Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Педагогические условия развития способностей и одаренности дошкольников
13 минут 3996 1302

Педагогические условия развития способностей и одаренности дошкольников

Rimer fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Ример Галину Владимировну, воспитателя, педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории МКОУ ДОД Чулымского района Дом детского творчества г. Чулым Новосибирской области.Сегодня Галина Владимировна в своей статье познакомит вас с педагогическими условиями развития способностей и одаренности дошкольников. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Галины Владимировны:

«Талантливые люди всегда нужны государству. Поэтому нам, педагогам, необходимо создать условия для выявления и развития одаренности у воспитанников».

Познавательного чтения…


Педагогические условия развития способностей и одаренности дошкольников.

Посмотреть презентацию к статье

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одаренных детей.

Актуальность данной темы очевидна: способные, талантливые люди всегда нужны государству. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимание государства к созданию системы выявления и поддержки одаренных детей. И самая важная ступень этой системы – дошкольное образование.

Известно, что дошкольная пора – старт к развитию личности. При рождении каждый из нас получает одинаковые стартовые возможности на одаренность. Но есть один фактор, который влияет – это генотип. Генотип – совокупность всех наследственных свойств особи.

Рассмотрим некоторые возможности современной дошкольной педагогики в вопросах выявления и развития одаренных детей. «Одаренность – это мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться в жизни» (В.А. Моляко). В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П.Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С.Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер). Начнем с того, что гуманистическая педагогика выдвигает идею одаренности всех детей. То, что каждый ребенок обладает огромным потенциалом способностей и возможностей, которые не раскрываются и не развиваются в полной мере, это тоже известно. Тогда в чем же проблема? Если мы ее осознаем, почему не получаем результаты? Ответ на этот вопрос тоже очевиден: легко сказать, но нелегко сделать, особенно при нынешнем положении дел в дошкольном образовании. Безусловно, проблема не только в практике, но и в науке: педагогика не может с полной уверенностью дать «рецепты по выращиванию гениев». Но будем оптимистичны!

Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно-развивающей среды, накопления опыта художественно-творческой деятельности в различных ее видах.

Второе условие – это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником!

И третье условие: воспитывать талантливых детей могут только талантливые педагоги совместно с родителями.

 В дошкольном возрасте одаренным ребенком, считается ребенок, обладающий творческими способностями и живым умом. Способность – это индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяют предрасположенность человека к этой деятельности. Поэтому мы, педагоги школы раннего развития, стараемся организовать творческую деятельность ребенка. Ведь творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности ребенка. Творческий процесс – особая форма перехода от известного к неизвестному и новому. Уже сам процесс обучения в школе раннего развития на занятиях повышает общий уровень развития и формирует творческую способность детей. Именно индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности помогают в полной мере решить проблемы развития творческой личности. Поэтому на одном занятии используем несколько видов деятельности, создаем атмосферу, благоприятно влияющую на появление у детей новых идей и мнений. Дети сами объединяются по группам, для выполнения того или иного задания. Именно в такой ситуации можно понять и раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, обогатить его воображение, развить творческую способность. Стараемся у детей развивать чувства психологической защищенности. Помним, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы – самое «верное» средство подавить их творческие способности. Поэтому к мнению детей относимся с уважением, поощряем попытки детей браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию, настойчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

Для воздействия на ребенка часто обращаемся к художественному слову, музыке. По окончанию занятия даем возможность выразить свои эмоции, чувства в рисунке, лепке по желанию самого ребенка (у каждого ребенка оформлена творческая тетрадь, в которой они могут выполнять различные задания как самостоятельно, так и вместе с родителями и педагогами).

Особенно поощряем рисование детей по представлению (т.е. воображению) по памяти и по замыслу. Рисование по представлению проводим после предварительного наблюдения. Причем лишь немногие впечатления дети переносят в рисунок в таком виде, в каком их удержала память. В большинстве случаев образы являются плодом воображения, связаны с впечатлением и переживанием ребенка. Стараемся поощрять такие работы, т.к. в них закладываются предпосылки творчества. Именно такие работы способствуют инициативе, самостоятельности, учат детей задумывать сюжет. Практикуем занятия, на которых ставим конкретные творческие задачи, например: «Кем я буду, когда вырасту?», «Какой папа или мама на работе?» и т.д. Такая постановка вопроса позволяет поддерживать интерес ребенка, способствует развитию творческого воображения.

Обязательно привлекаем детей к анализу выполненных работ. Стараемся нацеливать детей не на сравнение, а на поиск наиболее понравившегося описания. Почему нравится это или то?

 Для развития творческой способности детей используем дидактические и развивающие игры, цель которых, сформировать у детей способность самостоятельно анализировать объекты, выделять в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единой целое, объединять предметы по группам и по свойствам и т.д.

Организуя работу по развитию креативности детей, мы понимаем, что нам необходимо полное взаимопонимание с родителями. Ведь именно в семье у ребенка зарождаются и начинают складываться различные интересы и способности. Поэтому отсутствие единства и согласованности в действиях педагогов и родителей является серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности. Практикуем совместные выставки работ родителей и детей. Стараемся подчеркнуть необходимость единства воспитательных воздействий на ребенка в школе раннего развития и дома, обращаем внимание на наиболее благоприятные условия творческого развития малыша в семье. Прежде всего, это уважительное отношение к интересам ребенка, как бы просты и наивны они не были. Тактично обращаем внимание родителей на то, что нельзя безразлично относиться к любому проявлению творчества детей; критиковать детские рисунки, поделки, танцы, пение и т.д.; навязывать ребенку свое видение мира и понимание искусства; выбрасывать детские работы, особенно в присутствии малыша.

 Результатом такой плодотворной совместной работы педагогов, родителей и детей стали победы на Всероссийских конкурсах (за последние пять лет):

  •  Диплом за участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Елочка», февраль 2009 г.
  • Грамота за 1 место во Всероссийском конкурсе «Пластилиновый мир» в номинации «Пластилиновые картинки», (Корольков Александр), апрель 2009 г.
  • Дипломы победителей во Всероссийском конкурсе «Смастери подарок своими руками», (Суховаров Максим, Андриенко Виктория, Авдошкин Иван, Кутовенко Сергей), апрель 2010 г.
  • Грамота за участие во Всероссийском конкурсе «Осенняя мозаика» в номинации «Букет» и «Поделка» (Можаева Арина, Никитина Дарья, Никитина Екатерина), октябрь 2010 г.
  • Грамота победителя во Всероссийском конкурсе «Космические путешествия» в номинации «Поделка» (Барсукова Екатерина), апрель 2011 г.
  • Диплом лауреата Всероссийского пластилинового конкурса «Уши, ноги и хвосты - а теперь попробуй ты!», коллектив обучающихся школы раннего развития дети 6-7 лет, 2012 г.
  • Диплом лауреата Всероссийского пластилинового конкурса «Уши, ноги и хвосты - а теперь попробуй ты!», (Барсукова Екатерина), 2012 г.
  • Диплом лауреата II степени Всероссийского пластилинового конкурса «Уши, ноги и хвосты - а теперь попробуй ты!» конкурсного тура «Ребятам о зверятах», коллектив обучающихся школы раннего развития, 2013 г.
  • Сертификат участника Второго международного детского творческого конкурса «Сказки красивого сердца», (Касьянова Анастасия, Чернов Денис, Гурин Никита), 2013 г.
  •  Диплом лауреата Регионального конкурса МЧС «Жизнь прекрасна, когда она безопасна», коллектив обучающихся школы раннего развития, 2013 г.
  •  Диплом I степени Всероссийского турнира «Пони», этап «Знайка», (Медведева Кира), 2013 г.

«Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога» (В.А. Сухомлинский).

Не забываем и то, что личность педагога является ведущим фактором развития творческих способностей детей. Именно мы с вами создаем атмосферу, которая может вдохновить ребенка или разрушить его уверенность в себе, поощрить или подавить интересы, развить или игнорировать способности. Поэтому для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога и дошкольника. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

В связи с этим педагоги школы раннего развития выделяют следующие качества, которые должны быть присущи им в работе с детьми:

- чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;

- настойчивость и целеустремленность;

- творческое начало, профессиональная и эмоциональная зрелость;

- эмоциональная стабильность;

- широкий круг интересов и умений;

- быть самому талантливым;

- чувство юмора.

Особая миссия возложена на нас педагогов. Наша задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Ведь педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность. Поэтому необходимо всегда помнить: «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (В.А. Сухомлинский).

В рекомендациях 1248-ой Парламентской ассамблее Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, содержится ряд положений. В одном из них говорится о том, что «особо одаренные дети должны пользоваться приспособленными к их нуждам условиями образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества. Ни одна страна не может позволить себе транжирить таланты, а не выявлять своевременно интеллектуальные или иные потенциалы – означает транжирить человеческие ресурсы».

Список литературы:

1.    Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998. - 251с.
2.    Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
3.    Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
4.    Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии. № 5, 1994.
5.    Морозова И. С., Григорьева О.Ф. Одаренность: из детства в отрочество Учебное пособие.  Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 160 с.
6.    Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. Под ред. А.М. Матюшкина. - М.; Воронеж, 2004.
7.    Одаренный ребенок. Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997
8.    Попова, Л.В. Одаренные девочки и мальчики. Начальная школа: плюс - минус.  2000,  №3,  С. 58-65
9.    Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996, С. 416 .
10.  Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, С. 232.
11.  Савенков, А.И. Психология детской одаренности. А. И. Савенков. - М., 2010.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608