Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Преемственность музыкального воспитания дошкольников в детском образовательном учреждении и музыкального образования в подготовительном классе ДМШ
11 минут 4226 1167

Преемственность музыкального воспитания дошкольников в детском образовательном учреждении и музыкального образования в подготовительном классе ДМШ

Perfileva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Перфильеву Елену Викторовну, преподавателя МОУ «Детская школа искусств» п. Дарасун Забайкальского края. Сегодня Елена Викторовна любезно поделится своим профессиональным опытом осуществления преемственности музыкального воспитания дошкольников в детском образовательном учреждении и музыкального образования в подготовительном классе ДМШ. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Викторовны:

«Проблема преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой очень актуальна. Не менее актуальна она и между дошкольным образовательным учреждением и подготовительным классом детской музыкальной школы. Музыкальное развитие ребенка начинается в условиях дошкольного образовательного учреждения. Музыкальные способности, их формирование и развитие в дошкольном возрасте - одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет».

Интересного чтения…


Преемственность музыкального воспитания дошкольников в детском образовательном учреждении и музыкального образования в подготовительном классе ДМШ

Проблема преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой очень актуальна. Не менее актуальна она и между дошкольным образовательным учреждением и подготовительным классом детской музыкальной школы. Музыкальное развитие ребенка начинается в условиях дошкольного образовательного учреждения. Музыкальные способности, их формирование и развитие в дошкольном возрасте - одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Психологами установлено, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного развития ребенка. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Музыкальные занятия в детском саду способствуют постоянному приобщению ребенка к миру прекрасного, формированию и развитию его музыкальных способностей, готовят его к музыкальным занятиям в школе, но не готовят к индивидуальному обучению в подготовительном классе музыкальной школы. Ребенку, пришедшему обучаться в подготовительный класс ДМШ, приходится адаптироваться к новым условиям. Чтобы этот процесс не был длительным, чтобы ребенок быстрее освоился в новой обстановке, необходима преемственность дошкольного музыкального воспитания и подготовительного обучения в ДМШ. Педагоги ДМШ для успешной работы с детьми не должны строить свою работу с нуля, а подхватить достижения ребенка-дошкольника, приобретенные в детском дошкольном учреждении и продолжить развитие накопленного им потенциала.

Для осуществления преемственности музыкальное воспитание детей в детском саду и музыкальное образование в подготовительном классе ДМШ нужно рассматривать как процесс, состоящий из последовательного ряда этапов, которые должны осуществляться на основе существующих представлений о фазах психофизического развития ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Согласно современным исследованиям, к шести годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей; развивается музыкальное восприятие; более явно, чем раньше, проявляется интерес к музыке; формируется оценочное отношение к музыке; обогащается эмоциональная сфера.   Если первый этап рассматривать как подготовку почвы, создание условий для принятия посева, т. е. общее музыкальное развитие ребенка на музыкальных занятиях в детском саду, то следующий этап – посев начальных знаний и умений в процессе обучения в подготовительном классе ДМШ.

В музыкальном воспитании дошкольников в детском саду выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Следующим этапом является подготовительное обучение в музыкальной школе. Это обучение, используя все то, что закладывается в детском саду, применяя методы, стимулирующие стремление ученика в достижении успехов, продолжает развитие музыкальных способностей в музыкальной школе. В этот ответственный период очень важно не только сохранить в детях интерес к музыке, но и продолжать прививать любовь к музыкальным занятиям, воспитывать усидчивость, внимание. В этот подготовительный период во многом предопределяется успешность дальнейшего обучения. С первых же дней обучения школа предъявляет строгие требования к детям как к уже состоявшимся ученикам. В условиях учебной деятельности ребенка педагог, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно вводит их в мир звуков. Но в то же время педагог подводит ребенка к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем музыкальные занятия в детском саду, и эта деятельность предъявляет к нему настоящие, серьезные требования.

Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка.

Итак, после первого этапа воспитания в дошкольном возрасте наступает следующий – ребёнок допускается к инструменту. Сразу появляется масса новых, незнакомых задач: посадка, организация игрового аппарата, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и т. д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Г. Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста.

В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников в детском саду, педагог имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей. Это: «Росинка» Л.В. Куцаковой и С. И. Мерзляковой, «Синтез» К. В. Тарасовой, Т.Г. Рубан и др., «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новооскольцевой, «Малыш» В. А. Петровой и др. Эти программы предусматривают развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества, музыкально - образовательной деятельности, способствуют приобщению детей к миру музыкальной культуры. На основе получаемых детьми музыкальных впечатлений в процессе накопления музыкального опыта занятия по этим программам предполагают развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие музыкального слуха, чувства ритма и лада, музыкальной памяти, творческого отношения к музыке.

В программах используются произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка.

Для осуществления преемственности, продолжая музыкальное развитие ребенка в ДМШ, можно использовать отдельные задания из учебника Т. Л. Стоклицкой «100 уроков сольфеджио», «Музыкальные пальчиковые игры» Е. А. Поддубной и др.

Также для подготовительного обучения в ДМШ существует немалое количество различных методик и учебных пособий для решения таких задач, как: посадка, организация игрового аппарата, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и т. д. Вот некоторые из них: «В музыку с радостью» О. А. Геталовой, И. Ю. Илюхиной; «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть!»; «Веселая музыкальная гимнастика» С. Барсуковой; нотная азбука для самых маленьких «Крохе – музыканту» И. Корольковой» и др. Во многие из них включены методические рекомендации, которые помогают педагогу в текущей работе, но эта работа строится с нуля, а не продолжает музыкальное развитие ребенка в детском саду.

Следует добавить, что важную роль в обеспечении преемственности играет знакомство с родителями, изучение представлений педагогов и родителей друг о друге, что приведет к доверию, взаимодействию и сотрудничеству.

Для осуществления преемственности преподаватели ДМШ должны внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольном учреждении, чтобы переход детей к обучению в музыкальной школе не был длительным, был более мягким, чтобы дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям.

В организации преемственности немаловажную роль играет личность воспитателя и педагога. Воспитатель в детском саду – это вторая мама для ребенка. Педагог же должен соблюдать дистанцию во взаимоотношениях с ребенком – учеником. Чтобы адаптация не была затяжной, педагог должен понимать, как естественно в игровой форме ввести ребенка в мир музыки.

Начальные годы обучения в ДМШ оказывают глубокое воздействие на ребенка и считаются самым решающим и ответственным этапом в формировании будущего музыканта. Именно здесь прививается любовь к музыке, формируются и развиваются музыкальные способности. Этот период обучения пройдет более плодотворно, если будет осуществлена преемственность дошкольного музыкального воспитания и подготовительного обучения в ДМШ, благодаря которой ребенок будет иметь возможность освоения большего репертуара, арсенал их технических возможностей позволит исполнение более сложных музыкальных произведений в дальнейшем обучении.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: "Просвещение" 1984 год.
  2. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994 год.
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997.
  4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. –М., 1987.
  5. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста / Б. Милич. – Киев, Музичнаукраiна, 1977.
  6. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677