Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Исследование словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня в сравнении с нормой речевого развития
14 минут 5241 1264

Исследование словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня в сравнении с нормой речевого развития

Chepurnaya fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Чепурную Валентину Александровну, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 28» г. Норильска Красноярского края. Сегодня Валентина Александровна предлагает вашему вниманию исследовательскую работу «Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня». Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Валентины Александровны:

«Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.Словообразование – важная часть работы над формированием грамматического строя речи, которое имеет огромное влияние на общее развитие ребенка. Низкая степень сформированности словообразования является неотъемлемым компонентом в структуре такого системного нарушения, как общее недоразвитие речи».

Интересного чтения…


Исследование словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня в сравнении с нормой речевого развития

Здравствуйте уважаемые коллеги и все кому интересна логопедия! Позвольте представить Вашему вниманию исследовательскую работу «Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня».

Словообразование – важная часть работы над формированием грамматического строя речи, которое имеет огромное влияние на общее развитие ребенка.

Низкая степень сформированности словообразования является неотъемлемым компонентом в структуре такого системного нарушения, как общее недоразвитие речи.

В работах многих авторов, таких как Надежда Сергеевна Жукова, Александр Николаевич Корнев, Раиса Ивановна Лалаева, Роза Евгеньевна Левина, Татьяна Володоровна Туманова, и др., посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные, о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей.

Таким образом, недостаточная разработанность этой проблемы и ее значимость для школьной адаптации, успешности обучения детей с общим недоразвитием речи формам словообразования определяют данное исследование как актуальное.

Исходя из обозначенной темы, мы определили цель исследования: выявления уровня сформированности навыков словообразования глаголов у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи, в сравнении со сверстниками без речевой патологии.                                                                                                          

  1. провести анализ литературы по проблеме исследования;
  2. изучить и подобрать диагностические методики по данной теме;
  3. провести констатирующий эксперимент, и сравнительный анализ полученных экспериментальных данных;

Объектом исследования является – словообразование глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.

Предмет исследования – особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Гипотеза: можно предположить, что у детей с ОНР могут наблюдаться особенности словообразования глаголов, учет которых позволит осуществлять более дифференцированный подход в процессе коррекции речи этих детей.

На основе вышеизложенного мы предприняли попытку провести исследование и проанализировать особенности словообразования глаголов у детей с ОНР 3 уровня по сравнению с детьми без речевой патологии, в импрессивной и экспрессивной речи. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных учреждений № 28 и №90 г. Норильска.

Всего было обследовано 32 ребенка, в возрасте 5-6.5 лет, ЭГ - 16 дошкольников с общим недоразвитием речи (из них 8 детей с ОНР 3 уровня не осложненного генеза у 2-х имеется выраженная неврологическая симптоматика и 6 дошкольников с ОНР 3 уровня, осложненным стертой формой дизартрии), плюс КГ - 16 детей без речевых нарушений.

В процессе работы нами были рассмотрены различные методики. Наиболее интересными, мы посчитали методические разработки, предложенные Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л. Н. Ефименковой, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

На основании анализа выше перечисленных работ мы подобрали наиболее подходящую методику исследования, за ее основу были взяты методические разработки Раисы Ивановны Лалаевой и Наринэ Витальевны Серебряковой, и адаптированы к задачам нашего исследования.

Подобранная нами методика состояла из семи заданий и была направлена на исследование префиксального способа словообразования (с противоположным значением, со значением приближения, удаления, пересечения), понимания и употребления возвратных глаголов, словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида, образование глаголов от имен существительных, прилагательных.

1 положение выносимое на защиту:     у детей с общим недоразвитием речи имеются особенности словообразования глаголов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

В ходе проведенного исследования были выявлены определенные особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР. К существенным недостаткам можно отнести множественные лексические замены, связанные с неумением различать приставочные глаголы, ошибки в самостоятельном образовании слов приставочным, суффиксальным и другими способами. Словарный запас этих детей можно описать как недостаточный, неполный, ограниченный обиходно-бытовой тематикой.

Подбор слов оказывается крайне бедным, стереотипным: дети испытывают трудности в подборе слов без опоры на изображение, в некоторых случаях отказываются отвечать, а в некоторых к данному слову подбираются 2-3слова, отличающиеся только окончаниями. Словообразование часто происходит по аналогии, используют готовые стереотипные высказывания, например: старый – плохо ходит, либо старый как дед; зима - играть в снежки, лепить снеговика, либо тепло одеваться. Редко используются для образования слова суффиксы и приставки, допуская при этом ошибки такие как: замена приставок менее частотных, более частотными; трудности в подборе приставок противоположного значения, а также существенные трудности вызывает подбор аффиксов указывающих на удаление или приближение к чему либо. Иногда подбираются слова, близкие в звуковом отношении, но разные по смыслу.

2 положение выносимое на защиту: уровень сформированности словообразования     глаголов   у   детей с ОНР 3 уровня ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Посредством методики мы выявили уровень состояния словообразования глаголов в импрессивной речи, у детей с ОНР 3 уровня (дети ЭГ) и с нормой речевого развития (дети КГ).

Результат выявил, что дети контрольной группы показали достаточно хороший уровень словообразования глаголов, основная часть детей, а это 70% имели высокий уровень, и 30% детей получили уровень выше среднего, что нельзя сказать о детях экспериментальной группы. Здесь основной процент детей 36 и 38% имели средний и выше среднего уровня соответственно. 4% детей уровень ниже среднего, и высокий уровень 22% детей, а это в 3 раза меньше чем у детей контрольной группы.

Произведя анализ данных можно сделать вывод: дошкольники с ОНР находятся на более низком уровне словообразования в импрессивной речи, чем дошкольники без речевой патологии.

Что касается экспрессивной речи. Исходя из полученных результатов, можно выявить, что развитие словообразования глаголов у дошкольников с ОНР сформировано недостаточно, по сравнению с возможностями словообразования глаголов у детей с нормальным речевым развитием.

Высокий уровень состояния словообразования глаголов отмечен у 4 (25%) детей с нормальным развитием речи. Уровень выше среднего у 6 (40%) детей. В то время как в экспериментальной группе на уровень выше среднего вышли только 2 (9%) детей. Эта группа дошкольников отличалась высокой скоростью выполнения предложенных заданий, внимательностью, хорошей работоспособностью.

Средний уровень состояния словообразования глаголов характерен лишь для 4 (24%) детей контрольной группы и для 7 (42%) детей экспериментальной группы. Все предложенные задания дошкольники выполняли правильно, либо с незначительным количеством ошибок, но в замедленном темпе, неуверенно. Иногда приходилось им повторять инструкцию. Ошибки этой группы детей отличались вариативностью, нестойкостью.

Уровень ниже среднего в контрольной группе зафиксирован у 2 (11%) детей, и у 5 (39%) детей экспериментальной группы. У дошкольников отмечалась низкая работоспособность, недостаточная концентрация внимания при выполнении заданий, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Низкий уровень был зафиксирован лишь в экспериментальной группе 2 (10% испытуемых). Практически каждое задание вызывало трудности, дети не могли удержать в памяти инструкцию задания, часто переспрашивали. Ошибки имели стойкий характер, при анализе данных, мы также могли убедиться в том, что дошкольники с ОНР показали неумение и невозможность образовывать новые слова. Это проявлялось в недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных глаголов, а также в несоблюдении формальных условий при образовании нового слова.

Кроме того, выяснили, что возможность словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи в импрессивной речи на мыслительном уровне развито лучше, чем в экспрессивной речи - в моторной реализации, что наглядно продемонстрировано на следующем слайде.

Если в импрессивной речи на высоком уровне было 22% детей, а это 4 ребенка из 16, то в экспрессивной речи этого уровня не достиг не один ребенок. И обратную картину мы можем наблюдать с низким уровнем развития, если в импрессивной речи это 0%, то в экспрессивной речи на этом уровне оказалось десять процентов от общей массы группы.

Это позволяет сделать вывод о существенном снижении возможностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними.

Как было видно на предыдущих слайдах, результаты констатирующего эксперимента показали недостаточную сформированность процессов словообразования глаголов у детей с ОНР. В связи с этим мы условно разделили обследованных детей на три группы по уровню сформированности словообразования глаголов (и предложили каждой из выделенных групп свои рекомендации).

 Первая группа – высокий уровень (сумма баллов составила от 36 до 48) – правильное и самостоятельное выполнение заданий, а также незначительная помощь экспериментатора. В эту группу вошли один ребенок экспериментальной группы и одиннадцать детей контрольной группы.

 Вторая группа – средний уровень (сумма баллов от 24 до 35) – правильное выполнение задания, при условии повтора инструкции и помощи экспериментатора плюс незначительное количество ошибок. В эту группу вошли шестеро детей экспериментальной группы и пятеро детей из контрольной группы.

Третья группа – низкий уровень (сумма баллов от 12 до 23) – дети допускали систематические ошибки, как в продуктивных, так и непродуктивных словообразовательных моделях, часто отказывались от ответа, им требовалась помощь экспериментатора, повтор инструкции, хотя это и не всегда было эффективно. В эту группу вошли девять детей из экспериментальной группы, среди детей контрольной группы такого уровня сформированности словообразования глаголов не показал ни один ребенок.

В результате были определены следующие направления логопедической работы по формированию и развитию словообразования глаголов у дошкольников с ОНР:

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.);

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, подходящих аффиксов, перевода их из пассивного словаря в активный, в процессе специально подобранных упражнений, которые представлены к вашему вниманию в приложении дипломного исследования.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод:

- овладение глагольным словообразованием дошкольниками с общим недоразвитием речи находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников;

- для выполнения многих заданий детям с ОНР требовалось гораздо больше времени, чем детям контрольной группы;

- дети не могли назвать целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имели их в пассивном словаре;

- случаи успешного образования слов детьми с ОНР возможны лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных словообразовательных моделей и соответствующих им аффиксов;

- в отличие от детей с нормальным речевым развитием, у дошкольников с ОНР любое усложнение условий словообразования вызывает увеличение категорических отказов от проведения эксперимента;

- больше всего трудностей у детей с ОНР 3 уровня возникает в заданиях, направленных на исследование состояния словообразования глаголов в экспрессивной речи;

- наиболее характерными ошибками для детей с ОНР 3 уровня являются следующие: лексические замены, замены семантически близких аффиксов, словообразование по аналогии, аграмматизмы, связанные с игнорированием чередования согласных в корне;

- в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, у которых с возрастом прослеживается положительная динамика в совершенствовании словообразовательных навыков, у дошкольников с ОНР (без специального обучения) наблюдаются стабильно низкие словообразовательные возможности.

Итак в ходе проведенного исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью исследования.

Полученные данные подтверждают гипотезу исследования. Спасибо за внимание!

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608