Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Воспитание основ здорового образа жизни старших дошкольников во взаимодействии с семьей
16 минут 4283 1051

Воспитание основ здорового образа жизни старших дошкольников во взаимодействии с семьей

Shelepova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Шелепову Ирину Григорьевну, воспитателя ДОУ МБДОУ № 19 «Ручеёк» г. Сургута, Тюменской области. Сегодня Ирина Григорьевна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников во взаимодействии с семьей. Статья будет полезна родителям воспитанников и педагогам.

Краткий комментарий к статье от Ирины Григорьевны:

«На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам».

Полезного чтения…


Воспитание основ здорового образа жизни старших дошкольников во взаимодействии с семьей

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей как посещающих, так и не посещающих детский сад. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения, 70 % страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75 %). Среди них ведущими являются нарушения сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У 19 % детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40 % детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов [ 3, 16].

Исследования показали, что при поступлении в детский сад, от 20 до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам [4, 28].

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок [8].

Однако, мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают не только образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, но и образ жизни семьи, как ближайшего социального окружения растущего человека, условия социальной среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность [9,128].

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов... Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов" [7, 154].

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Однако остается актуальной задача разработки проблемы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, то есть организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей дошкольников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации.

Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно - образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального [2].

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий воспитания основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи. Актуальность определяется рядом следующих противоречий между:

- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;  

- необходимостью теоретического обоснования воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников и отставанием в разработке этого вопроса в теории дошкольного воспитания;  

- имеющимся воспитательным потенциалом семьи и недостаточной степенью использования его в деятельности ДОУ

- потребностью в технологиях воспитания основ здорового образа жизни дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте [6, 84].

Формы и содержание совместной работы дошкольного учреждения и семьи по вопросу воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.

Дошкольное образовательное учреждение - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. Основа взаимодействия «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями:

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами;
  • согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
  • организация социально-педагогической помощи семье;
  • совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения [5].

Для выявления понимания родителями, что такое «здоровый образ жизни» и уточнение его содержания, было проведено анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»

Для расширения имеющихся представлений о содержании, организации взаимодействия ДОУ и семьи по вопросу воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников, мы провели родительское собрание на тему:

«Мы - за здоровый образ жизни!»

Таким образом, родители поняли, что взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии - «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Следующим фактором здорового образа жизни является режим дня, постоянное время для еды, сна, прогулок, игр – это обязательное условие правильного воспитания основ здорового образа жизни дошкольников. На этом этапе была проведена беседа с родителями на тему: «Значение режима дня в жизни дошкольников».

Пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей, сотрудников и жителей города осуществлялась через создание информационного поля. Была проведена Акция «Здоровый образ жизни», - участниками которой стали дети, родители, сотрудники ДОУ. Задачей акции являлось, объединение педагогов, медицинских работников, родителей к сотрудничеству на основе общей цели, направленной на формирование культуры здорового образа жизни. Показать примеры положительного влияния на организм человека через формирование культуры здорового образа жизни.

Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

Для реализации этой проблемы мы использовали хорошо зарекомендовавшую себя форму физкультурно-оздоровительной работы: Семейно-спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Нами были созданы условия для творческого совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. Дети проявляли интерес к совместным двигательным упражнениям с родителями, сопереживали, помогали друг другу.

Одной из главных задач нашего детского сада являлась работа по усилению связи между повседневной работой с детьми по сформированности осознанного отношения к своему здоровью и процессом воспитания основ здорового образа жизни ребенка в семье. Для реализации этой задачи, нами были предложены формы работы с детьми и родителями, в семье:

1. Беседы отца и матери:

  • «Вкусные посиделки»;
  • «Чистота тела»;
  • «Организация сна»;
  • «Мои чистые игрушки»;
  • «Я люблю комнатные растения».

2. Оздоровительные традиции в семье:

  • Ходим в сауну;
  • Ходим в бассейн;
  • Ходим на лыжах, в походы.

3. Оздоровительные игры в семье:

  • Профилактика осанки;
  • Профилактика зрения;
  • Профилактика плоскостопия;
  • Игры для предупреждения гиподинамии.

4. Чтение художественной литературы.

5. Просмотр телепередач в выходные дни:

  • Программа «Здоровье»;
  • Детские спортивные передачи;
  • Передачи о спорте.

6. Посещение городских мероприятий:

  • Футбольные матчи;
  • Мотокроссы;
  • Все виды соревнований, проходящих в городе.

Таким образом, мы рассмотрели формы и содержание совместной работы дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста. Если систематически и последовательно проводить работу, направленную на воспитание основ здорового образа жизни старших дошкольников во взаимодействии с семьей, то это будет способствовать активному приобщению детей к нормам здорового образа жизни, получению ценных сведений о своем организме и практическом умении по уходу за ним. Также будет способствовать формированию представлений правил безопасного поведения: сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха), о некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.) [10].

Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, воспитание основ здорового образа жизни

Список литературы:

1. Актуальные вопросы валеологии : Экспресс-диагностика индивидуальных психофизиологических параметров личности . - матер. регион. Науч.-практ. Конф. - Екатеринбург,: Екатеринбург, 1997 – 463с.

2. Андреева, Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Н.А.Андреева // Автореф. дис. …канд. пед. наук . - Екатеринбург,: 2005. – 22 с.

3. Багичева, Н.В., Томилова, С.Д. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития/ Н.В.Багичева,, С.Д.Томилова// Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: Междунар. научно-практ. конф. - Москва-Шадринск,: 2007. – 3с.

4. Баранов А.А. Окружающая среда и здоровье // Педиатрия,: 1994.–N5 – 35с.

5. Зайцев,Г.К., Зайцев,А.Г. Твое здоровье/ Г.К.Зайцев., А.Г.Зайцев// Укрепление организма. – СПб,: 1998 - 78с.

6. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. –М,: Академия, 2000.–160с.

7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений/Cост. С.А. Козлова., Т.А. Куликова.– М,: Академия, 2004­­.–416 с.

8. Кочетова,Н.П. Физическое воспитание дошкольников в семье/ Н.П.Кочетова// О воспитании ребенка в семье.- Горький,: 1979. – 28с.

9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. пед. учебн. завед. – М,: Академия, 2000.– 232 с.

10. Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья.-М,: ФиС, 1991. – 282с.

11. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: тез. докл. V Международной науч.-практ. конф. – Ижевск,: Изд. Удм. универ., 1996. – 25с.

12. Шадилитов Ю.Ш. Здоровый образ жизни: социально-гигиенические и экологические проблемы. – Ташкент,: Изд. им. Ибн Сины, 1991. - 11с

13. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: учебное пособие. - М-СПб. – Киев,: Диалектика, 2000. – 187с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608