Дорогие друзья, мы рады представить вам Козлову Елену Николаевну, воспитателя МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 1 «Радость» г. Кольчугино, Владимирская область. Сегодня Елена Николаевна любезно поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы организации образовательной работы в дошкольных учреждениях. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Николаевны:
«Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой. В своей статье я хочу поделиться идеями, которые каждый день, на каждом занятии помогают мне решать эти задачи».
Интересного чтения…
Аукцион идей
Посмотреть приложение к статье
В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой. В своей статье я хочу поделиться идеями, которые каждый день, на каждом занятии помогают мне решать эти задачи.
Лот № 1
Обучение рассказыванию по опорной схеме.
Традиционная методика обучения связной речи, ведущим принципом которой является «Повторяй за мной, делай как я» предлагает определенную структуру построения подобного рода занятий - это подготовка к восприятию, выразительное чтение, беседа по содержанию и т.д.
Нет сомнений, что эта методика дает определенные результаты и позволяет педагогам добиваться произвольного запоминания, но к сожалению, на это нужно много времени и что самое главное- ребенок в данной ситуации является только объектом педагогического воздействия взрослого.
Современная технология развивающего обучения видит ребенка в другой роли- роли равноправного участника педагогического процесса. За ребенком признается право проявлять активность и самостоятельность выражать свои интересы, осуществлять способы решения любой образовательной задачи.
Известно, что для запоминания текста ребенку нужно 8-10 раз повторить его и 2-3 раза припомнить. К. Д. Ушинский писал, что в процессе обучения необходимо, чтобы как можно больше органов чувств- глаз, ухо, голос, мускульное движение и даже, если это возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания.
Учитывая эти факторы, я задумалась над тем, как сместить акцент с репродуктивной практики на продуктивную, интересную для ребенка деятельность, как поддержать интерес детей к запоминанию.
Продуктом моего творческого поиска явилось использование опорных схем, состоящих из значков, пиктограмм, символов, рисунков и слов знакомых детям. Я заранее изготавливала схему для составления рассказа, в которой все слова « изображены» каким либо значком, пиктограммой, рисунком. Эту схему я предлагала детям в качестве визуальной подсказки.
Спустя какое-то время я стала привлекать детей к созданию опорных схем. Делали это так: заранее создавая опорную схему, я намерено пропускала какие-то слова, а на занятиях предлагала детям придумать, как изобразить это слово или словосочетание.
Такие занятия вызвали еще больший интерес у детей, позволили им проявить активность, творчество и самостоятельность.
И, наконец, когда язык символов стал хорошо понятен детям, я предложила им составить опорную схему самостоятельно. Художественным материалом для этого выбрали короткие интересные детские истории. Мои воспитанники трудились с удовольствием и у них все получилось.
Презентация изготовленных детьми схем для других детей и родителей стала дополнительным стимулом к запоминанию художественных текстов.
Подводя итоги проделанной работы, хочу отметить следующее:
- занятия по обучению рассказыванию превратились в яркую, увлекательную, созидательную деятельность
- в разы повысилась результативность запоминания
- интерес к такой деятельности сохраняется у детей и после окончания занятия
Методика кодирования информации также может быть использована в работе со сказкой, для составления загадок, при ознакомлении с природой, для составления моделей трудовых процессов.( см. приложение №1)
Лот № 2
Экскурсия в «зону ближайшего развития»
Хотите развивать ребенка? Так работайте в зоне его ближайшего развития!
Существует ряд интеллектуальных операций и умений, которые ребенок к определенному возрасту может выполнить сам. Это уровень его актуального, реального развития. Но существует и то, что сегодня он умеет делать только в сотрудничестве с взрослым или с более, старшим ребенком. Это уровень потенциального развития или зона ближайшего развития. Почему такое сотрудничество свидетельствует о потенциальном развитии?
То, что сегодня ребенок умеет делать только с помощью взрослого, завтра он научиться делать самостоятельно.
Обучая детей, я всегда работаю в зоне ближайшего развития. Зону актуального развития можно только проверять и эксплуатировать. Ведь это то, чему ребенок уже научился, то чем ребенок уже овладел.
Обучая детей, я вступаю с ними в общение – выстраиваю обучающую ситуацию , и каждый раз в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка ситуация выстраивается по-разному.
Это свидетельствует о том, что зона актуального развития у детей одинаковая, а зона ближайшего развития разная. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи.
В процессе обучения зона ближайшего развития меняется. Сегодня ребенок мог придумать историю только с моей помощью, а через некоторое время ребенку потребуется лишь несколько наводящих вопросов, а еще через время он может сделать это самостоятельно. Значит, это умение будет свидетельствовать уже об актуальном развитии ребенка, в свою очередь зона ближайшего развития теперь станет другой.
Лот № 3
Форма педагогического общения - диалог.
В основе диалога лежит умение задавать вопросы. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении и предполагает вовлечение детей в поиск ответа на него. Для создания условий диалога я проектирую разные ситуативные задачи:
- решить проблему
- найти какие либо факты или явления
- выбрать решение из альтернатив
- решить задачу, не имеющую однозначного решения
Например, знакомство детей со свойствами бумаги я начала с поискового задания: найти в группе предметы из бумаги. Так как предметы, которые принесли дети, были из разных сортов бумаги, появилась возможность определить их свойство и различие, возникла необходимость провести элементарные опыты, сделать соответствующие выводы и умозаключения, что дети с моей помощью и сделали.
Главным критерием выбора способов обучения для меня является тот, который делает ребенка активным, заинтересованным участником образовательного процесса и нацелен на конечный результат.
Лот № 4
Принцип систематизации и системности знаний.
Идея этого принципа состоит в том, что ребенка учат не только систематизировать или группировать предметы (не картинки, а реальные предметы) по признакам ( цвет, величина, использование), а и раскрывать многообразие сторон объекта познания, выявление причинно-следственных связей, осознание закономерностей (системность).
Приведу пример из практики иллюстрирующий эту идею. На занятии по теме «Посуда», я предложила детям предметы посуды из разных материалов (фарфор, пластмасса, картон, металл) дети называли эти предметы, рассматривали, обследовали, сравнивали, группировали по использованию (систематизация).
Но этим мы не ограничились, чтобы сформировать у детей системность знаний я предложила поразмышлять на тему: почему тот или иной предмет сделан из материала определенного качества. Дети с моей помощью выявили причинно-следственные связи.
Бумажная посуда не моется, поэтому она используется только один раз, она легкая и не бьется, поэтому ее берут на пикники. Фарфоровая посуда тяжелая, бьется, поэтому ее используют дома. Чайник и кастрюли сделаны из металла, их можно ставить на огонь, картонную посуду нельзя - она может сгореть (системность).
Лот № 5
Эпизодические игровые приемы.
Наряду с словесными, наглядными и практическими методами и приемами обучения на занятиях, я активно использую эпизодические игровые приемы. Например, «Скажи на
ушко». Суть этого приема в том, что дети должны самостоятельно найти ответ на поставленный педагогом вопрос и сказать тихо на ушко. Здесь нет возможности подслушать ответ, каждый должен подумать сам, найти его.
Прием «Найди ошибку» всегда вызывает у детей большой интерес и трудности одновременно. Простой пример - на доске пишет слово и преднамеренно делает в нем ошибку, детям необходимо найти ее и исправить. Этот прием еще называется в педагогике «ошибающийся учитель».
Лот № 6
Использование элементов ТРИЗ в работе с малышами.
ТРИЗ - это системный подход, раскрывающий структуру объектов, их внутренние и внешние связи, сводящий все знания об объекте в единое целое.
ТРИЗ – это совместное познавательное и интеллектуальное творчество педагога и детей.
Знакомя детей с явлениями природы и окружающего мира, я успешно использую некоторые элементы ТРИЗ - педагогики. Например, игровое упражнение « Хорошо - плохо» помогает детям рассматривать предмет или явление со всех сторон. Игра - размышление « Что было бы, если….» способствует развитию понимания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей.
Приведу пример занятия, на котором дети знакомились с разными видами городского транспорта, правилами дорожного движения и правилами для пешеходов. В конце занятия я задала вопрос: А что было бы, если бы светофор сломался?
Дети активно включились в обсуждение, высказывали разные предположения, предлагали варианты выхода из ситуации. В результате этого размышления у детей сформировалось понимание взаимосвязей и взаимозависимостей, отдельные факты и объекты с которыми они познакомились на занятии, стали предметом осознания, приобрели практическую значимость.