Дорогие друзья, мы рады представить вам Шишкову Татьяну Николаевну, учителя технологии и изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ Октябрьский сельский лицей Ульяновской области. Сегодня Татьяна Николаевна познакомит вас с методикой проведения эксперимента по использованию регионального компонента на уроках технологии. Данный материал будет полезен педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Николаевны:
«Взаимодействие на занятиях осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической».
Полезного чтения…
Методика проведения эксперимента по использованию регионального компонента на уроках технологии
На уроках технологии девочки показали себя способными, трудолюбивыми ученицами, хотя заметно, что отдают предпочтение разным разделам технологии. В проблемных ситуациях проявляли инициативность, находчивость, успеваемость средняя. Между собой достаточно дружны, но чувствуется, что три девочки – лидеры.
Взаимодействие на занятиях осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной (от общих правил НОТ до алгоритмов решения определенных типов учебных задач).
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
В системе урочной деятельности особое место занимает установка педагога на контакт с ребенком. Только позитивная дружеская установка, направленная на понимание школьника, оказание необходимой поддержки (не только при выполнении задания, но и в широком личном плане) позволяет достигать оптимальных результатов в развитии, обучении и воспитании подростков и старшеклассников. Учитель должен опасаться стереотипного устойчивого представления об ученике, предвзятого мнения по отношению к некоторым школьникам, авторитарности в отношениях с учеником, отсутствия внимания и интереса к нему как к личности.
Среди способов удовлетворения потребностей учащихся в самовыражении можно выделить следующие:
- дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяющие использовать полностью личностные особенности и способности школьников; включение учащихся в сложные и важные виды деятельности, которые требуют от них полной самоотдачи, ответственности, разнообразных знаний и умений, самодеятельности;
- поощрение и развитие у учащихся творческих способностей, опыта творческой деятельности;
- развитие у подростков и старшеклассников опыта самосовершенствования, гуманистических путей и способов самоутверждения в природно-социальном мире.
В системе урочной деятельности подростков педагогам целесообразно:
- создавать позитивный морально-психологический климат, отношения взаимодоверия, уважения и поддержки;
- расширять интеллектуально-познавательное и коммуникативное пространство, предоставлять каждому школьнику интересную и содержательную работу, побуждающую его развивать свои знания и умения;
- устанавливать четкие цели и задачи; давать справедливую оценку процесса работы учащихся и ее результата; создавать условия для личностного роста учащихся и раскрытия их индивидуальных способностей;
- предоставлять возможности для развития навыков самообразования и самовоспитания;
- стимулировать у учащихся потребность как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности, сочетании личных и общественных интересов;
- условия для гармоничного развития интеллектуальной и духовной сфер личности и др.
Зная потребности ученика, можно «вычислить» задание, которое требуется данному школьнику для его успешного развития, обучения и воспитания. Большое внимание в этой работе учитель должен уделить стимулированию у школьников познавательных интересов и потребностей. Познавательный интерес для многих школьников является стартовой площадкой для саморазвития личности. Учителю целесообразно так подать задание, чтобы ученик убедился в его интересности, содержательности, личной и социальной полезности, значимости для учения, для самореализации школьника.
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения учащимися и педагогами (а также другими участниками учебно-воспитательного процесса) своих целей. Контроль можно рассматривать и как процесс, при помощи которого педагог определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в определенной корректировке.
Важнейшей особенностью контроля является его широта. Контроль в системе УВР должен быть всеобъемлющим. Не только учителя, но учащиеся и каждый участник педагогического процесса (родители, работники внешкольных учреждений и организаций) могут и должны осуществлять контроль различными видами работ и формами совместной урочной деятельности.
Педагогу целесообразно не просто передать, т.е. делегировать, подросткам функцию контроля, но научить их способам контроля, оценке и анализу полученных результатов.
Важное место в системе урочных занятий подростков занимает самоконтроль. Он осуществляется через формирование правильной самооценки у ребят. Самоконтроль может сочетаться с любой формой контроля, но так, чтобы ученик не был травмирован откровенным недоверием к его действиям со стороны учителя.
Самоконтроль очень важен для всех учащихся, но особенно для школьников с низким уровнем воспитанности и ребят, не имеющих склонности к самостоятельной деятельности. Результат выполненного школьником задания должен быть ему известен. Поэтому учителю целесообразно заранее определить критерии оценки результатов выполнения различных заданий. Оценка должна быть справедливой, критичной, отражающей достоинства и недостатки процесса и результаты выполненной школьником работы. Она должна стимулировать у учащегося потребность в дальнейшем самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.
Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий.
Методы исследования:
I.Эмпирические.
-изучение литературы по теме эксперимента;
-обобщение опыта учителей по декоративно-прикладному искусству.
II.Теоретические методы.
-Систематизация учебного материала.
-Разработка программы факультативного курс «Изготовление кукол в народных костюмах».
Выявлено, какие интересы, и образовательные потребности будут удовлетворены программой факультатива, которая носит прикладной характер.
III. Подготовка экспериментальных материалов:
дидактических материалов, обучающих алгоритмов, справочных карт, шаблонов, творческих работ.
Педагогический эксперимент проводился в группе детей 5класса занимающихся в различных кружках эстетической направленности и контрольной группы 6А класса, Октябрьского сельского лицея. В эксперименте участвовало 10 человек факультатива и 10 человек контрольной группы.
Наглядные методы
- алгоритмы выполнения изделий;
- иллюстрации изделий;
- справочные таблицы;
Практические методы:
- творческие задания;
Форма обучения подбирается для каждого учебного занятия – своя, в зависимости от темы урока.
Систематическое наблюдение за деятельностью учащихся на уроках технологии в 5-х классах показало, что не все учащиеся качественно выполняют ручные работы. Это происходит из-за отсутствия необходимого времени на уроках, где дети могли бы приобрести навыки для выполнения работ. Это подтвердилось результатами анкетирования.
Анкетирование.
Для эксперимента были выбраны две группы 5 класса, на данном этапе эксперимента было проведено анкетирование, в результате, которого мы установили интересы учащихся, какими приемами работы владеют девочки. Им была предложена анкета, в которой ребята должны были ответить на вопрос
«Умеешь ли ты выполнять швы?».
Даны пять вариантов швов, система ответа «Да» и «Нет» по результатам анкетирования выполнена диаграмма.
Диаграмма результатов
Вывод: В результате анкетирования выявлено следующее: На начало эксперимента, большие затруднения у учащихся вызывают следующие швы:
- потайной;
- крестообразный;
- петельный;
Эта картина характерна как для обычного класса, так и для девочек факультативного курса, разница в результатах анкетирования незначительная. В результате ведения этого факультатива дети получат возможность овладеть техникой выполнения швов (потайной, крестообразный, петельный), что улучшит качество выполняемой творческой работы, что явится следствием улучшения эстетического вида изделия.
Для исследования действенно-практического критерия было предложено выполнение кукол в народных костюмах: русской, татарской, чувашской и мордовской национальностей. Общая оценка выполненной работы складывалась из самооценки и оценки учителя выполненной работы учащегося по сортам:
1 сорт – высокое качество;
2 сорт – изделие выполнено с некоторыми ошибками;
3 сорт – брак.
При исследовании эстетически – чувствительного критерия учащимся было предложено выполнение творческого задания и оценка качества изделия при выполнении оформления костюмов вышивкой, бисером, тесьмой и др. элементами отделки. Общая оценка выполненной работы складывалась из самооценки, оценки учителя и оценки экспертной комиссии выполненной работы учащегося по сортам:
- Оценка учителя;
- Самооценка;
- Экспертная оценка:
• модельер;
• дизайнер;
Критерии оценок учителя, ученика, экспертной комиссии:
• 1 сорт – изделие рекомендовано на выставку;
• 2 сорт – изделие может быть подарено;
• 3 сорт – изделие используется в быту;
Вывод: По итогам самооценки выполненных работ учениками и оценки их учителя можно сделать вывод: слабо развит эстетический вкус; ошибки в цветовом решении (40%); выполнено не качественно изделие (50%). Неадекватная оценка качества выполненной работы, т.е. завышение оценки со стороны учащихся свидетельствует о низкой самокритичности и как следствие отсутствия эстетического вкуса.
Формирующий эксперимент.
В контрольной группе занятия проводились в соответствии с программой по Технологии с использованием учебника «Технология», под редакцией В.Д.Симоненко. Группа учащихся выполнила полностью программу по предмету, с одновременным изучением программ кружков во внеурочное время, направленное на эстетическое воспитание учащихся. В соответствии с программой 5 класса по предмету Технологии, были выбраны следующие типы уроков:
• приобретение знаний;
• формирование умений и навыков;
• применение знаний и умений на практике;
• комбинированные уроки;
Было составлено тематическое планирование с указанием типов уроков, разработаны планы-конспекты уроков. Каждому типу урока были подобраны формы, методы и средства обучения.
Заключение к экспериментальной работе
За период проведения эксперимента ясно видно положительные сдвиги. Учащиеся овладели новыми знаниями, смогли самостоятельно и творчески применить их на практике, заинтересовались возможностью изготовления кукол в народных костюмах самостоятельно. И результаты работы показали, насколько эффективны методы и приёмы, применяемые учителем при обучении учеников самостоятельности в работе.
Планирование уроков, использование дидактических средств, помогло достигнуть желаемых результатов.