Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Значимость детско-родительских отношений для семейной социализации
11 минут 3532 1009

Значимость детско-родительских отношений для семейной социализации

Paskina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Паскину Александру Михайловну, педагога-психолога МБДОУ ДСКВ № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Александра Михайловна любезно поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы детско-родительских отношений. Статья будет интересна педагогам ДОУ, психологам образования, социальным педагогам.

Краткий комментарий к статье от Александры Михайловны:

«Семья - древнейшая структура на Земле, она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе. Семейный круг - здесь, как нигде больше, можно вырастить зрелых людей. Испокон веков су¬ществовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо».

Полезного чтения…


Значимость детско-родительских отношений для семейной социализации.

«Надо сделать так, чтобы детский сад

не подменял родителей, не отторгал

их от детей, а соединял их друг с другом,

давал возможность для их богатого и

тонкого общения и взаимодействия»

                            Никитина Л.А.

Семья - древнейшая структура на Земле, она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе. Семейный круг - здесь, как нигде больше, можно вырастить зрелых людей. Испокон веков су­ществовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходи­мо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было бы очень трудно прокормиться. В семье рождались и воспитывались дети. Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Все рабочие моменты были по срав­нению с этими малозначительны, о них можно было и не задумываться, поскольку они были четко разработаны и закреплены традицией. Что же произошло со всеми этими функциями теперь? Хозяйственная функ­ция семьи резко сошла на нет. Общество стало значительно богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один.

Да, семья переживает кризис. Для огромного числа детей и взрослых семья уж никак не тихая гавань. В семьях происходит ломка устоявшихся традиций в отношениях между супругами. Отношения меж­ду мужем и женой становятся запутанными, излишне усложненными и часто носят характер взаимной конфронтации.

Острота болезненных переживаний мужчин и женщин, связанная с ломкой семейных традиций, усиливается еще и тем, что семейные драмы разыгрываются на фоне общего социального кризиса в современ­ной России. В связи с этим типичные кризисные периоды, которые проживает каждая семья, а также присутствующие в каждом браке объективные трудности совместной жизни супругов становятся действи­тельно разрушающими, обрекающими практически каждую третью семью на жизнь в хроническом предразводном состоянии. Появляющиеся в по­следние годы семьи состоятельных граждан, к сожалению, не улучшают общей картины, поскольку в их семьях появляются другие, не менее острые проблемы. История многих российских семей в последние годы почти одинакова, как будто в культуре произошло тиражирование од­ной и той же жизненной ситуации. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - эта фраза из романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого превратилась в одну из самых извест­ных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможность заключения о том, похожи или не­похожи семьи друг на друга, счастливы или несчастливы члены семей­ства. Между тем субъективно сама семья не может себя считать похожей на какие-либо другие семьи и переживает свою исключительность и неповторимость как само собой разумеющийся факт.

Сегодня проблема семейной социализации актуализировалась. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети, развивается умение ценить и уважать труд людей, приобретается опыт заботы о родителях, родных и близких, учатся разумному потреблению различных материальных благ.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

При нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально-психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его “я”. Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Самой эффективной профилактикой искаженного формирования детско-родительских отношений в условиях семьи является родительское воспитание, а это ежедневная и кропотливая работа.

По всей видимости, начинать профилактические работы нужно с воспитания. Именно оно является основным профилактическим средством. Причём воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста, и в первую очередь родителями.

Есть несколько принципов воспитания:

У родителей должны быть дружеские отношения со своим чадом. С самого раннего возраста они должны смотреть на своего ребёнка, как на самостоятельную личность. Должны знать, что он умеет чувствовать так же как взрослый. Он должен постоянно чувствовать себя членом семейного коллектива. Для этого с ним нужно говорить о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства. Причём в этом маленьком коллективе на него должны возлагаться какие-нибудь обязанность. Но также нельзя забывать про его личные взгляды и планы.

Родители не имеют право обращаться с ребёнком не честно. Должно быть честное отношение к ребёнку. Это основывается на личном примере. Родители постоянно должны доказывать своим поседением, что умеют держать слово. Они на деле должны доказывать, что он от них всегда получит правдивый ответ.

Справедливое отношение к ребёнку. Его нужно учить во всём достигать наилучших результатов и хвалить за достигнутые результаты.

Таким образом, семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная интимная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания трудно исправимы. Однако, негативные последствия неправильного воспитания, в том числе и формирование навыков агрессивного поведения, корыстных установок, могут быть предотвращены своевременным вмешательством специалистов, в частности, психолога, социального работника.

Созданные сегодня психологические службы семьи проводят диагностику, психокоррекционную работу с теми, кто желал бы иметь полноценные детско-родительские отношения, но не владеет нужным опытом, не знает, как это сделать и сам ищет помощи у специалистов.

Курсы общения для родителей (их еще называют «группами» или «тренингами») стали в последнее время приобретать все большую популярность. Поэтому остается актуальным необходимость в совмещении всех видов работ педагогов, психологов, социальных работников в целостную программу повышения психологической содержательности детско-родительских отношений (начиная с психодиагностики, консультирования детского развития и семейных отношений, повышение квалификации и прочее).

Таким образом, семья утрачивает некоторые ценности и меняет приоритет в их реализации, испытывает ослабление общественного контроля за поведением людей, что связано с ростом урбанизации, падением авторитета ее главы - мужчины, с ростом экономической и юридической самостоятельности женщин. Без укрепления нравственно-психологической основы семьи будет продолжаться падение ее стабильности со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Сохранение семьи как воспитательного института особенно значимо сейчас, когда идет коренная ломка традиционной структуры воспитания. Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально значимые функции личности, но и свойственные ей оценочные критерии, эмоциональная инфраструктура, первооснова личностных функций индивида.

 Литература

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов. - М. Социология, 1998.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1983.
  3. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические проблемы) – СПб, Гардарика, 1999.
  4. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург, Издательство ОПУГ, 1999.
  5. Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания. Краткий курс лекций. - Киев, МАУП, 1999.
  6. Лукашевич Н.П. и др. Социология образования. Конспект лекций. - Киев, МАУП, 2003.
  7. Тараданов А.А. Семейный круг: результаты социологических исследований проблем семьи в Уральском регионе. - Челябинск, 2000.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2883 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6812 677