Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Аукцион идей
12 минут 2711 668

Аукцион идей

Kozlova foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Козлову Елену Николаевну, воспитателя МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 1 «Радость» г. Кольчугино, Владимирская область. Сегодня Елена Николаевна любезно поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы организации образовательной работы в дошкольных учреждениях. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Николаевны:

«Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой. В своей статье я хочу поделиться идеями, которые каждый день, на каждом занятии помогают мне решать эти задачи».

Интересного чтения…


Аукцион идей

Посмотреть приложение к статье

   В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой. В своей статье я хочу поделиться идеями, которые каждый день, на каждом занятии помогают мне решать эти задачи.

Лот № 1
Обучение рассказыванию по опорной схеме.

   Традиционная методика обучения связной речи, ведущим принципом которой является «Повторяй за мной, делай как я» предлагает определенную структуру построения подобного рода занятий - это подготовка к восприятию, выразительное чтение, беседа по содержанию и т.д.

   Нет сомнений, что эта методика дает определенные результаты и позволяет педагогам добиваться произвольного запоминания, но к сожалению, на это нужно много времени и что самое главное- ребенок в данной ситуации является только объектом педагогического воздействия взрослого.

   Современная технология развивающего обучения видит ребенка в другой роли- роли равноправного участника педагогического процесса. За ребенком признается право проявлять активность и самостоятельность выражать свои интересы, осуществлять способы решения любой образовательной задачи.

   Известно, что для запоминания текста ребенку нужно 8-10 раз повторить его и 2-3 раза припомнить. К. Д. Ушинский писал, что в процессе обучения необходимо, чтобы как можно больше органов чувств- глаз, ухо, голос, мускульное движение и даже, если это возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания.

   Учитывая эти факторы, я задумалась над тем, как сместить акцент с репродуктивной практики на продуктивную, интересную для ребенка деятельность, как поддержать интерес детей к запоминанию.

   Продуктом моего творческого поиска явилось использование опорных схем, состоящих из значков, пиктограмм, символов, рисунков и слов знакомых детям. Я заранее изготавливала схему для составления рассказа, в которой все слова « изображены» каким либо значком, пиктограммой, рисунком. Эту схему я предлагала детям в качестве визуальной подсказки.

   Спустя какое-то время я стала привлекать детей к созданию опорных схем. Делали это так: заранее создавая опорную схему, я намерено пропускала какие-то слова, а на занятиях предлагала детям придумать, как изобразить это слово или словосочетание.

   Такие занятия вызвали еще больший интерес у детей, позволили им проявить активность, творчество и самостоятельность.

   И, наконец, когда язык символов стал хорошо понятен детям, я предложила им составить опорную схему самостоятельно. Художественным материалом для этого выбрали короткие интересные детские истории. Мои воспитанники трудились с удовольствием и у них все получилось.

   Презентация изготовленных детьми схем для других детей и родителей стала дополнительным стимулом к запоминанию художественных текстов.

   Подводя итоги проделанной работы, хочу отметить следующее:                                                                         

  • занятия по обучению рассказыванию превратились в яркую, увлекательную, созидательную деятельность
  • в разы повысилась результативность запоминания
  • интерес к такой деятельности сохраняется у детей и после окончания занятия

Методика кодирования информации также может быть использована в работе со сказкой, для составления загадок, при ознакомлении с природой, для составления моделей трудовых процессов.( см. приложение №1)

Лот № 2

Экскурсия в «зону ближайшего развития»

   Хотите развивать ребенка? Так работайте в зоне его ближайшего развития!

   Существует ряд интеллектуальных операций и умений, которые ребенок к определенному возрасту может выполнить сам. Это уровень его актуального, реального развития. Но существует и то, что сегодня он умеет делать только в сотрудничестве с взрослым или с более, старшим ребенком. Это уровень потенциального развития или зона ближайшего развития. Почему такое сотрудничество свидетельствует о потенциальном развитии?

   То, что сегодня ребенок умеет делать только с помощью взрослого, завтра он научиться делать самостоятельно.

   Обучая детей, я всегда работаю в зоне ближайшего развития. Зону актуального развития можно только проверять и эксплуатировать. Ведь это то, чему ребенок уже научился, то чем ребенок уже овладел.

   Обучая детей, я вступаю с ними в общение – выстраиваю обучающую ситуацию , и каждый раз в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка ситуация выстраивается по-разному.

   Это свидетельствует о том, что зона актуального развития у детей одинаковая, а зона ближайшего развития разная. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи.

   В процессе обучения зона ближайшего развития меняется. Сегодня ребенок мог придумать историю только с моей помощью, а через некоторое время ребенку потребуется лишь несколько наводящих вопросов, а еще через время он может сделать это самостоятельно. Значит, это умение будет свидетельствовать уже об актуальном развитии ребенка, в свою очередь зона ближайшего развития теперь станет другой.

Лот № 3

Форма педагогического общения - диалог.

   В основе диалога лежит умение задавать вопросы. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении и предполагает вовлечение детей в поиск ответа на него. Для создания условий диалога я проектирую разные ситуативные задачи:

- решить проблему

- найти какие либо факты или явления

- выбрать решение из альтернатив

- решить задачу, не имеющую однозначного решения

     Например, знакомство детей со свойствами бумаги я начала с поискового задания: найти в группе предметы из бумаги. Так как предметы, которые принесли дети, были из разных сортов бумаги, появилась возможность определить их свойство и различие, возникла необходимость провести элементарные опыты, сделать соответствующие выводы и умозаключения, что дети с моей помощью и сделали.

   Главным критерием выбора способов обучения для меня является тот, который делает ребенка активным, заинтересованным участником образовательного процесса и нацелен на конечный результат.

Лот № 4

Принцип систематизации и системности знаний.

   Идея этого принципа состоит в том, что ребенка учат не только систематизировать или группировать предметы (не картинки, а реальные предметы) по признакам ( цвет, величина, использование), а и раскрывать многообразие сторон объекта познания, выявление причинно-следственных связей, осознание закономерностей (системность).

Приведу пример из практики иллюстрирующий эту идею. На занятии по теме «Посуда», я предложила детям предметы посуды из разных материалов (фарфор, пластмасса, картон, металл) дети называли эти предметы, рассматривали, обследовали, сравнивали, группировали по использованию (систематизация).

   Но этим мы не ограничились, чтобы сформировать у детей системность знаний я предложила поразмышлять на тему: почему тот или иной предмет сделан из материала определенного качества. Дети с моей помощью выявили причинно-следственные связи.

   Бумажная посуда не моется, поэтому она используется только один раз, она легкая и не бьется, поэтому ее берут на пикники. Фарфоровая посуда тяжелая, бьется, поэтому ее используют дома. Чайник и кастрюли сделаны из металла, их можно ставить на огонь, картонную посуду нельзя - она может сгореть (системность).  

Лот № 5

Эпизодические игровые приемы.

   Наряду с словесными, наглядными и практическими методами и приемами обучения на занятиях, я активно использую эпизодические игровые приемы. Например, «Скажи на

ушко». Суть этого приема в том, что дети должны самостоятельно найти ответ на поставленный педагогом вопрос и сказать тихо на ушко. Здесь нет возможности подслушать ответ, каждый должен подумать сам, найти его.

   Прием «Найди ошибку» всегда вызывает у детей большой интерес и трудности одновременно. Простой пример - на доске пишет слово и преднамеренно делает в нем ошибку, детям необходимо найти ее и исправить. Этот прием еще называется в педагогике «ошибающийся учитель».

Лот № 6

Использование элементов ТРИЗ в работе с малышами.

   ТРИЗ - это системный подход, раскрывающий структуру объектов, их внутренние и внешние связи, сводящий все знания об объекте в единое целое.

   ТРИЗ – это совместное познавательное и интеллектуальное творчество педагога и детей.

   Знакомя детей с явлениями природы и окружающего мира, я успешно использую некоторые элементы ТРИЗ - педагогики. Например, игровое упражнение « Хорошо - плохо» помогает детям рассматривать предмет или явление со всех сторон. Игра - размышление « Что было бы, если….» способствует развитию понимания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей.

   Приведу пример занятия, на котором дети знакомились с разными видами городского транспорта, правилами дорожного движения и правилами для пешеходов. В конце занятия я задала вопрос: А что было бы, если бы светофор сломался?

   Дети активно включились в обсуждение, высказывали разные предположения, предлагали варианты выхода из ситуации. В результате этого размышления у детей сформировалось понимание взаимосвязей и взаимозависимостей, отдельные факты и объекты с которыми они познакомились на занятии, стали предметом осознания, приобрели практическую значимость.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607