Дорогие друзья, мы рады представить вам Журавлеву Марину Владимировну, воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП «Детский сад «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Марина Владимировна любезно поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы организации игровой деятельности в детском саду. Данный материал интересен родителям и педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Марины Владимировны:
«Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Автор предлагает единый подход к организации самодеятельных игр детей».
Полезного чтения…
Проблемы организации игровой деятельности в детском саду
Посмотреть статью в полной версии с приложениями
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. ( Д.В. Менджерицкая)
О том, что игра необходима для полноценного развития до школьника, сказано и написано немало, это понимают все. Тем не менее игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько:
- У детей мало впечатлений, эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры.
- Игра-это отражение жизни взрослых людей: играя , ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.
- Взрослые перестали играть с детьми, а игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.
- Желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени у дошкольников на игру не остается.
Последнее особенно тревожит. И это притом, что в режиме дня детского сада в разных возрастных группах на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. «Социальный заказ», - разводят руками педагоги, но, по сути дела, это очередная отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру и грамотно ею руководить.
Проанализировав данную ситуацию в нашем дошкольном учреждении, рассмотрев различные подходы к руководству игрой дошкольников, мы сделали необходимые выводы:
- игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей;
- чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка, в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Педагог должен быть не диктатором, а играющим партнером;
- ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком», способами осуществления игры, увеличивающими свободу реализации его замыслов.
Только тогда дошкольное детство станет являться периодом наиболее стремительного развития ребенка.
В нашей статье мы предлагаем единый подход к организации самодеятельных игр детей.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий:
создание предметно-развивающей среды;
наличие определенного времени в режиме дня;
профессионализм педагогов.
Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.
В нашем ДОУ, мы постоянно работаем над развивающей средой, приближая ее максимально к «домашним» условиям, чтобы дети могли играть и фантазировать. Наряду с готовым оборудованием, в детском саду много игрового оборудования, изготовленного родителями и различные предметы заместители.
Педагогический коллектив нашего детского сада проанализировали режим дня в своем дошкольном учреждении, чтобы понять, насколько он отвечает современным гигиеническим требованиям. Педагоги поставили перед собой задачу убедиться в том, что дети в детском саду не испытывают лишних нагрузок при организации занятий, гуляют достаточное время, у них правильно организован двигательный режим. Также одной из приоритетных наших задач в этой аналитической работе было «найти» в организации жизни детей в дошкольном учреждении время для игровой деятельности. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении разработана циклограмма организации игровой деятельности в течение дня (пример, старшая группа детского сада- слайд).
Разработанная нами примерная циклограмма обогащения опыта детей и содержания сюжетно- ролевых игр, помогла планировать сюжетно-ролевые игры в развитии(Приложение № 1).
Для того чтобы втягивать детей в игру, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь от привлекающей малышей тематики, а не от конспекта. Взрослый должен понимать, что его проект – не закон, а лишь замысел одного из участников игры. От искусства педагога принять вовремя предложения детей в процессе игры, ввести новый персонаж (и новую роль), развернуть предложенное партнером-ребенком событие зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий. Поэтому мы предлагаем следующую схему моделирования сюжетно-ролевой игры (Приложение № 2,3,4,5).
Чтобы учить детей играть, воспитатель должен владеть игровой грамотой, культурой игры. В нашем дошкольном учреждении проводятся открытые показы игровой деятельности с детьми, смотры конкурсы игровых пособий, семинары- практикумы, а наши дети любят и умеют играть.
Используемая литература
- «Детский сад от А до Я» - научно-методический журнал №6-2003г.
- О.А.Скоролупова, Л.В.Логинова. Играем?.. Играем!!!- М. «Издательство Скрипторий 2003»,2006г.
- Абрамова Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре- ж. «Д.в.» №3-2006г.
- ж. «Д.в.»№5-2005г.,с.27.