Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Методическая разработка занятия для педагогов дополнительного образования «Образ Мирового Древа в народной росписи»
16 минут 5607 1074

Методическая разработка занятия для педагогов дополнительного образования «Образ Мирового Древа в народной росписи»

Perminova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Перминовой Светланой Викторовной, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Мантурово Костромской области. Сегодня Светлана Викторовна с удовольствием предлагает вашему вниманию Методическую разработку занятия для педагогов дополнительного образования «Образ Мирового Древа в народной росписи».

Краткий комментарий к статье от Светланы Викторовны:

«Мировое Древо- интегрированный образ пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений. Главной задачей при изучении архетипичного образа - Мирового Древа - является обогатить опыт детей на основе приобщения к историческому и художественному опыту мифотворчества и искусства, а затем на основе этого - предоставить возможность самостоятельно трансформировать схему архетипа в индивидуальный образ. Психоаналитик К. Г. Юнг писал « Тот, кто говорит архетипами, глаголет, как бы тысячей голосов…он подымает изображаемое им из мира едино кратного и преходящего в сферу вечного: потом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы»

Познавательного чтения…


Методическая разработка занятия для педагогов дополнительного образования «Образ Мирового Древа в народной росписи»

Посмотреть статью с фотографиями

Цели: познакомиться с образом Мирового Древа в народной росписи и научиться создавать композиции с применением образа Мирового Древа

Задачи: Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, причиной и историей возникновения, развитием и ролью в культуре русского народа. На примере предметов прикладного искусства знакомить детей с возникновением, развитием и значением Мирового Древа в русской культуре. Учить детей понимать смысл образа Мирового Древа», «читать» и воспроизводить его. Показать и раскрыть образ Древа Жизни, в искусстве русского народа. Вызвать устойчивый интерес и желание рассматривать предметы прикладного характера, желание научиться воспроизводить их в узоре, оформлении, а также создавать свои композиции с применением образа Мирового Древа, развивая художественно-творческие способности.

Оборудование занятия:

Для педагога: изображения Мирового древа   в русских народных росписях, репродукции картин с изображением Мирового древа

Для учащихся - разделочная доска, наждачная мелкая бумага, карандаши простые, краски гуашевые или акриловые, кисти №1,№2, лак ПФ- 283 или акриловый.

План занятия

Организационный момент

-приветствие

-проверка готовности учащихся к занятию

  • Теоретическая часть:

Педагог:Ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с представлениями древних славян о мироздании, выясним, какое символическое значение имело Древо жизни, как оно изображалось в народном искусстве. Затем выполним практическую работу и обсудим ее при подведении итогов урока.
С давних времен дерево является одним из самых распространенных образов в народном искусстве. Образ Мирового древа встречается в фольклоре практически любого народа. Именно Великое древо в древности было той точкой координат, от которой вели люди отсчет времени и пространства. Мировое древо народном сознании - это центр Вселенной, мировая ось и символ мироздания в целом. Корни Мирового древа (у которых, как правило, течет священный источник) спускаются к преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство. Крона Древа достигает небес и покрывает весь мир. Таким образом, Древо соединяет время и пространство, мир богов и людей, является единой осью мироздания

Мировое Древо олицетворяет не только пространственную, но и временную организацию Вселенной. Его корни и ветви выходят далеко за пределы жизни и смерти. С корнями (подземный мир) связывается прошлое и жизнь предков. Ствол и ветви — реальный наземный мир, настоящее время, нынешнее поколение. Вершина Древа — огонь, звезды, солнце — обиталище богов, будущее, а также неограниченное, непознанное время и пространство, населенное мифическими существами. Образ Мирового древа включает в себя мифопоэтическое объяснение связей человека с мировым порядком, места людей во Вселенной. Это один из важнейших образов мироздания. Его часто использовали наши предки в декоративно-прикладном искусстве. Но эта традиция продолжает жить и в наше время в произведениях современных авторов. «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника…» (говорится в Евангелие от Луки). Образ Мирового Древа – Древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира. В русском народном искусстве мы можем увидеть его: в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях, на вышитых полотенцах или других предметах быта, в технике золотого шитья, кружевоплетения и т. д. Деревья изображались в русском народном искусстве: на вышитых полотенцах, на рубахах, передниках, кокошниках; расцветали чудесными цветами на расписных сундуках, поставцах и прялках; на буквицах (буква «Ж» («живете») изображена в виде дерева на стенах Дмитриевского собора в г. Владимире). В древности для человека не существовало неодушевленных предметов, и в образе Древа была найдена наиболее наглядная параллель с жизнью самого человека.

Образ Мирового древа встречается в мифах многих народов мира. Так, в древнескандинавских мифах говорится о великом ясене Иггдрасиле, который растет в центре мира.

Китайское Древо жизни Киен-Мутоже растет в центре мира. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, возвышающихся до семи небес, населенных богами. Древо жизни в древнем Китае - это одновременно и лестница, ведущая в бесконечные дали, по которой поднимаются и спускаются не только Солнце и Луна, но и короли и владыки, мудрецы и герои, то есть те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.

В славянской мифологии и фольклоре также известен образ Дерева, являющего собой средоточие мироздания. Он встречается в заговорах, колядках, загадках. В заговорах Мировое древо помещается в центре мира, на острове посреди океана

Образ Мирового древа может заменяться образом столпа, «бруса» - матицы (в русской избе центральная верхняя поперечная балка)(загадка о дороге - «лежит брус во всю Русь»), горы (как в поговорке «Мир — золотая гора»), престола - золотого стула, алтаря и так далее. Аналогами Мирового древа могут выступать чудесные бобы и виноградная лоза, стебли которых достигают неба.

Мировое древо — Древо жизни

Одна из ипостасей Мирового древа—Древо жизни—отражает представления о библейском Древе, посаженном Богом среди рая. Вкушение его плодов давало бессмертие, тогда как вкушение от другого райского Древа—Древа познания добра и зла—сделало человека смертным: оно привело к изгнанию Адама из рая и недоступности для людей Древа жизни.

Возле Дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены» медвяны яства» (мёд - пища бессмертия во многих традициях). В великорусском фольклоре образ Древа непосредственно связан со свадебным обрядом: жених должен ставить коней не у» несчастливого дерева» калины, а у счастливого явора, где пчелы приносят мёд, стекающий к корням, у корней обитают бобры, в кроне—сокол.

В русских свадебных песнях распространены также образы райского сада, яблони-невесты, яблок, винограда и других плодов—метафор невесты и жениха.

Еще одно воплощение Древа жизни—образ чудесной яблони и молодильных яблок сказочного фольклора. Интересно, что этот мотив известен не только славянской, но и древнегреческой и древнескандинавской дохристианской традиции. Он имеет индоевропейские истоки и поэтому не может быть напрямую связан с библейским образом Древа жизни.

Поверья, связанные с Древом

В древних славянских верованиях дуб как воплощение Мирового древа связан с культом громовержца Перуна. Дубы, вязы и другие крупные деревья считались заповедными. Запрещалось рубить их и вообще наносить дереву какой-либо ущерб: нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья согласно поверьям оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» окрестностей—сёл, домов, колодцев, озёр, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий.

В основе многих поверий и обрядов лежат представления о тесной связи между человеком и Деревом, о соотнесенности их судеб и жизненных этапов. Отсюда запрет рубить определенные породы деревьев, поскольку дерево, как и человек, должно умереть само: «Топором рябину нельзя сечь - пока не засохнет сама своею смертью». Дерево (как и растение вообще) соотносится с человеком по внешним признакам: ствол соответствует туловищу, ветки - рукам или «детям», сок—крови. Есть «мужские «и «женские» деревья («берёза»- «березун», «дубица» - «дуб», у «берёзы» ветки распускаются в сторону, у «березуна» - вверх). При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти также, как развивается дерево; соответственно высохшие или вывороченные с корнем деревья предвещают человеку смерть. Вместе с тем в некоторых поверьях рост дерева истощает силы человека и приводит к его гибели. У восточных славян не разрешалось сажать у домов крупные деревья (дуб, каштан, ель): считалось, что если дерево перерастёт посадившего его человека, то он умрёт, а если перерастёт дом, то умрёт хозяин или погибнет вся семья. У южных славян запрещалось сажать орешник; верили, что, как только его ствол сравняется по толщине с шеей человека, его посадившего, или орех даст первые плоды, человек умрёт.

Образ Мирового древа в народном искусстве

Изображения Мирового древа довольно широко распространены в русском народном искусстве. Они встречаются в вышитых и тканых узорах, в лубке и книжной иллюстрации, в росписи и резьбе по дереву. На сундуке из деревни Борка в изображение Древа включены борющийся лев и единорог, олицетворяющие борьбу правды и кривды. В кроне Древа живут птицы (здесь можно вспомнить легенду о сотворении мира, где принимают участие птицы). Нередко изображения Древа бывают условными, и для того чтобы увидеть изображение Мирового древа, необходимо знание символов, с помощью которых оно выражается в произведениях искусства.

Таким образом, можно утверждать, что в славянском фольклоре Мировое древо—это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь Космоса, не имеющая ни начала, ни конца. Древо является своеобразной осью пространств, соединяет небо, землю и подземный мир, является символом единства Вселенной.

Мировое древо олицетворяет не только пространственную, но и временную организацию Вселенной. Его корни и ветви выходят далеко за пределы жизни и смерти. С корнями (подземный мир) связывается прошлое и жизнь предков. Ствол и ветви—реальный наземный мир, настоящее время, нынешнее поколение. Вершина Древа—огонь, звезды, солнце—обиталище богов, будущее, а также неограниченное, непознанное время и пространство, населенное мифическими существами. Образ Мирового древа включает в себя мифопоэтическое объяснение связей человека с мировым порядком, места людей во Вселенной. Это один из важнейших образов мироздания. Его часто использовали наши предки в декоративно-прикладном искусстве. Но эта традиция продолжает жить и в наше время в произведениях современных мастеров.

Мировое древо в Мезенской росписи.

Древо мировое, характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира.

Дерево с птицами на ветвях — один из любимых сюжетов в народном искусстве не только славянских, но и других народов Восточной Европы.

Птица – широко распространенный символ духа и души в древне мире. Ест плоды древа жизни, символизируя активность души в мире. Во многих религиозных традициях птицы осуществляют связь между небом и землей.

Мотив птицы на вершине дерева имеет место в календарной и свадебной поэзии западных и восточных славян. Птицу на вершине дерева можно видеть в рисунках на мезенских берестяных туесах. Встречаются на мезенских прялках изображения нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев. По всей вероятности, это один из вариантов трехчастной композиции. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имел место в росписях на старинной мебели в мезенских домах.

Русским народом придумано огромное количество пословиц и поговорок, связанных с деревьями:

·  Старое дерево скрипит, да не ломается.

·  Старый дуб не скоро сломится.

·  Чужая сторона — дремучий бор.

·  Дерево держится корнями, а человек друзьями.

·  Дерево не поранишь, соку не достанешь.

·  Дерево немо, а вежеству учит.

·  Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

·  Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.

·  Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.

·  Чужая сторона — дремучий бор.

·  Дерево от плодов, а человек от дел познается.

Пермогорское древо «растет на горе», как и положено Мировому Древу. Символически гора изображается маленьким бугорком, треугольным зубчиком. Ветки с трилистниками раскидываются в разные стороны, заполняя пространство в нужном направлении. На Древе жизни все растет от одного корня – тюльпаны и розетки, трилистники и ягодки. Дополняются они разнообразными мелкими элементами.

Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.

Древо жизни в окружении животных и с поющими на нем птицами, — старинный и любимый народный сюжет. Символическим изображением Древа изначально был «крин» — проклюнувшееся зерно. Такое изображение характерно для мезенской и пермогорских росписей. 

В городецкой — это чудо-дерево с растущими от одного корня разными цветами, а в хохломской — растущими с одной ветки калинками-малинками. Наиболее очевидна идея Древа в городецкой росписи: по обе стороны два коня — «каждой твари по паре», плотская ипостась, а на вершине — воплощенная птицей душа.

Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния

Подведем итог нашей беседы. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках.

  • Практическая часть

На примере данных работ, основываясь на теоретическую часть данного занятия, нарисовать свое Миворое Древо.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2528 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6658 677