Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Реализация системы работы введения музыкального фольклора, как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников»
26 минут 6073 1285

«Реализация системы работы введения музыкального фольклора, как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников»

Sharafutdinova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Шарафутдиновой Гузель Нургалиевной, музыкальным руководителем МБДОУ ДСКВ № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска, Тюменской области. Сегодня Гузель Нургалиевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития музыкальных способностей старших дошкольников. Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Гузель Нургалиевны

«При разработке системы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкальный фольклор я опиралась на действующие методики   с целью оптимизации нескольких методик и пособий в одну единую, взаимодополняющую систему развития музыкальных способностей: программа Хазовой М.В. «Горенка», раздел «Народная песня и её режиссура»; «народная хореография»; «Народные игры»; «Народные музыкальные инструменты»; «Календарные праздники», программа Борониной Е.Г. «Оберег».

Познавательного чтения…


«Реализация системы работы введения музыкального фольклора, как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников»

При разработке системы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкальный фольклор я опиралась на действующие методики   с целью оптимизации нескольких методик и пособий в одну единую, взаимодополняющую систему развития музыкальных способностей: программа Хазовой М.В. «Горенка», раздел «Народная песня и её режиссура»; «народная хореография»; «Народные игры»; «Народные музыкальные инструменты»; «Календарные праздники», программа Борониной Е.Г. «Оберег».

Работа велась поэтапно. Это-подборка музыкального материала. Разработка перспективного плана занятий. Был разработан план работы хореографического кружка. И как итог, развития музыкальных способностей детей, является проведение фольклорного праздника, где проявляются музыкально- творческие способности в любом виде музыкальной деятельности, а также, это мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

При освоении русского песенного фольклора необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему моей работы я большое внимание уделяла развитию певческих навыков: правильного, естественного дыхания, протяжного, гибкого и подвижного звуковедения, отчётливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. Добивалась у дошкольников чёткой и ясной дикции, активной артикуляции. Произносить песенную фразу нараспев в два – три раза медленнее, следя за артикуляцией рта. Удобный материал для занятий с детьми – это народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Я с детьми исполняю их без сопровождения, они способствуют развитию слуха, формируют слух.

В процессе пения я использую такие приёмы:

«эхо» (тихо-громко), «цепочка» (поочередное пение), пение закрытым ртом «пение по секрету» (шепотом), «пение с солистом» ,«настройщик» (пение первого звука) ,пение без сопровождения, многократное повторение основного мотива, показ рукой движение мелодии.

Работу над песней веду в несколько условных этапов:

Первый этап работы - ознакомление, восприятие, где применяю наглядный и словесный методы. Беседуя, об эмоционально-образном содержании песни помогаю настроить детей на выразительное её исполнение, на правильное дыхание, звукообразование, дикцию. Если дети определили характер музыки как весёлый, радостный, темп музыки - быстрый, то и петь её надо быстро, весело, задорно, легко подвижным звуком. Для знакомства с народным исполнительством,   использую видеоматериал - выступления фольклорного ансамбля «Отрадушка», также использую аудиозаписи других народных ансамблей.

Вторым этапом в работе над песней, дети осваивают   выше перечисленные навыки практическим методом. Чтобы дети запомнили и воспроизводили мелодию, ритм песни, выразительные нюансы, упражнения даю, как распевание в игровой форме, в виде попевки, скороговорки, считалки, потешки, небылицы. При исполнении этих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации, вырабатывается чувство ритма. («Катюха-Матюха», «Федорок с вершок», «Считалка», «Я лесочком шел», «Егорка да Макар». «Шла кукушка» и др.)

Распевание является одной из важных частей работы по воспитанию певческих навыков. При работе над распеванием применяла упражнения, которые подбирала по уровню музыкального развития детей. Распевание способствовало развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона, укрепляло основные навыки голосообразования, дыхания. Эти упражнения были мною специально подобраны и направлены на конкретно поставленные цели: чистота унисона, диалектные особенности, ритмический рисунок, ладовое строение и т.д. Упражнения чаще давала в мажоре, секвенции строились по полутонам вверх и вниз на различные гласные слоги. Включала в распевание пение с закрытым ртом, что давало правильное ощущение протяжности звука, чтобы звук тянулся ровно, без толчков, чтобы дети пели без напряжения: «пой, как говоришь». Проговаривали слово, фразу, а затем повторяли их на заданной высоте.

Одним из важнейших принципов распевания я считаю комплексность, т.е. каждое упражнение должно отвечать задачам тренировке дыхания, звукообразования, дикции, ансамбля, строя. Многократное повторение упражнений утомительно для детей, я предлагаю пропеть то или иное слово, предложение с разной речевой интонацией: строго, вопросительно, удивлённо, ласково, шутя.

Дети заучивают с большим удовольствием новые и новые считалки, а значит, развивается и укрепляется память, при расчёте стараются говорить громко, ясно, выговаривают текст чётко, без запинок, с разными интонациями, а значит, развиваются чёткая дикция и эмоциональность.

Песни – упражнения, применяемые мною на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения слов в песнях.

Например, мелодия песни «Прибаутка» (русская народная мелодия) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков. «Солнышко – ведрышко» (русская народная попевка) - полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса. Песня «Дудочка» (русская народная попевка) – одно из упражнений, которое побуждает ребенка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса. Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизводить ритмический рисунок попевки, я показываю рукой чередование звуков (движением руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками) лучше всего начать, например, с упражнения, включающего потешку «Сорока – сорока, где была? Далеко! и др.

Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают такие народные попевки, как: «Не летай, соловей», «Барашеньки» и др.

Третьем этапом работы над песней является выразительное исполнение, некоторые песни становятся любимыми для детей. Дети их по своему желанию включают в игры, с удовольствием поют не только на занятиях, но и в группе, на прогулке, дома, на праздниках.

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, креативности в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности.

Приобщение детей к народному пению на занятиях я осуществляю через разные формы фольклорного пения: прибаутки, заклички, дразнилки, хороводы, народные игры с пением.

Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, устраивали импровизационные хороводы и пляски, выделяя прежде всего ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры я вносила почти в любую песню. Тогда пение сопровождалось разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходило разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.  

Восприятие музыки на моих занятиях направлено на освоение слухового опыта. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание. Поэтому при работе с детьми старшего дошкольного возраста я стараюсь отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального содержания. Слово становится лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное восприятие направляю на эмоциональное переживание детьми. Например, «Сею, вею, посеваю» (посевальная), «Как у Ванюшки» (свадебная), «Ехал дедушка Егор» (шуточная), «Баю-баю-баюшки» (колыбельная) и т.п., стараюсь начать рассказ о музыке не со слов, а с прослушивания самой музыки, чтобы дети лучше понимали фольклорное произведение, имели своё личное отношение, что способствует развитию способности определения ладового чувства. После исполнения снова обращаюсь к детям: «А теперь расскажите, какую музыку вы услышали?». (Дети отвечают.)

Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие приемы:

* сопоставление контрастных произведений одного жанра;

*сопоставление пьес с одинаковыми названиями;

* сопоставление контрастных произведений, передающих разные чувства и настроения;

* использование карточек «цвет-настроение»;

* сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись);

* сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового (хоровое, ансамбль).

Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьироваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, грамотном исполнении.

Формы фольклорных песен отличаются разнообразием ладо – гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами. Ребенок должен играть! Каждую потешку, прибаутку, игровые песни мы обыгрываем, инсценируем. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усиливает его способность в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации. Дети любят играть, так как в игре, прежде всего, каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. На материале детского фольклора учу детей разнообразным выразительным движениям. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, помогаю ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста.

Игра является фундаментальной основой в системе воспитания дошкольников. Она формирует черты личности ребёнка, влияет на его поведение, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, развивает умственные и творческие способности, является частью его деятельности.

Знакомя ребёнка с фольклорными играми, я даю представления о своём народе, его истории. Народные музыкальные игры образны, мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, эмоциональной отзывчивости, овладению навыков ритма, творческих проявлений, поэтому я использую их на занятиях фронтальных, индивидуальных, на праздниках, прогулках и т.п. Вызывала желание участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами. Например: «Баба Яга», «Водяной», «Дедушка Сысой». Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помогала им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома»).

В музыкальных играх я использую считалки, припевки, приговорки, прибаутки и др.   Еще больше отвечают задаче воспитания четкого ощущения ритма игры, сопровождаемые песенными припевами с хлопками в ладоши (крест – накрест, с разворотом, снизу – сверху и т.д. – т.е. меняются рисунки ударов) – их я использовала как ритмические упражнения. Например, игра «Горелки», «Ворон», «У медведя во бору».

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях я использовала такой педагогический материал, как игры с народным словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст. Который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев. Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног и т.д. С помощью игр с народным словом помогла детям овладеть выразительными движениями. Текст игры не заучивала с детьми специально. Он запоминался в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст игры специально использовала для развития у детей чувства ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизовать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко» (1 фраза).

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко: та -ти – ти,   та ти – ти, ти-ти ти-ти та- та. Также ритмично проговариваем текст и стучим в такт ложками, деревянными кубиками, бубен и т.п.

Воспитывала чувство ритма детей, обучая их стройно ходить в такт хороводной песне. Дети, держась за руки, идут по кругу приставным шагом, сильную долю такта связывали с приседанием, а слабую – с подъемом. Затем соединяли движение шагом с четвертными долями, а перебежку-восьмыми и т.п. В таких простых упражнениях, происходит постепенное объединение музыкального ритма с движением, что помогает достичь ритмической и темповой устойчивости. Например, «Теремок», «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозём».

Гармоническое соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируется в умение правильно говорить, точно воспроизводить движение танца и хоровода, проявлять творчество.

Обучение детей народно-танцевальным началам также опиралось на традиционную последовательность действий: 1. Развитие чувства ритма и его координация с элементарными движениями ребенка (совместно со взрослым посредстом пестушек, потешек, прибауток). Например, «Скок-поскок»; 2. Элементарное подтанцовывание в детских песенках, припевках. («Частушки», «Катерина»); 3. Обучение основам народной хореографии (танец, пляска, хоровод) через освоение ритма и характерной пластики. (Хоровод «Светит месяц», «Девица во саду гуляла»; 4. танцевально-игровое творчество.(«Выходка» и др.).

Народные пляски и танцы   имеют самые разнообразные названия, иногда по песне, под которую танцуются, мои воспитанники с большим удовольствием танцевали   "Камаринскую", "Сени", «Во саду ли в огороде», иногда по количеству танцоров "Парная", "Тройками", иногда название определяет рисунок танца "Плетень", "Воротца". Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства, также эти танцы развивают чувство ритма, ладовое чувство, творческие проявления.

Русским танцам уделяю особое внимание, они играют ведущую роль в репертуаре детей старшего дошкольного возраста.   Где дети ритмично и эмоционально выполняют "дроби", "вертушки", "припадания." Эти танцы сильно различаются между собой по настроению, по рисунку и по темпу. Я стараюсь использовать танцы различные по характеру, что влияет на развитие музыкальных способностей дошкольников.   Есть хороводные танцы "Катеринушка" , плясовые "Хороводная плясовая", "Красный сарафан", "Девичьи страдания», игровые танцы «Плетень» .

Драматическое начало фольклора ярко проявлялось в хороводах, где художественная идея реализовалось в единстве пения, игры, танца, подыгрывания на музыкальных инструментах, словесно-игрового диалога, игрового перевоплощения исполнителей. Постепенно расширялся круг образов: от подражательно-изобразительных (в игровых хороводах) к обобщенному образу-состоянию (в медленных хороводах), в основе которого - реализация традиционной этики поведения.

В своей работе я применяю различные виды хороводов: ходьба по кругу («по-солнцу», «против солнца»), «капустка», «стенка на стенку»,выворачивание круга, два круга и т.п.

Игра на народных инструментах – интересный и увлекательный вид деятельности детей. На моих занятиях наиболее простыми для инструментального исполнения народной музыки являются различные шумовые, ударные инструменты: ложки, бубны, трещотки, рубель, колокольчики, доска, коробочка и др., которые развивают ритмический слух ребенка. Особую звучность придает гребень (расческа) с приложенным к нему слоем бумаги — простейшее музыкальное приспособление, на котором с удовольствием играют дети. Также обучаю детей игре на свирели, ксилофоне, где развиваю звуковысотный слух детей.

При знакомстве с новыми народными инструментами использую наглядные пособия, видеозаписи звучания инструментов. Приглашаю гостей, чтобы визуально представить музыкальные инструменты и их звучание.

Предоставляю возможность самостоятельно выбрать инструмент воспитанникам и импровизировать на выбранном инструменте. Сочетание игры на музыкальных инструментах с песней, игрой, пляской проходит с подъёмом и даёт блестящие результаты в музыкальном развитии детей.

Свободная музыкальная деятельность детей. Музыкальные способности развиваются не только на занятиях. Ребенку необходима музыкальная среда, где дети могут более свободно общаться с музыкой. В каждой группе имеются музыкальные уголки, где время от времени появляются новые музыкальные игры, инструменты и игрушки, аудиокассеты с записями не только классической, детской, но и народной музыки, сказки. Народная музыка в группе также звучит и в качестве фона для другой деятельности (спокойных игр, рисования), при этом мы понимаем важность того, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга. В этом случае беседа не бывает развернутой. Воспитатели лишь иногда по ходу звучания музыки негромкими краткими замечаниями привлекают внимание детей к смене ее характера, настроений («Какая нежная , красивая мелодия!», «Какая задорная музыка!» и т.д.). подобные прослушивания могут быть довольно длительными (до 10-15 минут) в зависимости от внимания детей, располагающей обстановки. Так же в вечернее время дети играют в полюбившиеся народные игры. В групповых комнатах имеется достаточное количество русских народных костюмов, которые дети могут использовать в самостоятельной деятельности.       При такой свободной форме общения с музыкой, ребенок обогащается музыкальными впечатлениями, у них накапливается интонационный опыт. Воспитатель, играя с детьми, одновременно повышает и свой уровень музыкальной культуры.

Календарно-обрядовые праздники – это не только своеобразный итог моей проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала и развития музыкальных способностей, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. На фольклорных праздниках мои дети становились активными участниками ( происходило преображение робких детей в эмоциональных, инициативных), проявляли и свои творческие способности в любом виде деятельности по всему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Праздники и проводились 1 раз в квартал по теме: « Осенины» или «Капустинская вечерка», «Зимние святки» (Коляда), «Масленица», «Пасха».

Кружковая работа направлена на развитие музыкальности, где дети активно (двигательно) переживают музыку, чувствуют эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводят в танцевальных движениях. В работе предусмотрены различные виды деятельности: беседа, работа над выразительностью речи и движения, прослушивание музыки, разучивание основ народного танца. Разучивала   такие элементы, как притопы, топотушки, различные дроби, «ковырялочка», «козлик», шаг на припадание, переменный шаг, шаг с каблучка, шаг с притопом, шаг кадрили , кружение в парах с разным положением рук: «крендельком» под локоток, на талии или на плечах у партнера и др. Пропагандируя народное искусство, ребята кружка «Русские узоры» принимали участие в фестивале «Самотлорские роднички», в МОСШ №39.

Заключение

Народная музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях, развивает национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу. Она (народная музыка) может увести в мир грез, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Именно в этом вопросе ей огромную помощь может и должен оказать фольклор. Чтобы защитить ребёнка от многих вредных влияний стихийного музыкального потока, необходимо с раннего возраста заложить в нём прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества (тем более, что результаты проведённой работы показали высокий интерес к музыкальному фольклору). В этом случае он сможет интуитивно точно оценивать самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Вот почему в детском музыкальном воспитании и образовании музыкальному фольклору должна отводиться немаловажная роль.

В заключении, могу сказать,   что организованная система работы по развитию у детей музыкальных способностей, с введением музыкального фольклора, на музыкальных занятиях, календарно-обрядовых праздниках, кружковой работе и разнообразных форм организации музыкальной деятельности, способствует развитию у детей музыкальности, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности, эмоциональной сферы подтвердились

В данной работе я попыталась подчеркнуть всю важность развития музыкальных способностей, где материал музыкального фольклора способствовал развитию от простого к сложному, и являлся доступным, понятным, синкретичным.

Знания и умения позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

Результаты повторной диагностики после проведённой работы на фольклорном материале показали динамику роста знаний русской народной музыки, развитию умений и навыков (выразительное исполнение песен, вокальная и ритмическая импровизация).

В перспективе мне бы хотелось продолжить работу в данном направлении, расширить формы работы с детьми и родителями, возможно больше дать практических рекомендаций для родителей и воспитателей.

Литература

1. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий//Избран. труды:В 2т. – М..1985. – т.1. – С.16 –17.

2. А.Л.Готсдинер «Музыкальная психология» М., 1983.

3. Б.М.Теплов. «Психология музыкальных способностей» // Избранные труды: В2т. М.: Педагогика, 1985.

4. В.М.Мясищев, А.Л. Готсдинер «Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение» // «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества» Сб. ст. / Сост.и ред. А.Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. С. 14-29.

5.Г.И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников»

6. Теплов Б.М. Психология индивидуальных способностей//Избран. труды:В 2т. – М..1985. – т.1. – С.43.

7. Г.М.Цыпин «Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения.» М. Интерпракс, 1994.

8. Е.В.Зворыгина «Игра дошкольника» М., 1989г.

9. Е.Н.Тверитина, Л.С.Барсукова «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» М., 1986г.

10. З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.» М., 1991 г.

11.Г.М.Науменко «Фольклорный праздник в детском саду и в школе», М., 2000.

12.М.Т. Картавцева «Школа русского фольклора», М.,1994.

13. И.Л.Дзержинская «Музыкальное воспитание дошкольников» М., 1985.

14. Л.А.Венгер, В.С.Мухина «Психология» М., 1988г.

15.С.И.Мерзлякова !Фольклор –музыка – театр» М, 1999.

16. Л.Р.Болотина, С.П.Баранова, Л.Г.Семушина «Педагогика» М, 1987г.

17. М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль, 1997.

18. Н.А.Метлов «Музыка детям» М., 1985г.

19. Н.Н.Васильева, Н.В.Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников «Ярославль, 2001.

20. О.Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей».М.: Педагогика, Ярославль «академия развития» 2005 г.

21. О.П.Радынова, А.И.Катинене,М.Л.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» М., 1994г.

22. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. М.С.Лейтеса М., «Академия»,1996. 416 с.

23. С.и К.Железновы «Азбука - потешка» М., 2000г.

24.Л.Терентьев«Методика работы с детским фольклорным ансамблем,С.,2000.

25. Т.С.Бабаджан «Музыкальное воспитание младших дошкольников».

26.А.Н.Зимина «Народные игры с пением» М,2000.

27.А.Н.Зимина «Детский музыкальный фольклор» М,2000.

28.Л.Л.Куприянова «Русский фольклор» М., 2000.

29. Ю.А.Кившенко «Народно – сценический танец» Самара, 2001

30. Т.А.Куликовская «Скороговорки и чистоговорки» ,2000.

31. О.В.Рассохацкая «Музыкальный фольклор в Сибири»,Нижневартовск, 2007.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677