Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Коноваловой Викторией Александровной, воспитателем ГБОУ г. Москвы гимназия 1048 «Новокосино». Сегодня Виктория Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом развития интеллектуальных и коммуникативных способностей дошкольников, используя социально ориентированные игры. Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Виктории Александровны:
«Игра, как известно — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. П.П. Блонский называет игру «великой учительницей ребенка», естественной формой труда и активной деятельности, в которой ребенок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни». Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей».
Полезного чтения…
Игра, как известно — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. П.П. Блонский называет игру «великой учительницей ребенка», естественной формой труда и активной деятельности, в которой ребенок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни». Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.
Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре, и ребенок, и взрослый контролируют самих себя, стараются быть лучше.Условно такие игры называются «взрослыми играми для детей», илисоциально-ориентированными.
Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:
♦ коллективный характер деятельности (включение в игру, как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей;
♦ актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для обще интеллектуального, общекультурного и социально - нравственного развития ребенка дошкольного возраста;
♦педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда дошкольника с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с умственно одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу, и благодаря этому помочь всему детскому коллективу);
♦такая игра — не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя по природе она «одноразовая», поэтому зависит от творчества иимпровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля решения проблемных социальных ситуаций у каждого ребенка.
♦ направленность на формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка и, что немаловажно, единство содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников.
В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельность самостоятельная, добровольная и творческая.
В методике проведения социально-ориентированных игр следует соблюдать следующие принципы:
Принцип индивидуального подбора социально – ориентированной игры с учетом возрастных особенностей ребенка.
Программы педагога или психолога должны быть сориентированы не на общую массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, конкретным социальным статусом в системе отношений с друзьями. При этом следует учитывать тип темперамента ребенка, уровень его коммуникативных и интеллектуальных возможностей, статусное положение в группе сверстников.
Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе
Место, где живет ребенок, семья, в которой он воспитывается, — все это имеет значение для выбора правил и содержания социально-ориентированных игр. Поэтому игровые сюжеты должны подбираться таким образом, чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях.
Принцип рефлексивного последствия
Он заключается не просто в фиксации результатов игры, а в анализе собственных действий каждого участника.
В таких играх от детей требуется научиться анализировать поведение свое и сверстника, сходство и различие в стратегиях решения поставленной познавательной и игровой задачи, их эффективность.
Кроме того, задавая себе вопросы, почему у него с партнером что-то получилось или не получилось в игре, ребенок учится находить обоснование жизненным поступкам своим и партнера, отвечать на такие вопросы, как: кто он? Какую роль выполнил в игре? Почему проиграл или выиграл? От чего это зависело?
Классификация социально-ориентированных игр:
Социально-ориентированные игры-упражнения распределяются по пяти группам (В.М. Букатов, А.П. Ершова, Е.Е. Шулешко):
1) Для рабочего настроя — пробуждают у детей интерес друг другу и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников; они вводятся в ходе какой-то совместной деятельности для ликвидации споров, негативных моментов, враждебности;
Задачи:
Развивать:
- внимание, слуховое восприятие, сообразительность и находчивость;
- организованность, умение сотрудничать, спокойно общаться друг с другом; достигать желаемого результата;
2) Для социоигрового приобщения к делу — нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного ( ассоциации, счет и т.д.);
3) Для разминки-разрядки — помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях, при переключении с одного вида деятельности на другой;
Задачи:
- Формировать доверительные отношения между детьми;
- Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками; умение координировать свои усилия с действиями остальных участников.
4) Для творческого самоутверждения — оказывают мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребенка;
Задачи:
Привлечь внимание к теме, поддержать интерес к ней;
- Формировать представления ребенка о возможностях своих и сверстников.
5) Вольные игры (на прогулке) — их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижений.
Такая классификация достаточно условна,
Виды социально-ориентированных игр:
- ситуационно-ролевая игра - специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры;
- инновационная (продуктивная) игра - совместная деятельность
направленная на создание информационного продукта (решение какой-либо актуальной проблемы), предполагающая обмен мнениями
- полидеятельностная (фестивальная) игра - разнообразие видов деятельности, их равнозначность, возможность выбора вида деятельности, и характера участия в ней («Ярмарка»)
- игра-путешествие - целенаправленное движение группы участников по определенной схеме (правилам).
Уровень коммуникативной, интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка и позиции взрослого.
Чаще всего авторами сюжетов таких игр являются взрослые, а дети занимаются творческим обогащением содержания игры. В социально-ориентированных играх ребенку необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию и воспринять иное мироощущение. Это позволяет формировать такие механизмы личностного роста и интеллектуального развития, как эмоциональную и интеллектуальную децентрацию (преодоление эгоцентризма, изменение точки зрения) и пространственно-временное смещение. Она, как никакой другой метод и форма умственного воспитания, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.
Алгоритм проведения социально-ориентированных игр включает в себя:
- Подготовительный (предварительный) этап – подготовка участников к восприятию игры: вводная беседа, рассматривание иллюстраций и картин, чтение и обсуждение, сбор-старт.
- Основной этап – участие детей в организуемой педагогом игре: обыгрывание ситуаций, игра в воображаемых обстоятельствах, обсуждение и объяснение ситуаций детьми, изображенных на картинках, движение по маршрутам.
- Этап рефлексии – подведение итогов: ответы детей на вопросы педагога, обращение детей на себя, на свои поступки, сбор-финиш.
Таким образом, главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в которых ребенок должен выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.
Социоигровые приемы обучения дошкольников:
Социоигровые приемы обучения дошкольников применяются в микрогруппах по 3-6 человек. Они позволяют раскрыть индивидуальные возможности детей, активизировать ребенка. Дошкольник сравнивает себя с другими участниками микрогруппы, а результаты своих действий сопоставляет с успехами неуспехами сверстников. Выработанная таким образом оценка убедительнее, чем мнение воспитателя.
Игры-занятия в партнерской форме
Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого придерживаться определенного стиля поведения, который соответствует девизу: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
Партнерская позиция воспитателя в разные моменты занятия:
Сначала это приглашение к деятельности — необязательной,непринужденной: «Давайте сегодня...», «Кто хочет, устраивайтесь поудобнее...» Или: «Я буду...», «Кто хочет — присоединяйтесь...». Наметив задачу для совместного решения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации.
Выводы:
Социально–ориентированная игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все.
В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.
Уровень коммуникативной, интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка и позиции взрослого.
Она, как никакой другой метод и форма умственного воспитания, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.
Памятка для педагогов по организации социально ориентированных иг
- Будьте партнером в детской игре. Воспитатель нужен для организации новой интересной деятельности. Дети любят воспитателя-выдумщика.
- Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и «выбывать из игры» наравне с другими детьми.
- Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.
- Порадуйтесь любому ответу ребенка — правильному или неправильному, а неправильный попробуйте перевести в другое русло, увидеть в нем нестандартный выход из ситуации.
- Будьте готовы к тому, что ваше задание дети начнут выполнять не так, как вы задумали. Важнее включить в работу активность ребенка, чем заглушить ее страхом ошибки.
- Не разжевывайте смысл игры или ситуации так, чтобы нечего было уже отгадывать, додумывать, понять ребенку самому.
- Умейте радоваться шуму. Ведь он является результатом общей активности и будущих удач!