Дорогие друзья, мы рады представить вам Родину Кристину Александровну, воспитателя ГБДОУ детский сад № 6 комбинированного вида г. Санкт-Петербург. Сегодня Кристина Александровна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Кристины Александровны:
«Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений».
Интересного чтения…
Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.
Посмотреть презентацию к статье
На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи- до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ложки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.
Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный (специально для конкретного случая предназначенный) текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли "Сорока, сорока кашку варила, деток кормила...”? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками.
Одно условие необходимособлюдать - пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.
Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. И была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. И это именно так.
Кандидат педагогических наук М.А. Поваляева предлагает тест на распознавание пальцев, который можно провести со своим ребенком дома. Он поможет оценить функционирование теменно- затылочных отделов коры головного мозга.
Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.
В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние - большой и мизинец; шестилетние - большой, мизинец, указательный.
Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:
- перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
- застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
- плести косички из жестких ниток;
- рисовать и штриховать карандашами;
- играть в пальчиковые игры.
Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помогают выработать у детей такие качества как формирование адекватной самооценки, повышение уверенности, нормализацию отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.
Упражнения по пальчиковым играм подбираются в соответствии с возрастными особенностями. Все эти упражнения и потешки в работе используются мной постоянно.
Так например, малышам предлагаю упражнения на катание пальчиками деревянных шариков, орехов различного диаметра. При этом стараюсь вовлечь в движение все пальчики. Для этого упражнения использую также шарики из пластилина, бусы. Приговорки и потешки, которыми сопровождаю упражнения, делают их максимально эффективными, а также просто забавными и интересными.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех,
Вот так, вот так,
Чтобы был круглее всех.
Кроме того в группе много пальчиковых театров. Игры с пальцами - это театр актеров, которые всегда с нами. Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью пальцев. Тогда остается только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. В играх с пальцами звучание голоса и громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки придают выразительность рифмам. А кроме того тексты мы не только произносим, но и поём, сопровождая их движениями рук и пальцев.
Проанализировав литературу по пальчиковым играм можно выделить такие виды пальчиковых игр :
Фольклорные пальчиковые игры
Пальчиковые игры с авторским текстом
Игровой пальчиковый массаж.
Для тренировки пальцев я также использую и упражнения без речевого сопровождения. Например: «Паучок», «Человек», «Зайка», «Корни деревьев».
Ирина Александровна Лыкова дает такие советы по проведению пальчиковых игр:
1.Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.
2. Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые.
3.При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения.
4.Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней).
Теперь поговорим о таком виде пальчиковых игр, как игровой пальчиковый массаж.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Основные приемы массажа - поглаживание, манипуляция. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; грецких орехов, детских грабелек, различных бигуди, и многое другое, насколько подсказывает фантазия.
Можно предложить массаж, используя бигуди.
Еду к деду
Задачи: развитие тактильного восприятия, ловкости.
Материал: бигуди
Ход игры.Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, постепенно увеличивая усилия, в такт вашим словам:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму
Бух!
Многие фольклорные и авторские пальчиковые игры сопровождаются пением, пальчиковый игровой массаж можно также делать под музыку.
Также существует много интересных упражнений с шариком массажером Су-Джок. Обыгрывать их можно по - разному. Вот, например, упражнение про зайчат:
ЗАЙЧАТА
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Если каждый день заниматься по 7-10 минут массажем рук детей, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.
Подводя итог своей работы, я провела педагогическое наблюдение, в результате которого выяснилось:
- большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры-потешки, песенки и повторяют их;
- дети, которые не умеют говорить, с удовольствием повторяют движения;
- у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей;
- дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.
Когда же можно проводить пальчиковые игры? Пальчиковые игры проводятся во время утреннего приёма как отвлекающий фактор для переключения внимания, после сна ( по две-три минуты), в НОД как физминутки, используя при этом разнообразные формы, методы и приемы (показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка.).
Эффективно использовать пальчиковые игры в период адаптацииони помогают снять напряжение и скованность у детей, способствуют более легкому привыканию к новым условиям. В группе сохраняется психологический комфорт, атмосфера радости, покоя, тепла.
Родители являются участниками педагогического процесса и первыми помощниками. Актуальной формой взаимодействия с родителями считаю :
-практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях
- тематические консультации, папки-передвижки
-выпуск памяток с упражнениями.
Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики
малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие
речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения.