
  • Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Следует выделить, ещё одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества детей – оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями и благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества.

Существуют множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:

  • Дает возможность удовлетворить свои основные потребности;
  • Открывает широкие горизонты для общения;
  • Служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;
  • Помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении;
  • Способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника (воображения, мышления, внимания);
  • Служит фундаментом для успешного перехода к новому виду 
    деятельности – учебе.
    Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребёнка. Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.
    К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят
    1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
    2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
    Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.
    Чтобы креативность развивалась достаточно хорошо надо полностью давать возможность ребенку проявлять инициативу в игре.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет предложить, что развитие креативности у старших дошкольников в игре возможно, если создать для этого необходимые условия:

  • Создание эмоционально – благополучной атмосферы.
  • Гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка.
  • Специальная работа, проводимая взрослым, по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.

В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл . В реализации игровых замыслов и создании игровых образов особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров по игре. С помощью слова ребёнок создаёт образ, разыгрывает роль, подражает не только поступкам, действиям людей, но и их речи. Таким образом, в игре создаются условия для упражнения в связной и диалогической речи. В игре дети помногу раз, в разных комбинациях употребляют слова, обороты речи, услышанные от взрослых и при чтении художественных произведений. Благодаря игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей. Ребёнок словами обозначает свои действия,  и таким образом осмысливает их.

Реальная жизнь ребёнка – не просто одно из условий развития игры, а источник её возникновения и постоянного общения. Поэтому при развитии игры большое значение уделяется не только использованию знакомого жизненного опыта детей, но и целенаправленному расширению знаний об окружающей жизни. В процессе игры воспитанники учились отстаивать свою точку зрения, попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения и выражать это в своей речи.

   В игре самое важное не то удовольствие, которое получает ребенок играя,   но та объективная польза, объективный смысл игры, который бессознательно для самого ребенка осуществляется им. Этот смысл, заключается в развитии и упражнении всех сил и задатков ребенка.

Используя в своей практической деятельности разнообразные творческие упражнения и задания, я замечаю, что  действияучастниковигрстановятся согласованными. Удетейсталвырабатыватьсянавыкорганизациисовместныхигр, зародилосьролевоеобщениевигре.

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Литература:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. – 187 с.
2. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
М.: «Просвещение», 2007. – 416 с.
3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М., «Педагогика», 2004. – 430 с.
4. Дьяченко О.М. Вопросы психологии. Журнал [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.voppsy.ru/authors/D6YACHOM.htm/
5. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М.,2004. –319 с.
6. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Спб: Питер, 2009. –448 с.
7. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_011211.shtml/
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2007. №4. С.1823.
9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3е изд., доп.— М.: Просвещение, 1991.—160 с.
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
11. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3. С. 47.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1999. –360 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2000 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6534 677